Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чередование гласных в корне». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Корень дал дол правило
Словообразовательный разбор
Как правильно определить безударную гласную в корне? Для этого мы можем воспользоваться словообразовательным разбором.
Деления слова на морфемы (такой разбор называется морфемным) не всегда достаточно для полного анализа, поэтому рассмотрим следующий алгоритм:
1. Объяснить лексическое значение; 2. Разбить слова на морфемы; 3. Сравнить слово с другими однокоренными для выяснения способа образования слова; 4. Определить, от чего образована основа слова. |
- Морфема — наименьшая часть слова, их используют для образования форм и новых слов. Корень есть в каждой самостоятельной части речи.
- Чередования согласных в корне слова нужны для упрощения произношения, слова все еще остаются однокоренными.
- Порой слово переходит в другую часть речи, так как в предложении от него требуется другая грамматическая роль. Этот метод применяется для образования новых слов.
- Словообразовательный разбор помогает нам определить способ образование слова. Для этого нужно определить его лексическое значение, с помощью разбиения на морфемы понять, как образовано слово и от чего происходит основа.
Прикасаться — прикосновение
Положить — полагать
Тварь — вытворять
Заря — зори
Скакать — выскочить
Растение — росток
Пригорать — гарь
Вымирать — умереть
Отдирать — отдерёшь
Блистать — блестеть
Вытирать — вытереть
Упомянуть — упоминать
Чередующиеся гласные в корне слова: таблица и правила
Корни с чередующимися гласными легче всего запоминаются в форме таблицы.
Корни с чередованием | Правило и условие написания |
---|---|
раст- или ращ- и рос- лаг или лож- скак- или скоч- |
Правило написания раст-рост (рас-ращ-рос), а также остальных корней из группы выглядит так: Чередование гласных в корне тут зависит от последующей буквы: Перед ст (щ) пишем а, перед с — о; Перед г пишем а, перед ж — о; Перед к пишем а, перед ч — о. |
Корни с чередующимися гласными
-бер- — -бир-, -дер- — -дир-, -мер- — -мир-, -пер- — -пир-, -тер- — -тир-, -блест- — -блист-, -жег- — -жиг-, -стел- — -стил-, -чет- — -чит-: перед суффиксом —А— пишется И (собИрАть, зажИгАть, настИлАтъ), в остальных случаях пишется Е (блЕстеть, зажЕчь).
- -лаг-—-лож-: перед Г пишется А (прилАгать, прилАгательное), перед Ж пишется О (прилОжение, предлОжить),
- -кас-—-кос-: если за корнем следует согласная Н, то пишется О (кОснуться, прикОсновение), в остальных случаях пишется А(касАтельная, касАться);
Слово, которое подвело участников «Тотального диктанта» (их самые частые ошибки мы разобрали здесь). Можно блестеть, а можно блистать — и это совершенно разные глаголы, которые нельзя между собой путать. По правилу в словах с чередованием блес-/блищ-блист- перед «ст» пишется буква «и», если после корня следом идёт ударная «а». Например: блистательно, блистать, блистающий. В остальных случаях «и» вытесняется «е»: блестеть, блестящий, проблеск.
Минутка красоты в «Грамотности». Если вы хоть раз наращивали ногти, ресницы, волосы и называли их «нарОщенными» — присядьте, пожалуйста. Потому что это неправильно — и по правописанию, и по произношению. Слово «наращённые» образовано от глагола «наращивать». По правилам: в корне рос-/раст-/ращ- на месте безударного гласного перед «с» пишется буква «о», а перед «ст», «щ» — «а». Проверяем: ударение падает на «ё» (полезная буква всё-таки), значит, всё попадает под правило.
«ДАлина» или «дОлина» — как правильно пишется слово?
И это лишь малая часть всех чередований, на которых можно голову поломать! Лав-лов, крап-кроп, ста-сто, лад-лод, вес-вис, сед-сид, щеп-щип и др. Однако некоторые правила поражают своей сложностью. Например, правописание сед-сид:. Исключения: е перед мягким: седельник, седельце, чересседельник, седельный; и перед твердым: сидушка, высидка, высидной, высидочный. Под ударением может быть и и , и е : сидя, сесть, присед. У корня сед- есть омоним: седой. Среди заданий ЕГЭ, которых коснулись изменения, есть и задание, в котором проверяется знание правописания безударных гласных в корне.
В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное. Зачем вообще нужно выделять корень слова и искать однокоренные слова? Дело в том, что один из основных принципов русской орфографии правописания — это морфемный принцип. Промокательная бумага, непромокаемый плащ, обмакнуть перо в чернила, вымокнуть под дождем, макать хлеб в молоко, рекорды пловцов, яркий поплавок, задачи с уравнением, подравняться в строю, заровнять поверхность, проскакать на лошади, земная равнина, проскочить мимо, прикоснуться к росточку, расстилаться по долине. В корнях бер- — бир-, дер- — дир-, мер- — мир-, пер- — пир-, тер- — тир-, блест- — блист-, жег- — жиг-, стел- — стил-, чет- — чит- пишется и , если дальше следует суффикс — а- : соб и рать, зад и рать, зам и рать, зап и рать, ст и рать, бл и стать, сж и гать, выч и тать, расст и лать; в противном случае пишется е : б е ру, д е ру, ум е реть, зап е реть, ст е реть, бл е стеть, выж е гший, выч е т, расст е лить.
Возникает вопрос: почему её относят к корням с чередованием? Если по контексту наблюдается, что нечто погрузили в жидкость целиком, окунули, то в таком случае употребляют корень -мак-: макать печенье в компот ; макать перо в чернильницу ; обмакнуть хлеб в варенье. Другое дело, если слово обозначает, что предмет пропустил жидкость через себя: промокательный вкладыш ; ребенок намочил ноги ; намочить волос ы; промокнуть написанное.
Скачу, скачок, скачи, вскачь. Слагаемое, полагать, разлагать — сложить, положить, разложить. Касаться, касательная — коснуться, прикоснуться. Равнина, поровну, уровень, ровесник. Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется и, если суффикса нет, то в корне пишется е. Забирать — заберу. Пожимать — пожать, нажимать — нажать, разминать — размять, понимать — понять, начинать — начать, поминать — память.
После гласной и, например: диета, реквием, кариес. После гласных кроме и в соответствии с произношением пишется э, например: силуэт, поэзия, дуэт. В словах: проект, проекция, реестр, феерия. В начале слова в соответствии с произношением пишется э это, экзамен, этаж, экономика и в производных от них отэкзаменовать, сэкономить.
Как отмечалось см. В то же время по традиции во многих словах после твёрдых согласных и после гласных там, где нет звука [ j ] также пишется е, а не э. Пишется Е Пишется Э 1. В иноязычных словах после согласного, например: кашне, стенд, леди, денди, Мери. После согласных в некоторых иноязычных словах: мэр, сэр, пэр и производных от них мэрия, пэрство , в некоторых именах собственных: Бэкон, Бэла, Улан-Удэ.
Инфо Постепенно у тебя разовьётся интуиция, и слова с непроверяемыми гласными не будут создавать трудности. Итак, несмотря на кажущуюся глупость, это правило очень полезно! Если не удаётся отнести слово к словам с чередующимися гласными в корнях и подобрать проверочные слова изменив форму слова или поискав однокоренные слова , то перед тобой слово с непроверяемой гласной. Чередование гласных в корнях русских слов — системное явление.
Правописание слова «долина»: грамматика, примеры употребления и значение
Оздоровительные учреждения готовы встретить посетителей круглый год. Конечно, предпочтение отдается именно летнему сезону, когда дети свободны от учебы и могут вдоволь насладиться развлечениями или оздоровительными процедурами.
Получить льготные путевки в лагерь для детей или санатории можно разными способами.
Если день передачи установить невозможно, этот срок исчисляется со дня изготовления товара. В нем, в частности, сказано, что не будет считаться прогулом использование работником дней отдыха после каждого дня сдачи крови и ее компонентов, если работодатель отказал в их предоставлении (подп. Первичная специализированная помощь взрослым: нефрология. Желательно, чтобы в расписке был указан четкий график, согласно которому будет погашаться долг.
Обратите внимание на написание выделенных корней слов:
Как видите, выделены корни тер – тир, бер – бир, мер – мир. В одном случае написана буква е, в другом – буква и. То, что мы сейчас наблюдаем, называется чередованием. Чередование – это взаимозамена звуков, занимающих одно и то же место в морфеме.
есть суффикс а , пиши в корне и: у бир а ть , блист а ть , нет суффикса а , пиши е: бер ёт , блест еть .
- есть суффикс а , пиши в корне а: кас а ться , кас а ние ,
- нет суффикса а, пиши о: кос нуться , при кос новение
«пропускать жидкость, впитывать жидкость», то пиши о: вы мок под дождем , «погружать в жидкость», пиши а: мак ать .
«ровный, гладкий», пиши о: вы ровн ять дорогу , за ровн ять ямки , «равенство», пиши а: у равн ять в правах , равн осторонний .
без ударения, пиши о: гор и ? т , клон и ? лся , твор и ? ть , под ударением, пиши, как слышишь: за га ? р , кла ? н яться , тво ? р чество , тва ? рь .
Исключения:росток, отрасль, Ростислав, ростовщик, Ростов.
Буквы е и и в корнях с чередованием.)
– Записываем тему урока.
Какую цель мы поставим на урок?
Цель: формирование умения правильно писать корни с чередованием е-и
— Какие задачи нам надо решить, чтобы достичь цели урока?
1. Познакомиться с правилом «Буквы е-и в корнях с чередованием».
2.
Научиться находить орфограмму в словах.
3. Отработать способ проверки орфограммы.
4. Оценить свои знания.
— Как вы думаете, какая будет первая задача?
Решить первую задачу нам поможет задание, которое мы только что выполняли.
– Определите вид глаголов.
– Какой вывод можно сделать? (Глаголы образуют видовые пары)
– Выделите корни и подчеркните чередующиеся в них гласные.
– Посмотрите внимательно.
Если на корни –гАр— и – клАн— падает ударение, то в них пишем букву А, но если эти корни безударные, то в них пишем О.
- -гАр -//- гор- (за гАр – за гор ать)
- -клАн-//-клон- ( клАн яться – по клон иться)
ать — за бЕр ёшь)
- -пир-а // -пер- (за пИр ает — под пЕр еть)
- -дир-а //-дер- (с дИр ать — дЕр ёт)
- -тир-а // -тер- (с тИр ать — вы тЕр еть)
- -жиг-а //-жеч- (с жИг ать — с жЕч ь)
- -блист-а // -блест- ( блИст ать — блЕст еть)
- -стил-а // -стел- (пере стИл ать — за стЕл ешь)
- -чит-а //-чест- (по чИт ать — по чЕс ти)
- -мир-а //-мер- ( за мИр ал — за мЕр еть)
Как найти в слове корень
Чтобы найти корень, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза — березняк, берёзонька, берёзовый, подберёзовик.
носорог, водолаз, ледокол, змеелов, стеклорез, ледоход, вертолёт, углевоз, скалолаз, пешеход, пылесос, сталевар, овощевод, камнепад, рыболов
- Выскажите своё мнение: в данных словах один корень или два? От каких слов образовалось каждое слово? Как вы думаете, почему эти слова называют сложными?
- Спишите любую группу слов в алфавитном порядке.
- Выделите в сложных словах корни: . Подчеркните буквы о или е, которые соединяют корни сложных слов.
Сне ж ок, сне ж инка, сне г овик, сне ж ный Попробуйте произнести все эти слова с корнем снег Дру ж ок, подру г а, дру ж ный, дру ж ить, дру з ья Попробуйте произнести все эти слова с корнем друг Решаем проблему, открываем новые знания — Почему заменяется последний звук и последняя буква корня в некоторых однокоренных словах? — Какое слово было родоначальником всех остальных? Допишите его. — Какой звук был исходным, основным? Каким он заменился ? — Какой вывод можно сделать на основе наблюдений? [ г/ж/ з ] [ г/ж ]
Как-то Много лет назад Посадили странный сад . Не был он фруктовым, Был он только словом. Это слово, Слово-корень, Разрастаться стало вскоре И плоды нам принесло – Стало много новых слов. Вспоминаем то, что знаем — Прочитайте стихотворение. — О чем это стихотворение? — Почему поэт называет сад странным? — Прочитайте выделенные слова, выпишите их.
Гласная зависит от ударения
В корнях -гар- и -гор-, -зар- и -зор-, -клан- и -клон-, -твар- и -твор- правописание гласной в корне зависит от ударения.
В корнях -гар- и -гор- под ударением пишется буква а, без ударения — о, например:
зага́р – загоре́ть.
В корнях -зар- и -зор- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — а, например:
заря́ – зо́ри.
Исключения: зоря́нка, зорева́ть.
В корнях -твар- и -твор-, -клан- и -клон- под ударением пишется буква, которая слышится, без ударения — о, например:
творе́ц – тва́рь – твори́ть,
клони́рование – кла́няться – покло́н.
Корни с чередованием ИМ, ИН
В корнях -ча- и -чин-, -мя- и -мин-, -жа- и -жин-, -ня- и -ним-, -кля- и -клин- буква и пишется, если после корня следует суффикс -а-, например:
начал – начинаем,
мять – сминать,
сжать – сжимать,
принять – принимать,
проклятие – заклинание.
Таблица чередующихся гласных в корне слова с примерами
- к а с а ться, к а с а ние, к а с а тельная, прик а с а ться;
- прикосновение, прикоснуться, коснись;
- изл а г а ть, прил а г а ть, прил а г а ю, предл а г а ть, нал а г а ть;
- изложить, изложение, приложить, приложение, предложить, предложение, заложить, обложной.
- гор е ть, гор е лка, загор е ть, загор е лый, загор е вшийся, загор а ть, угор е ть, угор е лый, подгор е ть, подгор е лый, подгор е вший, погор е лец, сгор е ть, несгор а емый, выгор а ть, выгор е ть, выгор а ние,возгор а ть, возгор а ние, перегор е ть;
- заг а р, уг а р, уг а рный.
- поклон е ние, поклон и ться, поклон и сь, поклон я ться, склон е ние;
- кл а няться, укл о н, покл о н, Покл о нная гора;
- твор и ть, твор е ние, твор е ц, сотвор и ть, сотвор е ние;
- тв а рь, тлетв о рный, затв о р, притв о р.
В первом классе мы учились делать звуко-буквенный разбор слова — но далеко не каждый взрослый с ходу ответит на вопрос «Сколько звуков в слове „веер“?». Чередующиеся гласные настигли нас уже в пятом классе, но мы по-прежнему можем путать корни «мак» и «мок», «ровн» и «равн». Сдуваем пыль со школьного учебника и вспоминаем пары корней, которые учили скороговоркой.
Переходим к сезонным словам — непромокаемым плащам, штанам и вообще всему непромокаемому. При непростом выборе между корнями «мак» и «мок» нужно обратить внимание на значение слова. Так, в глаголах (и производных словах) со значением «погружать в жидкость» в корне следует писать букву «А»: «макать кисточку», «макание». В словах со значением «пропускать жидкость» уже пишем в корне «О»: «непромокаемые штаны», «обувь промокает».
Эта информация, конечно, носит справочный характер и помогает понять причины явления. Однако вас волнует, естественно, другая проблема: как правильно писать слова, в которых встречается чередование звуков. Причём основные трудности касаются безударных гласных.
А теперь обратимся к корню -кас-кос-, слов с этим корнем немного, гласные а-о в них всегда безударные. Некоторые слова не имеют приставок: касательная, касание, касаться – коснуться. Их нужно отличать от похожих слов с проверяемыми гласными: коса, сенокос, косьба, косарь, косогор, косичка, косуля (олень), косой взгляд, косить.
Для того чтобы запомнить правила выбора букв в корнях с чередующимися гласными, нужно разделить эти корни на две группы: первая группа объединяет корни с чередующимися гласными И и Е, вторую группу составляют корни с чередующимися гласными А и О.
I. В корнях БИР/БЕР, ДИР/ДЕР, МИР/МЕР, ПИР/ПЕР, ТИР/ТЕР, БЛЕСТ/БЛИСТ, ЖЕГ/ЖИГ и других буква И пишется только в том случае, если после корня следует суффикс -А-. Например: БЛЕСТЕТЬ – БЛИСТАТЬ, УМЕРЕТЬ – УМИРАТЬ, ВЫТЕРЕТЬ – ВЫТИРАТЬ. Исключением из правила являются слова СОЧЕТАТЬ И СОЧЕТАНИЕ.
II. Написание корней с чередующимися гласными А и О может зависеть от места ударения в слове, от значения слова и от тех букв, которые следуют за чередующейся гласной.
1. От места ударения в слове зависит написание корней ГОР/ГАР, КЛОН/КЛАН, ТВОР/ТВАР, ПЛОВ/ПЛАВ, ЗOР/ЗАР. Под ударением в этих корнях пишется то, что слышится, там ошибку допустить невозможно, а вот гласные, пишущиеся в безударном положении следует выучить наизусть: ГОР, КЛОН, ТВОР, ПЛАВ, ЗАР. Исключения: ВЫГАРКИ, ИЗГАРЬ, ПРИГАРЬ, ПЛОВЕЦ, ПЛОВЧИХА.
2. От значения слова зависит выбор буквы в корнях МАК/МОК и РАВН/РОВН. Слово со значением «погружать в жидкость пишется с буквой А (МАКАТЬ КИСТЬ В КРАСКУ), если же его значение «постепенно пропитываться», то следует писать О (ОБУВЬ ПРОМОКАЕТ). Слово, имеющее значение «гладкий, горизонтальный, прямой», пишется с буквой О (РАЗРОВНЯТЬ ЗЕМЛЮ НА КЛУМБЕ), а слово со значением «одинаковый» следует писать с буквой А (РАВНЕНИЕ ПО РОСТУ, УРАВНОВЕШЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК). Исключения: РАВНИНА, РОВЕСНИК, ПОРОВНУ, УРОВЕНЬ.
3. От следующих после чередующихся гласных букв зависит написание корней ЛАГ/ЛОЖ, РАСТ/РАЩ/РОС, КАС/КОСН, СКАК/СКОЧ. Рассмотрите примеры: ПРЕДЛАГАТЬ – ПРЕДЛОЖИТЬ, РАСТЕНИЕ – ВЫРАЩИВАТЬ – ПОДРОСЛИ, КАСАТЬСЯ – КОСНУТЬСЯ, СКАКАТЬ – ВСКОЧИТЬ. Исключения: ОТРАСЛЬ, РОСТОК, РОСТОВЩИК, РОСТОВ, РОСТИСЛАВ и СКАЧОК, СКАЧУ.
Упражнение
- корни с чередованием а (я) — им (ин): перед суффиксом —А— пишется ИМ (ИН) (замИнАть, зажИмАть), в остальных случаях пишется А (Я)(замять, зажать);