Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как в 2022 году не попасть под выездную налоговую проверку». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причины, по которым проводится выездная налоговая проверка, не установлены законом. Они формируются на практике, с учетом особенностей деятельности предприятий и организаций. Однако условно основания для назначения контрольных мероприятий можно разделить на две группы: практические и законные (решение руководителя ФНС России).

Кто принимает решение о проведении выездной проверки

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит налоговый орган по месту нахождения организации, обособленного подразделения иностранной организации или месту жительства физлица, признанных налоговыми резидентами РФ. Также решение может принять налоговый орган, уполномоченный федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ в отношении налогоплательщиков, имеющих местонахождение (место жительства) на территории этого субъекта.

Если организация относится к категории крупнейших налогоплательщиков (ст.83 НК РФ), решение о выездной проверке выносит налоговый орган, который поставил эту организацию на учёт в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельную налоговую проверку филиала или представительства проводят на основании решения налогового органа по месту нахождения такого обособленного подразделения или налогового органа, уполномоченного на проведение выездных налоговых проверок на территории субъекта РФ филиалов и представительств, имеющих местонахождение на территории этого субъекта РФ.

В решении о проведении выездной налоговой проверки должны содержаться следующие сведения:

  • полное и сокращённое название организации либо ФИО налогоплательщика;
  • предмет проверки (налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке);
  • периоды, за которые проводится проверка;
  • должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Может ли организация сменить свое место нахождение в период проведения проверки?

Может, но обратите внимание на следующие обстоятельства.

Налоговый орган, в котором организация состоит на учете, может принять решение о проведении выездной налоговой проверки до момента внесения в ЕГРЮЛ записи об изменении места нахождения этой организации. По мнению ФНС, принятие решения о проведении проверки в день снятия с учета законодательству не противоречит (письмо ФНС России от 24.12.2015 № ЕД-4-2/22699).

Если организация меняет место своего нахождения во время проведения в отношении нее налоговой проверки, то проверка будет продолжаться. Причем оформление ее результатов, вынесение решения будет производиться тем налоговым органом, который принимал решение о проведении проверки (письмо Минфина России от 05.09.2012 № 03-02-08/80).

Какой период может быть охвачен проверкой?

«Глубина» проверки – это период финансово-хозяйственной деятельности, за который проводится проверка. По общему правилу, проверкой может быть охвачен период, не превышающий 3-х календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки. Правоприменительная практика исходит из того, что в данном случае указан предельный срок для истекших календарных лет и не содержится запрета на включение в период проверки периодов текущего календарного года (Определение Верховного Суда от 09.09.2014 № 304-КГ14-737).

То есть, при принятии решения в 2016 году проверкой могут быть охвачены периоды 2013, 2014, 2015 годов и периоды 2016 года, истекшие до месяца принятия решения.

Более того, период проверки может включать и месяцы года принятия решения о проверке, если речь идет, например, о проверке налогового агента по НДФЛ, обязанность которого в части удержания и перечисления налога не связана с окончанием налогового периода (Постановление Президиума ВАС РФ от 05.07.2011 № 1051/11). Тем самым, возможно привлечение налогового агента к ответственности и по результатам проверки месяца еще не истекшего налогового периода.

Также следует иметь в виду, что налоговый орган в целях осуществления проверки правильности исчисления и уплаты налога на прибыль в рамках периода, охваченного выездной проверкой, вправе проверить правильность формирования убытка.

Налогоплательщик должен документально подтвердить обоснованность убытка за весь срок, когда он уменьшает налоговую базу на суммы ранее полученного убытка (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).

Поэтому действия инспекции по проверке заявленных в проверяемом периоде убытков прошлых лет, включая периоды его формирования, не охваченные решением о проверке, основаны на нормах налогового законодательства и являются правомерными (Постановление АС Уральского округа от 07.09.2015 № Ф09-5869/15).

Что такое выездная налоговая проверка?

Налоговый кодекс РФ не предусматривает конкретного определения понятия «выездная налоговая проверка». Определить суть данного надзорного мероприятия можно, рассмотрев ряд характерных признаков:

  • проведение проверки осуществляется только по месту нахождения налогоплательщика;
  • предмет надзорного мероприятия – правильность и своевременность уплаты налогов;
  • назначается проверка исключительно руководителем налогового органа, проводится уполномоченным должностным лицом;
  • срок выездной проверки составляет два месяца;
  • в ходе выездных проверок осуществляется анализ документов, находящихся у налогоплательщика и запрашиваемых непосредственно ФНС РФ;
  • максимальный период надзорных мероприятий составляет три года.

Таким образом, выездная налоговая проверка является формой контроля со стороны уполномоченных руководством ФНС России лиц, направленной на выявление нарушений в сфере исчисления и уплаты налогов в установленные законом сроки.

Определяя суть выездного налогового контроля, нужно обозначить положения, определяющие то, что должные лица делать не вправе.

  1. Во-первых, не разрешается проведение двух и более проверок за один период или по одному и тому же виду налогов.
  2. Во-вторых, в течение одного календарного года также не допускается реализация контрольных мер более одного раза.
  3. В-третьих, согласно статье 89 НК РФ срок выездной налоговой проверки не может превышать трех лет, которые отсчитываются с момента вынесения решения.

Вынесение решения по результатам выездной налоговой проверки

По итогу проверки должное лицо подводит итог и формулирует соответствующие выводы. Если были выявлены нарушения законодательства, то налоговый орган, анализируя имеющиеся сведения, выносит одно из возможных решений:

  • привлечение налогоплательщика к ответственности, в частности административной;
  • отказ в привлечении лица к ответственности даже при наличии правонарушений (ст. 101 НК РФ).

Поскольку решение по результатам проверки так же, как и при ее назначении, выносится руководителем ФНС России (в некоторых случаях его заместителем), то потребуется изучение нескольких документов:

  • акт налоговой проверки;
  • материалы, представленные в ходе проверки;
  • возражения налогоплательщика.

При этом исследование материалов должно помочь дать ответы на ряд вопросов, поставленный перед руководителем ИФНС при принятии решения:

  • Совершал ли плательщик налогов действия, приводящие к нарушению законодательства?
  • Образуют ли действия плательщика состав правонарушения?
  • Есть ли необходимость привлечения лица в ответственности?

Когда могут проверить повторно

Бывает, что выездной контроль проводят не один, а несколько раз — это называется повторной проверкой. Она возможна только при наличии одного из двух оснований, которые предусмотрены законом:

  • Контроль инспекции, которая выполняла проверку в первый раз. За деятельностью ИФНС тоже следят. Если у вышестоящего налогового органа возникнут сомнения в том, что контроль был выполнен надлежащим образом и налоги доначислены в полном объеме, то он вправе назначить повторный выезд.
  • Подача уточненной декларации, где сумма налога уменьшена. Бывает так, что уже после выездного контроля предприниматель сообщает, что допустил ошибку, из-за которой заплатил больше налогов, чем требуется. В этом случае сотрудники ИФНС могут приехать еще раз и убедиться в законности уточненной декларации.

Вручение акта выездной налоговой проверки

Составленный и подписанный акт выездной налоговой проверки вручается лицу, в отношении которого проводилась налоговая проверка.

Акт налоговой проверки в течение пяти дней с даты этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем).

При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков акт налоговой проверки в течение 10 дней с даты этого акта вручается ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков.

Как правило, налоговые органы не принимают мер по вручению акта проверки лицу, в отношении которого проводилась проверка, а ограничиваются направлением его по почте.

Есть ли мораторий на выездные проверки в 2021 году

Нет, мораторий на выездные налоговые проверки в 2021 отсутствует. Не путайте плановые налоговые проверки ФНС и плановые проверки, которые проводят другие госорганы.

Правительство установило мораторий на проведение проверок постановлением № 1969 от 30.11.2020 года. Основную часть субъектов МСП не проверяют до конца 2021 года. Но запрет распространяется на плановые проверки Роспотребнадзора, Государственной Инспекции Труда, МЧС и другие неналоговые ревизии. Налоговых проверок указанные нормы не касаются и мораторий на них не действует.

Наоборот, для налоговиков созданы все условия для реализации проверок в нестабильной ситуации и в условиях пандемии (Федеральный закон № 248-ФЗ от 31.07. 2020 года «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», постановление Правительства № 1969 от 30.11.2020 года). В 2021 году выездные налоговые проверки могут проводиться с использованием средств дистанционного взаимодействия, в том числе аудио- или видеосвязи. В частной беседе специалисты Управления ФНС рассказали, что мораторий на налоговые проверки не планируется вводить в 2021-2022 годах, даже если будет наблюдаться резкое ухудшение эпидемиологической ситуации, иными словами ослаблять свою хватку ФНС точно не планирует.

Как в 2021 году ФНС выбирает претендентов на проведение выездной налоговой проверки

Инспекторы проводят выездную проверку с напутствием от начальства, что абсолютно у всех имеются схемы уклонения от уплаты налогов и любой предприниматель не доплачивает государству. Не секрет, что руководством ИФНС ставятся планы на то, какие минимальные доначисления контролеры должны собрать по результатам проверки. Сумма в 500 тыс. руб. сейчас считается легким испугом и крайне успешной выездной проверкой для налогоплательщика. Согласно официальной информации ФНС в 2020 году по результатам одной выездной проверки контролеры в среднем взыскивали с одной компании около 20 млн. руб.

Читайте также:  Отчет о движении денежных средств

По-хорошему профессиональный бухгалтер всегда находится в режиме боевой готовности. Ведь к проверке обычно приводят стратегические просчеты в налоговом планировании, применение устаревших или высокорисковых способов оптимизации налогообложения, сделки с сомнительными контрагентами, неправильно сданные отчета, несвоевременные платежи в бюджет, а также регулярные изменения в законодательстве, за которыми не всегда успевает проследить бухгалтерия и т.д.

Прежде чем инициировать визит, налоговики стараются выявить махинации на стадии предпроверочного анализа. В таком случае инспекторы до проверки активно запрашивают информацию у компании и ее партнеров, ищут однодневки в цепочках поставок, обнал и т.д. Официально установлено 12 критериев, по которым налоговики отбирают кандидатов на выездную проверку (приложение 2 к приказу ФНС № ММ-3-06/333@ от 30.05.2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»). Несложно догадаться, чем больше у вас их совпадет, тем выше вероятность прихода с проверкой нежданных гостей. А вот и сами критерии:

  • налоговая нагрузка ниже средней по отрасли;

  • убытки в течение 2-х лет подряд;

  • высокая доля вычетов НДС (более 89%);

  • расходы растут быстрее и не пропорционально росту доходов (налоговики будут искать искусственное занижение налогов из-за «лишних» затрат в учете);

  • среднемесячная заработная плата работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в регионе

  • частое приближение в лимитам, дающим право на применение спецрежимов (УСН, ПСН, ЕСХН);

  • расходы ИП максимально близки к сумме его дохода;

  • всевозможные посреднические сделки, в которых не прослеживается деловая цель;

  • непредставление документов и пояснений по запросам налоговой инспекции (особенно по НДС и налогу на прибыль);

  • смена места регистрации фирмы и миграция между ФНС;

  • существенное отклонение уровня рентабельности;

  • ведение деятельности с высоким налоговым риском (имеется ввиду подозрения на мнимые и фиктивные сделки и т.д.).

На самом деле налоговики анализируют деятельность по более 100 критериям риска, но перечисленные 12 считаются основными.

Как проводится выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка – это гораздо более сложное, длительное и негативное по своим последствиям для налогоплательщика мероприятие, чем камеральная проверка. Начинается выездная проверка со дня вынесения решения о ее проведении, которое проверяющие должны предъявить вам вместе со своими служебными удостоверениями.

Для проведения проверки вы должны предоставить контролерам помещение на своей территории. Если это невозможно, например, по причине того, что ООО зарегистрировано на домашний адрес или проверяют индивидуального предпринимателя, не имеющего офиса, то выездная налоговая проверка будет проводиться на территории налогового органа. В этом случае возникает проблема передачи в налоговую инспекцию множества ваших документов, поэтому иногда проверяющие соглашаются на то, чтобы проводить проверку во временно арендованном соседнем офисе.

В ходе выездной налоговой проверки налоговики не только изучают документы, но и опрашивают налогоплательщика и его работников. Инспекторы должны получить доступ ко всем документам, связанным с расчетом и уплатой налогов, в том числе и к их подлинникам. Возможно проведение и других мероприятий налогового контроля, таких как:

  • выемка документов и предметов;
  • допрос свидетелей;
  • назначение экспертизы;
  • осмотр;
  • инвентаризация имущества;
  • привлечение специалиста, переводчика.

Срок проведения выездной налоговой проверки не должен превышать двух месяцев, а филиала или представительства — одного месяца. Двухмесячный срок может быть продлен до четырех и даже до шести месяцев. Кроме того, проверка может быть приостановлена по причинам, указанным в п. 9 статьи 89 НК РФ на срок до шести месяцев. На период приостановления выездной проверки деятельность контролеров прекращается, а подлинники документов возвращаются налогоплательщику (если только они не были получены в результате выемки).

Заканчивается выездная налоговая проверка составлением справки, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения. Справка только фиксирует срок окончания выездной налоговой проверки, а результаты ее отражаются в акте.

В отличие от камеральной проверки, при выездной акт должен быть составлен обязательно, даже если никаких нарушений выявлено не было. Составляется акт выездной налоговой проверки в течение двух месяцев после справки о ее окончании. Акт должен быть вручен налогоплательщику лично (или его представителю), а в случае, если он уклоняется от его получения, то акт направляется по почте, и считается врученным на шестой день с даты отправки заказного письма. Порядок подачи возражений по акту выездной проверки, вынесения решения и обжалования такой же, как и по камеральной проверке.

Основные виды налоговых проверок

Налоговые органы проводят следующие виды налоговых проверок налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов:

  • камеральные (документальные) налоговые проверки;
  • выездные налоговые проверки.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Сравнительная классификация налоговых проверок (выездных и камеральных)

Камеральная проверка Выездная проверка
Кто проверяет Сотрудники местных фискальных органов Сотрудники фискальных органов любого уровня
Что проверяется Документация только за отчетный период Документация за период до 3 лет
Причина проверки Не требуется Не требуется
Регулярность Каждый период, по мере предоставления деклараций Выборочно
Где проверяется По месту расположения надзорной службы По месту расположения проверяемой организации
Кого проверяют Всех налогоплательщиков (и физических лиц, и юридических лиц) Только юридических лиц
Что делается Анализ предоставленной документации Все действия, разрешенные НК РФ

Итак, выездные налоговые проверки могут проводиться в отношении совершенно различных юридических лиц. Но если посмотреть на статистику, то ИП на упрощенке – самые реальные кандидаты. Почему так происходит? Да, в первую очередь дело в том, что подобных фирм просто больше, чем полноценных ООО, ОАО или ЗАО. Да и каждый предприниматель, при наличии условий, всегда будет пытаться перейти на УСН, ведь это просто выгодно. Да и даже если не все требования выполнены, зачастую руководитель стремится к этой системе. Это и есть второй аспект, проверка законности этого своеобразного перехода.

Что же касается самого понятия, то четкого определения в НК РФ не зафиксировано. Но его без проблем можно вывести. Подобный форматы, в отличие от камерального аналога всегда носит специальный характер. То есть, это не рядовой процесс, который проходит по итогам каждого отчетного периода, месяца или года. Нет, систематически подобное исследование не проводится уже с 2018 года, не считая некоторых предприятий, функционирующих в сфере здравоохранения или социальной.

Порядок проведения процедуры

Строгого регламента опять же не существуют. Да, есть некоторые элементы, которые в той или иной ситуации применяются. Но какие будут задействованы в вашем случае, зависит от подозрений и тяжести потенциальных нарушений, сферы их появления и многих иных факторов.

Все же процедура проведение выездной налоговой проверки оформляется только законным методом. Поэтому после каждого действия будет составлен акт. А они могут быть следующими:

  • Визуальный осмотр помещений. И не стоит препятствовать с получением доступа в любые комнаты или здания. Даже, если это кабинет директора. Все же в этом ракурсе у ФНС есть законные требования беспрепятственного перемещения по территории.
  • Инвентаризация. Вот почему мы подчеркивали важность этого момента на предварительном этапе и необходимости программного обеспечения, упрощающего этот процесс. Налоговики будут максимально пристальны во время своей работы. Поэтому, если комиссия, проводящая инвентаризацию до этого, отнеслась к работе спустя рукава, на этом этапе вся правда и вскроется.
  • Запрос и выемка документов. То есть, документацию могут и потребовать предъявить на месте. И забрать с собой для дальнейшего изучения, если прямо сейчас нет возможности выявить наличие или отсутствие ошибок и фальсификации.
  • Экспертиза. Для этой задачи привлекаются независимые эксперты самых различных областей и уровня. Помните, что вы не оплачиваете их деятельность, даже если окажется, что нарушения реально имели место быть. А также вы вполне вольны наблюдать за их работой. Присутствовать при проведении выездной налоговой проверки – это ваше право.
  • Допрос. Лица, являющиеся работниками компании, а также третьи лица, обладающие информацией, дают свидетельские показания. По закону принудить к этому нельзя. Но помните, что отказ от дачи информации сможет стать причиной для обращения в суд. А в ходе судопроизводства уже отказывать не получится.

Комментарий к Статье 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая ревизия может проходить в налоговой инспекции.

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находится организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).

В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения.

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

В ст. 89 НК РФ сказано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:

Читайте также:  Регистрация машины на несовершеннолетнего ребенка в 2023 году

1) полное и сокращенное наименование либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Уточнения по поводу того, что должен содержать акт проверки, понадобились потому, что отсутствие необходимых реквизитов в тексте решения в некоторых случаях было причиной для отказа проверяющим в доступе для проведения проверки. Например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 мая 2005 г. по делу N А42-8818/03-27.

В п. 5 ст. 89 НК РФ уточнено, что налоговики не вправе проводить две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период. Исключение составляет случай, когда руководителем федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов, принято решение о необходимости проведения выездной налоговой проверки налогоплательщика сверх указанного ограничения.

Получается, что в принципе руководитель ФНС России может решить проверить фирму и больше двух раз. Тем более что в Налоговом кодексе РФ не уточнено, в каких случаях фискалы могут принимать решения о более частных проверках. Так что не исключено, что налоговики будут злоупотреблять этой нормой.

И еще. Указанное правило не распространяется на выездные проверки, которые проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации (п. 11).

Добавим, в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, которые не превышает три календарных года. При этом отсчет ведется от того года, в котором вынесено решение о проведении проверки. Это норма была и раньше — в ст. 87 НК РФ.

При определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Причем основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются ФНС России.

Правда, пока неясно, что будет считаться «исключительными случаями». Например, в Письме МНС России от 20 апреля 2004 г. N 06-4-03/640 указано, что продлить срок выездной налоговой проверки можно, если:

проводится ревизия крупнейших и основных налогоплательщиков;

получена информация от правоохранительных и контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующая о наличии у налогоплательщика нарушений налогового законодательства и требующая дополнительной проверки;

присутствуют форс-мажорные обстоятельства (затопление, наводнение, пожар и т.п.) на территории, где проводится проверка, и т.д.

Пункт 7 ст. 89 НК РФ определяет, что в рамках выездной налоговой проверки инспекция вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Проверяющие вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. Ранее налоговики могли проверять филиалы и представительства налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора) независимо от проведения проверок самого налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора). Теперь самостоятельные проверки возможны лишь в отношении региональных (налог на имущество, налог на игорный бизнес и транспортный налог) и местных налогов (земельный налог и налог на имущество физических лиц).

Налоговая инспекция, проводящая самостоятельную выездную проверку филиалов и представительств, не вправе проводить в отношении филиала или представительства две выездные налоговые проверки и более по одним и тем же налогам за один и тот же период.

Согласно п. 8 комментируемой статьи срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

А можно ли срок проверки прервать? Можно. Теперь в Налоговом кодексе РФ четко зафиксированы случаи, когда это можно сделать.

Пункт 9 ст. 89 НК РФ гласит: руководитель (заместитель руководителя) налогового органа может приостановить проведение выездной налоговой проверки для того, чтобы:

1) истребовать документы в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

2) получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров;

3) провести экспертизу;

4) перевести на русский язык документы, представленные налогоплательщиком на иностранном языке.

Причем приостановить проверку для того, чтобы потребовать документы, налоговики могут только один раз. Приостановить и возобновить проведение выездной налоговой проверки можно только по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего проверку.

Самое главное, что теперь в Налоговом кодексе РФ четко сказано, что общий срок, на который можно приостановить проверку, не может превышать шесть месяцев. Если проверка была приостановлена для того, чтобы получить информацию от иностранных государственных органов в рамках международных договоров, и в течение шести месяцев налоговая инспекция так и не смогла ничего получить от иностранцев, срок приостановления проверки может быть увеличен дополнительно на три месяца.

Правда, в тексте Кодекса не сказано, сколько раз можно прибавлять еще по три месяца в этом случае. Очевидно, что скорей всего один раз. В итоге максимальный срок выездной налоговой проверки равен 1 году и трем месяцам. Это при самом худшем развитии ситуации. Причем продлить срок проверки может только федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

Добавим, что на период, когда проверка приостановлена, приостанавливаются и действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика. Ему возвращают все подлинники, которые были запрошены при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с проверкой.

Повторной признается выездная налоговая проверка, которая проводится независимо от того, когда была предыдущая проверка по тем же налогам и за тот же период.

Комментарий к Ст. 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя (его заместителя) налоговой инспекции на территории (в помещении) налогоплательщика. И только в том случае, когда у налогоплательщика нет возможности предоставить помещение для выездной налоговой проверки, такая проверка может проходить в налоговой инспекции (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Решение о проведении выездной налоговой проверки выносит та налоговая инспекция, в ведении которой находятся организация или предприниматель. В ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки).

В отношении крупнейших налогоплательщиков решение о проведении выездной налоговой проверки принимает налоговая инспекция, которая ставила организацию на учет в качестве крупнейшего налогоплательщика.

Самостоятельная выездная налоговая проверка филиала или представительства проводится на основании решения налогового органа по месту нахождения обособленного подразделения (абз. 4 п. 2 ст. 89 НК РФ). При этом согласно абз. 2 п. 7 ст. 89 НК РФ налоговый орган вправе проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов. При этом Минфин России отмечает, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрено проведение налоговым органом самостоятельной выездной налоговой проверки обособленного подразделения, не являющегося филиалом или представительством организации, а также проведение указанной проверки филиалов или представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты федеральных налогов, в том числе предусмотренных специальными налоговыми режимами (Письмо Минфина России от 28 марта 2011 г. N 03-02-08/32).

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Поэтому ее несоблюдение в принципе может повлечь за собой отмену итогов проверки, проведенной на основании такого решения. Форма решения утверждена Приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. N САЭ-3-06/892@. Решение о проверке налоговый орган обязан оформить соответствующим образом, то есть указать все предусмотренные реквизиты, поскольку в дальнейшем этот документ будет являться основанием для всех последующих действий ревизоров.

В абз. 5 п. 2 ст. 89 НК РФ указано, какие сведения обязательно должно содержать решение о проведении выездной налоговой проверки. Это:

1) полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;

2) предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

3) периоды, за которые проводится проверка;

4) должность, фамилия и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

В соответствии с п. 3 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка в отношении одного налогоплательщика может проводиться по одному или нескольким налогам.

Предметом выездной налоговой проверки являются проверяемые налоги.

Предмет проверки указывается путем перечисления наименований конкретных налогов (сборов) либо указанием на проведение выездной налоговой проверки «по всем налогам и сборам». Указание в качестве предмета проверки отдельных вопросов исполнения законодательства о налогах и сборах не допускается.

При проведении проверки налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы (гл. 26.1 — 26.5 НК РФ), предмет проверки указывается: «по всем налогам и сборам».

Выездная налоговая проверка в отношении консолидированной группы налогоплательщиков проводится в отношении налога на прибыль организаций. Учитывая, что предметом выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков являются правильность исчисления и своевременность уплаты налога на прибыль организаций по этой группе (п. 4 ст. 89.1 НК РФ), решение о проведении выездной налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков содержит неизменяемый реквизит «в отношении исчисления налога на прибыль всех участников консолидированной группы налогоплательщиков». Проведение таких проверок не препятствует проведению отдельных выездных налоговых проверок участников консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций в части доходов, не включаемых в налоговую базу по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков, а равно в части периодов, когда организация не являлась участником консолидированной группы (п. 1.3.1 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

В соответствии с п. 4 ст. 89 НК РФ предметом выездной налоговой проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, если иное не предусмотрено гл. 14 «Налоговый контроль» НК РФ.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).

Читайте также:  Пенсия военнослужащих: размер, последние новости и изменения в 2023 году

Период, за который проводится проверка, должен состоять из целого числа налоговых периодов по всем налогам, сборам, по которым назначена проверка. При этом выездная налоговая проверка может быть назначена не ранее наступления сроков представления налоговых деклараций за последний налоговый период по всем налогам, по которым назначена проверка.

При проведении проверки по нескольким или всем налогам и сборам (независимо от формулировки предмета проверки) ФНС России рекомендует налоговым органам устанавливать единый период, за который проводится проверка, при этом может не совпадать период по проверкам правомерности заявленных к возмещению сумм налогов, перечисления налоговыми агентами налогов в бюджет.

В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки. То есть в данном случае речь идет о глубине выездной налоговой проверки (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ). Из этого правила абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ предусмотрено единственное исключение: в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 налоговая декларация (п. 1.3.2 Письма ФНС России от 25 июля 2013 г. N АС-4-2/13622 «О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок»).

В случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации в рамках соответствующей выездной налоговой проверки проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ).

При применении п. 4 ст. 89 НК РФ необходимо учитывать следующее:

1) норма применяется в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации за период, превышающий 3 календарных года, предшествующие году, в котором представлена такая декларация;

2) норма предоставляет налоговому органу право провести выездную налоговую проверку за период, за который представлена уточненная налоговая декларация;

3) момент представления уточненной налоговой декларации (во время проведения выездной налоговой проверки, до ее проведения, после проведения) для применения нормы значения не имеет. Вместе с тем имеет значение, проводилась ли ранее выездная налоговая проверка по тому налогу и за тот период, за который представлена уточненная налоговая декларация, так как п. 4 ст. 89 НК РФ не предоставляет налоговому органу право проведения повторной выездной налоговой проверки по одному и тому же основанию.

Комментарий к ст. 89 НК РФ

Выездная налоговая проверка представляет собой одну из форм налогового контроля. Осуществляется данный вид проверки в отношении налогоплательщиков-организаций и индивидуальных предпринимателей. В этих рамках может быть проведена проверка любого налогоплательщика.

1. Комментируемая статья посвящена важнейшему виду налоговой проверки — выездной налоговой проверке. Нормы комментируемой статьи устанавливают следующее:

а) выездная налоговая проверка может быть проведена только по решению руководителя (его заместителя) налогового органа, по общему правилу того, на учете в котором состоит налогоплательщик;

б) в ряде случаев выездная проверка возможна по решению руководства вышестоящего налогового органа (например, при проведении им контрольной проверки). В этом случае проверяющие должны предъявить постановление, подписанное руководителем вышестоящего налогового органа (п. 4 ст. 87 НК РФ);

в) выездная проверка может проводиться не чаще одного раза в год и не может продолжаться более двух месяцев. При этом следует учесть, что:

упомянутые правила имеют характер общих;

два месяца, длительность проведения проверки, исчисляются в календарных днях. Говоря другими словами, если в ходе выездной проверки имели место перерывы, то это в расчет не берется — налоговый орган должен уложиться именно в двухмесячный срок;

г) лишь в исключительных случаях продолжительность выездной проверки может быть увеличена до трех месяцев, для чего необходимо мотивированное (с указанием конкретных причин) решение любого вышестоящего налогового органа (вплоть до МНС России). Упомянутые исключительные случаи могут быть самыми разнообразными, например, большой объем проверяемых сведений, наличие многих территориально обособленных подразделений организации, противодействие проведению ВНП, необходимость проведения сложных и длительных экспертиз. Если у проверяемой организации есть филиалы и представительства, то срок проведения указанной выше проверки увеличивается на один календарный месяц (на проведение выездной проверки каждого из филиалов и (или) представительств) самим налоговым органом, проводящим проверку (т.е. в данном случае решение вышестоящего налогового органа не требуется);

е) налоговые органы вправе:

— проверять филиалы и представительства организации в ходе проверки самой организации;

— независимо от проведения выездной проверки в организации;

— срок проверки только одного филиала — не более одного месяца;

ж) в комментируемой статье императивно установлено, что срок проведения указанной проверки:

— включает время фактического нахождения проверяющих должностных лиц налогового органа на территории (по месту нахождения организации, по месту жительства физического лица, в помещениях, где осуществляется деятельность, в офисах и т.д.) проверяемого;

— не включает периоды времени, которые проходят между вручением проверяемому лицу требования представить документы (ст. 93 НК РФ) и представлением этих документов. Нужно учесть, что МНС России утвердило новый Порядок назначения выездных налоговых проверок (Приказ от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318).

2. Специфика правил, указанных в абзаце 3 комментируемой статьи, состоит в том, что:

а) они применяются, если проведение выездной налоговой проверки связано с ликвидацией юридического лица (ст. 49 НК РФ) или ее реорганизацией (ст. 50 НК РФ). Распространять их на проверку физических лиц было бы неправомерным;

б) они также подлежат применению, если выездная проверка проводится любым вышестоящим налоговым органом;

в) они допускают возможность проведения новой проверки. Другими словами, общее правило о том, что выездная проверка проводится не чаще одного раза в год, в данном случае не действует. С другой стороны, правила о том, что налоговой проверкой могут быть охвачены не более чем три календарных года деятельности налогоплательщика и что выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух, а в исключительных случаях — более 3 месяцев, действуют и в данном случае (ст. 87 НК РФ).

3. В комментируемой статье законодатель устанавливает, что уполномоченные должностные лица налоговых органов (см. ст. ст. 30 — 33 НК РФ), осуществляя выездную проверку, могут проводить:

а) инвентаризацию имущества налогоплательщика — в соответствии с Положением о порядке проведения инвентаризации имущества налогоплательщиков при налоговой проверке. В ходе инвентаризации проверяются и документально подтверждаются наличие, состояние и оценка имущества. Установленные при этом расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухучета отражаются в ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, а также на счетах бухучета. Излишек имущества приходуется и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на увеличение финансирования (фондов); недостача и порча имущества в пределах норм естественной убыли относятся на издержки производства или обращения, сверх норм — на счет виновных лиц либо списываются в установленном порядке на финансовые результаты организации, а у бюджетной организации — на уменьшение финансирования (фондов) (ст. 12 Закона о бухучете). Результаты инвентаризации учитываются в решении по результатам выездной проверки (ст. ст. 100, 101 НК РФ);

б) осмотр (обследование) имущества налогоплательщика.

4. В комментируемой статье законодатель устанавливает следующие правила:

а) выемка документов осуществляется в соответствии с правилами статьи 94 НК РФ и лишь при наличии достаточных оснований, т.е. данных, однозначно или с большой степенью вероятности полагающих, что документы, свидетельствующие о правонарушениях (любых, а не только налоговых), могут быть уничтожены, скрыты, изменены, заменены;

б) допускается лишь выемка таких документов, которые:

свидетельствуют о правонарушениях;

указаны в перечне изымаемых документов. Этот перечень составляется должностным лицом, проводящим выездную проверку, прилагается к акту о выемке документов;

пронумерованы (если документ состоит из нескольких листов, страниц, то нумеруется и каждая страница, каждый лист), прошнурованы и скреплены печатью и (или) подписью налогоплательщика (в тех случаях, когда нет у него печати, например у физического лица). Если налогоплательщик отказывается скрепить изымаемые документы, то должностное лицо, проводящее ВНП, должно сделать об этом специальную отметку в акте об их выемке;

в) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностному лицу налогового органа (проводящему проверку) составлять письменный акт о выемке документов, в котором необходимо указать:

— название документа и дату его составления;

— Ф.И.О. и должности лиц, проводящих проверку и составивших акт;

— данные о плательщике (налоговом агенте);

— данные, послужившие основанием для изъятия документов;

— краткое обоснование необходимости изъятия документов;

— перечень изымаемых документов (он прилагается к акту);

— замечания налогоплательщика по поводу как перечня изымаемых документов, так и обстоятельств, послуживших основанием для их выемки, а также процедуры проведения изъятия;

— подписи должностных лиц, составивших акт;

— иные сведения, предусмотренные законодательством о налогах;

г) требования налогоплательщика (ст. 89 НК РФ) о необходимости внесения в акт о выемке документов его замечаний:

— могут быть и устными, и письменными;

— должны быть конкретными и касаться именно изъятия документов;

— должны быть удовлетворены должностными лицами, составляющими упомянутый акт;

д) правила абзаца 5 комментируемой статьи императивно предписывают должностным лицам (составившим акт о выемке документов) передать копию этого документа налогоплательщику (под его расписку либо иным способом, позволяющим достоверно установить как факт, так и дату передачи упомянутого акта).

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа, а в случае проведения выездной налоговой проверки налогоплательщиков — иностранных организаций, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации в порядке, установленном пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса, — по месту нахождения обособленного подразделения такой организации. (В редакции Федерального закона от 15.02.2016 № 32-ФЗ)


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *