Почему пенсионерам назначили разные надбавки в январе, ответила министр

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Почему пенсионерам назначили разные надбавки в январе, ответила министр». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Размеры государственных социальных пособий зависят от группы и причины инвалидности, а также от величины прожиточного минимума (ПМ), устанавливаемого законом о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год.

Пособие по инвалидности

В 2022 году размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составляет 71 787 тенге (1,92 ПМ), II группы – 57 206 тенге (1,53 ПМ), III группы – 38 885 тенге (1,04 ПМ).

С 1 января 2023 года размеры государственных социальных пособий по инвалидности будут повышены на 8,5% в связи с изменением величины ПМ.

Размер пособия по инвалидности от общего заболевания I группы составит 77 889 тенге (1,92 ПМ), II группы – 62 068 тенге (1,53 ПМ), III группы – 42 190 тенге (1,04 ПМ).

Пособие по потере кормильца

В Казахстане семьям умерших кормильцев оказывается материальная поддержка в виде государственного социального пособия по случаю потери кормильца в зависимости от целого ряда факторов, а также от величины прожиточного минимума.

В 2023 году вырастет прожиточный минимум, это значит, что и пособие по потере кормильца также будет повышено — на — 8,5 процента

Размеры пособий по случаю потери кормильца с 1 января 2023 года составят:

  • при наличии 1 нетрудоспособного члена семьи — в размере 0,86 ПМ, или 34 888 тенге;
  • при наличии 2 – 1,49 ПМ, или 60 445 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 3 – 1,85 ПМ, или 75 049 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 4 – 1,96 ПМ, или 79 512 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи;
  • при наличии 5 – 2,03 ПМ, или 82 352 тенге на всех нетрудоспособных членов семьи.

Расходы на соцсферу в Казахстане в 2023 году запланированы в размере 10,6 триллиона тенге. Они вырастут практически на 2 триллиона тенге. Больше всего денег в бюджете заложено на социальное обеспечение и соцпомощь населению — 4,6 триллиона тенге.

Такой рост расходов на социальную сферу объясняется ежегодной индексацией. Кроме того, увеличивается количество получателей соцпособий и повышаются зарплаты бюджетников. Также в бюджет 2023 года заложены деньги на реализацию нескольких национальных соцпроектов.

Однако если соотнести расходы на соцсферу с валовым внутренним продуктом, то обнаружится, что они снижаются — с 9,5% в 2022 году до 9% в 2023. В том числе соотношение расходов на соцобеспечение и соцпомощь к валовому внутреннему продукту сокращается на 1%, на здравоохранение — на 0,5%, на образование — на 1%.

Выплата в связи с потерей работы

Cоциальная выплата по потере работы из uосударственного фонда социального страхования назначается участнику системы обязательного социального страхования со дня регистрации в качестве безработного в центре занятости населения.

Размер социальной выплаты зависит от дохода участника системы, с которого производись социальные отчисления, стажа участия в системе и коэффициента замещения дохода. Сейчас коэффициент замещения дохода составляет — 0,4. Выплата ведется от одного до шести месяцев, в зависимости от стажа участия в системе. С 1 января 2023 года предусматривается увеличение коэффициента замещения дохода с 40 до 45%. При этом порядок назначения выплаты будет сохранен и будет распространяться только на участников системы, потерявших работу и получивших статус безработного. Повышение размеров социальной выплаты по потере работы также коснется действующих получателей по состоянию на 1 января 2023 года, которое будет произведено автоматически.

Читайте также:  В 2023 году увеличились минимальные и максимальные размеры пособий

Пенсионная реформа в Казахстане

Сейчас в РК все еще происходит реформирование ПС ввиду большого количества пенсионеров. Началось оно в 1998 г. Но радикально пенсионную систему стали реформировать в 2018-2019 гг. Здесь также присутствует:

  1. повышение выплат;
  2. возможность досрочного изъятия накоплений;
  3. передача их части в частное управление;
  4. снижение комиссий, взимаемых ЕНПФ;
  5. отложенный аннуитет;
  6. реализация международного Соглашения о пенсионном обеспечении в странах ЕАЭС.

Запланированы и другие изменения:

  • отмена базовой части и ввод минимальной гарантированных выплат с 2028 г.;
  • появление дополнительных обязательных отчислений с 2023 г.;
  • увеличение взносов с 2029 г. с 1 до 5%;
  • направление накоплений сверх достаточного минимума на улучшение жилищного положения;
  • увеличение размера минимальных платежей из ЕНПФ.

Виды пенсии в Казахстане

Основное обеспечение предоставляется в виде базовой и солидарной частей, финансируемых за счет бюджетных ассигнований. Следующий уровень: обязательные отчисления — трудящихся — 10% и профессиональные работодателей — 5% от ЗП рабочих, занятых в опасных условиях труда. Третий уровень представлен индивидуальными и корпоративными добровольными взносами.

Актуальные виды обеспечения:

  1. базовое (зависит от трудового стажа и периода участия в накопительной системе, неработающие могут претендовать только на нее),
  2. солидарное (зависит от рабочих периодов до 1998 г.),
  3. три разновидности накопительного, состоящие —
  • из обязательных отчислений,
  • из обязательных профессиональных для лиц, занятых на вредном производстве,
  • из добровольных.

Размер базовой пенсии с 2018 года зависит от стажа работы и продолжительности участия в пенсионной системе. Ее размер составляет от 54% до 100% от прожиточного минимума. Прожиточный минимум (ПМ) в 2022 году составляет – 36 018 тенге. Таким образом, в 2022 году сумма базовой пенсионной выплаты варьируется от 19 449,7 до 36 018 тенге (при стаже работы от 33-х лет и выше).

В стаж участия в пенсионной системе при предоставлении государственной базовой пенсионной выплаты засчитываются:
1) трудовой стаж, выработанный за период до 1 января 1998 года, исчисленный в соответствии со статьей 13 настоящего Закона;
2) период, за который осуществлялись обязательные пенсионные взносы (Подпункт 2 вводится в действие с 1 января 2023 г., с 1 июля 2018 г. до 1 января 2023 г. действует в редакции статьи 2 Закона РК от 02.08.15 г. № 342-V)
3) время ухода неработающей матери или неработающего отца (при осуществлении им фактического ухода) за малолетними детьми, но не более чем до достижения каждым ребенком возраста 3 лет в пределах 12 лет в общей сложности;
4) время ухода за ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет;
5) периоды воинской службы, службы в специальных государственных и правоохранительных органах, государственной фельдъегерской службы;
6) период проживания за границей супруги (супруга) сотрудников дипломатических служб Республики Казахстан и международных организаций, но не более 10 лет в общей сложности;
7) период проживания супругов военнослужащих (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудников специальных государственных органов с супругами в местностях, где отсутствовала возможность их трудоустройства по специальности, но не более 10 лет в общей сложности;
8) периоды трудовой деятельности после 1 января 1998 года в российских организациях комплекса «Байконур»;
9) время ухода за инвалидом первой группы, одиноким инвалидом второй группы и пенсионером по возрасту, нуждающимися в посторонней помощи, а также за престарелым, достигшим 18-летнего возраста;
Государственная базовая пенсионная выплата предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из единого накопительного пенсионного фонда, и (или) добровольного накопительного пенсионного фонда, а также государственного социального пособия по инвалидности.

Размер государственной базовой пенсионной выплаты

Согласно определению в Законе «О Пенсионном обеспечении», размер минимальной пенсии является минимальным социальным стандартом в сфере социального обеспечения.

Читайте также:  Документы для сотрудника при увольнении в 2023 году

Размер государственной базовой пенсионной выплаты устанавливается на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете с поэтапным приближением к прожиточному минимуму.

Базовая пенсионная выплата предоставляется за счет бюджетных средств и предоставляется независимо от получения пенсионных выплат по возрасту и (или) из ЕНПФ.

Ее начисляют пенсионерам, которые вышли на пенсию до 1 января 1998 года и тем, кто достиг пенсионного возраста:

с 1 июля 2001 года — мужчинам по достижении 63 лет, женщинам по достижении 58 лет.

При этом назначение пенсионных выплат по возрасту женщинам производится:

с 1 января 2018 года — по достижении 58,5 лет;

с 1 января 2019 года — по достижении 59 лет;

с 1 января 2020 года — по достижении 59,5 лет;

с 1 января 2021 года — по достижении 60 лет;

с 1 января 2022 года — по достижении 60,5 лет;

с 1 января 2023 года — по достижении 61 года;

с 1 января 2024 года — по достижении 61,5 года;

с 1 января 2025 года — по достижении 62 лет;

с 1 января 2026 года — по достижении 62,5 лет;

с 1 января 2027 года — по достижении 63 лет.

Помимо возрастных критериев, государственная базовая пенсионная выплата начисляется гражданам, которые жили в зонах чрезвычайного и максимального радиационного риска в период с 29 августа 1949 года по 5 июля 1963 года не менее 5 лет.

Они имеют право на базовую выплату:

1) мужчины — по достижении 50 лет;

2) женщины — по достижении 45 лет.

Также получить базовую пенсию от государства имеют право женщины, родившие (усыновившие, удочерившие) 5 и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, по достижении 53 лет.

Реформа пенсионной системы в 2013 году

Было принято решение о создании Единого накопительного пенсионного фонда (ЕНПФ), единственным акционером и учредителем которого является Правительство Республики Казахстан. При всех недостатках государственного управления в этом есть очевидный плюс: такой собственник не будет заботиться о получении максимальной прибыли здесь и сейчас, так как банкротство полностью разрушит экономику страны.

На сегодняшний день фонд – единый администратор и оператор всех финансовых и информационных потоков накопительной пенсионной системы. Все ранее действующие организации этого направления ликвидированы, активы и обязательства переданы в ЕНПФ, которые на конец 2018 года составляли около 10 триллионов тенге.

Инвестиционным управлением средствами занимается Национальный банк Казахстана. Политика фонда ЕНПФ в части вложения средств ориентирована на инфраструктурные проекты, соответственно, высокой доходности ждать не следует.

Открытие новых авиарейсов

В республике продолжится открытие прямого авиасообщения с мировыми финансовыми центрами наряду с дальнейшей реализацией политики «открытого неба», которая позволит привлечь новых иностранных перевозчиков.

В частности, ожидается открытие рейсов из Астаны в Доху, из Актау и Шымкента – в Анкару, из Алматы и Актау – в Медину, в период весенне-летней навигации: из Астаны – в Баку и из Шымкента – в Душанбе.

Планируется увеличение рейсов из Астаны, Алматы, Актау, Туркестана и Атырау в Стамбул, из Астаны и Алматы – в Анталью, из Алматы – в Баку, Тбилиси, Пхукет и Мале.

Кроме того, планируется открыть рейсы в Пакистан из Алматы – в Карачи и Лахор, увеличить количество выполняемых рейсов в Индию по маршруту Алматы – Дели, в Китай по маршруту Алматы – Чэнду, в Великобританию по маршруту Алматы – Лондон, а также из Алматы в Бодрум, Батуми, Ираклион, Подгорицу и из Астаны – в Тбилиси и Подгорицу.

Вместе с тем ожидается возобновление рейсов по маршрутам Астана – Бишкек, Актау – Ереван, Алматы – Самарканд, Шымкент – Кутаиси.

Малазийская лоукост-авиакомпания Air Asia X с весенне-летней навигации планирует начать полеты из Куала-Лумпура в Алматы, а авиакомпания Thai Air Asia – из Бангкока в Алматы.

Читайте также:  Кухня на колёсах пошаговый бизнес план

Авиакомпанией Qeshm Air планируется начать выполнение полетов по маршруту Алматы – Токио с использованием 5 степени «свободы воздуха».

Авиакомпанией Air Astana в среднесрочной перспективе прорабатывается вопрос выполнения двух регулярных рейсов в неделю в Израиль по маршруту Алматы – Тель-Авив.

Какие доплаты имеют пенсионеры в Татарстане

Помимо выплат из ПФР пенсионеры республике имеют право на получение региональных мер социальной поддержки.

С января 2022 года все республиканские выплаты социального характера проиндексированы на 4%. Это коснулось порядка 600 тыс. татарстанцев.

Например, в 2022 году отдельные категории граждан в РТ могут получать следующие ежемесячные выплаты и льготы.

1Ежемесячная денежная выплата на проезд пенсионерам.

На нее могут претендовать пенсионеры, размер среднемесячного дохода которых не превышает 20 — 25 тысяч рублей, а уровень имущественной обеспеченности ниже установленных в РТ норм.

2Компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт.

Жители РТ, достигшие 70 лет, получают 50% скидку, а у тех, кто старше 80-лет, компенсация может достигать 100% взноса на капремонт.

3Особые меры социальной поддержки предоставляются ветеранам труда. Правда только тем, у кого величина среднемесячного дохода не превышает 20 000 рублей. Для них предусмотрены:

✓ ежемесячная денежная выплата;
✓ субсидия в размере 50 % расходов на оплату жилья в пределах социальной нормы площади жилья;
✓ субсидия в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг в пределах установленных нормативов потребления услуг для населения;
✓ субсидия в размере 50 % затрат по плате за абонентскую линию сети фиксированной телефонной связи, радио и коллективную антенну.;

Определенные льготы в РТ имеют также лица, награжденные государственными наградами Республики Татарстан, труженики тыла, реабилитированные граждане и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Право отложенного выхода на пенсию

В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

«Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.

По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).

«Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *