Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздельный сбор мусора с 1 января 2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Проект предложило законодательство с целью улучшения экологической обстановки, так как в ходе опросов выяснилось: больше половины россиян считают неблагоприятной окружающую среду. Тогда закон не стал внедряться во всех регионах, но где он принят к исполнению, теперь не нужна лицензия для организации раздельного накопления отходов. Также документ дает возможность каждому жителю дома влиять на расположение баков для отходов, сортировочных предприятий, полигонов и мусороперерабатывающих заводов, что было крайне сложно сделать ранее.
Поправки создают задел на будущее
Поправки коснутся не только юридических, но и физических лиц. Например, в них прописана обязанность граждан соблюдать требования о раздельном сборе отходов и накоплении вторичных ресурсов на мусорных площадках. «Удивительно, но принятие такого важного закона, который в прямом смысле напрямую коснется каждого жителя РФ, прошло относительно незаметно. Это несколько беспокоит, поскольку многие положения вступают в силу довольно скоро и готовиться к ним необходимо уже сейчас — как организациям, так и физическим лицам», — отметила в разговоре с «ЭЖ» Олеся Кужель, директор экологического движения «ДОМ» Проектного офиса развития Арктики.
При этом она подчеркнула, что закон, безусловно, важный и нужный. Последние годы власти много говорят про экономику замкнутого цикла и стараются двигаться к ней — каждый регион в том темпе, который обусловливают географические условия и плотность населения. Поэтому закон, закрепляющий определение вторсырья и вторичных ресурсов, а главное, обязательность их утилизации, нужен был давно.
По словам О. Кужель, при ознакомлении с поправками может сложиться ощущение, что они немного опережают время. Это выражается в двух ключевых моментах.
Во-первых, далеко не во всех населенных пунктах сегодня отлажен процесс раздельного сбора и накопления отходов. Особенно эта проблема актуальна для удаленных территорий. Отсутствие развитой инфраструктуры может демотивировать людей, которые должны, согласно новому закону, обеспечивать раздельное накопление или сдавать в места сбора вторичные ресурсы — то есть сортировать отходы дома. Сегодня многие и так скептически относятся к раздельному сбору, а если он будет внедряться там, где нет прозрачной инфраструктуры и логистической цепочки для утилизации, этот скептицизм явно укрепится, полагают специалисты.
При этом они надеются, что к моменту вступления в силу всех положений закона ситуация изменится или появятся разъяснения властей, как тем, кто находится на территориях, где должной инфраструктуры еще нет, выполнять данные предписания. Поправки, обязывающие юрлица и ИП утилизировать вторичные ресурсы, а физические лица — сортировать отходы, вступают в силу в марте 2023 г., а полный запрет на захоронение вторичных ресурсов — только с 2030 г. Полноценную инфраструктуру чиновники также планируют подготовить к 2030 г.: предполагается, что к этому сроку будут построены или реконструированы 868 объектов обращения с отходами, а регионы с помощью государства закупят необходимое количество контейнеров для раздельного сбора.
Второй момент напрямую связан с первым — это вопрос готовности общества и экологической грамотности как людей, так и организаций. «На мой взгляд, это едва ли не важнейшая проблема внедрения раздельного сбора. Здесь важно не просто информировать, что и как можно сдать на переработку — хотя и это объемная работа, которая потребует постоянной коммуникации. Не менее важно донести до людей и компаний, почему именно необходимо сортировать и утилизировать отходы, как наши сегодняшние действия или бездействие в этой сфере влияют на нашу жизнь, жизнь наших детей и планеты в целом», — подчеркнула О. Кужель.
В борьбе за чистоту одних усилий властей будет мало. Каждый гражданин должен подключиться к программе, которая будет заключаться в раздельном сборе мусора. С января в каждом дворе столицы и Подмосковья должны появиться контейнеры для различного типа бытовых отходов. В Москве это будет пять фракций: бумага, стекло, металл, пластик и пищевые отходы. В области пока ограничатся разделением мусора на сухой (чистый) – бумага, стекло, пластик; и мокрый (грязный) – остатки пищи, листва, который будут отправлять на мусоросжигательные заводы. Непищевой же мусор будет раз в неделю забирать специальная машина и отправлять его на вторичную переработку.
Сложного в этом ничего нет, что и доказывают акции, проводимые волонтерами. Например, в Сергиево-Посадском районе в мае 2019 прошла акция, организованная волонтерами общественного движения «Мусора больше нет» и «Воздух», которые еще семь лет назад занялись раздельным сбором отходов. В результате мероприятия люди смогли избавиться от накопившегося у них мусора и получили памятку о том, как правильно сортироваться свои отходы. Оказалось, что при раздельном сборе мусора ведро с отходами выносится гораздо реже.
Долгое время даже само понятие «раздельный сбор» в России было вне законодательных формулировок. Лишь в 2017 году в основном законе об отходах – Федеральном законе № 89-ФЗ в редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 503-ФЗ – появились соответствующие термины и полномочия у органов власти:
Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами: К полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся: организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления).
Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в области обращения с отходами
- К полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору) и транспортированию твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих поселений.
- К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
- К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих городских округов.
Статья 13. Требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований
- Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
- Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Юрлица и ИП, которые осуществляют деятельность в сфере обращения с отходами, операторы по обращению с ТКО, региональные операторы по обращению с ТКО должны сдавать отчет не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным периодом.
Т.е., если вы организация, относящаяся к субъектам малого и среднего предпринимательства, и у вас:
- образуются ТКО массой не менее 0.1т;
- заключен договор с региональным оператором;
- не осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления
Возникли ожесточённые споры относительно «мусорной реформы». Одни специалисты считают, что это – «мертворожденное дитя» и провальный проект, другие называют его грандиозной выкачкой денег из населения. Третьи восторженно отзываются об этой затее и говорят, что наконец-то мы выйдем на высокий уровень по обработке и утилизации отходов.
Все реформы нужно с чего-то начинать. Никогда нововведения не проходят гладко. Для стабилизации и полноценной работы созданной системы необходимо время, финансовый приток и кропотливый труд тысяч специалистов.
Конечно, среди населения растёт недовольство введёнными тарифами. Реформа тормозится из-за возникновения непредусмотренных факторов. Но в целом она вполне способна поднять доход государства и улучшить состояние окружающей среды.
Как самостоятельно организовать раздельный сбор мусора?
Совет: перед тем как приступать к активным действиям, узнайте, кто из соседей готов поддержать вас. Действовать вместе эффективнее и проще, к тому же чем больше единомышленников вы найдете, с тем большей вероятностью раздельный сбор мусора будет реализован в действительности, а не на бумаге. Установить контейнеры важно, но не менее важна и ответственная сортировка мусора.
- Узнайте, какие компании в вашем районе могут предоставлять услуги по РСО. Для этого посмотрите в интернете, какие компании работают в соседних районах, или обратитесь к местным властям. Если вы не можете отыскать такую информацию, обратитесь в экологические компании, работающие в вашем регионе, они окажут поддержку, в том числе информационную.
- Организуйте общее собрание жильцов. На нем сообщите о своем предложении организовать раздельный сбор отходов. Если это сопряжено с дополнительными расходами (то есть жильцы сами платят за вывоз мусора), организуйте голосование о принятии такого решения. Все необходимо зафиксировать в протоколе.
- Обратитесь в вашу управляющую компанию и заручитесь ее согласием и поддержкой. Иногда УК отказывают в таких инициативах, если не видят в них смысла или считают, что процесс слишком сложный и запутанный. Подготовьте аргументы в пользу вашего предложения. С 1 января 2019 года муниципальные власти имеют полномочия по определению мест накопления отходов и экологическому просвещению населения (503-ФЗ РФ, ст. 8) – вы можете воспользоваться этим. Если согласие получено, совместно выберите компанию, которая будет предоставлять услуги по РСО. После этого снова организуйте собрание жильцов и утвердите на нем тарифы, по которым вы будете работать с подрядчиком, вывозящим отходы.
- Оформите необходимые документы. Если ваша придомовая территория находится в ведении муниципальных или районных властей, их нужно поставить в известность о том, что вы планируете установить контейнеры для раздельного сбора мусора и получить на это разрешение. Если придомовой территорией распоряжается УК, она сама может оформить такое разрешение.
Также требуется подписать соглашение между УК и заготовительной компанией, которая будет вывозить мусор. Рекомендуется отразить в этом соглашении такие пункты:
- Ответственность сторон за сохранность контейнера.
- Порядок вывоза мусора.
- Ответственность за неисполнение взятых на себя обязательств.
- Предоставление регулярных отчетов о ходе работы заготовителя.
- Порядок работы по информированию жителей.
Бизнес на вторсырье: утилизация и переработка
Если управляющие компании смогут продавать вторсырье прямо на перерабатывающие заводы, то это позволит уменьшить суммы платежей для граждан.
Поставив баки для раздельного сбора мусора, управляющие компании смогут заключить два договора. Один – на утилизацию отходов, которые невозможно переработать. А вторсырье отправится на производства, заинтересованные в приобретении отходов, которые можно переработать.
Сопредседатель общественного движения «Жилищная солидарность» Дмитрий Катаев высказал свое особое мнение по поводу этой новации. Он считает, что раздельный сбор в России приживется только в случае, если за несоблюдение этой процедуры будут штрафовать.
Однако отслеживать нарушителей будет очень сложно, поэтому более разумно заниматься сортировкой уже на полигоне.
Несмотря на неоспоримые плюсы раздельного сбора отходов, лишь 4-5 % мусора в России перерабатываются и используются как вторсырье.
Проблемы сортировки:
- Дефицит финансовых ресурсов для закупки уличных контейнеров, обеспечивающих сбор отходов по фракциям. Источники этой статьи расходов – платежи населения по заниженным тарифам и недостаточные средства субсидий из бюджета.
- Нежелание людей сортировать отходы. Организация раздельного складирования мусора дома не всем под силу. Установить ведра, баки для раздельного сбора мусора в квартире сложнее, чем в частном доме, так как они занимают много места.
- Трудность переработки. При складировании отходов в один бак требуется ручная сортировка мусора на мусоросортировочных станциях. Сложно найти сотрудников на «грязную» работу.
- Дорогостоящее оборудование для сортировки и переработки отходов, стоимость которого варьируется от 10 до 50 тысяч долларов, в зависимости от назначения. Эти вложения долго окупаются, а иногда уходят в минус, поэтому невыгодны частному бизнесу.
Минимизировать недостатки переработки мусора во вторичное сырье может осознанный выбор сортировки отходов гражданами на начальном этапе.
Наклейки, плакаты, таблички, содержащие информацию о раздельном сборе отходов, размещают в общественных местах, подъездах многоквартирных домов для информирования населения.
Мнения экспертов по решению проблемы
Комментирует Председатель совета директоров инжиниринговой компании «2К» Иван Андриевский.
Пока мы видим только декларации и дорожные карты. Впереди годы работы, перспективы на бумаге четкие, но на деле туманные, поскольку страна большая, и чтобы внедрять в каждом регионе раздельный сбор мусора нужно не только вложиться в затратную инфраструктуру, при том, что у нас 15 регионов испытывают дефицит бюджета, но, главное – убедить граждан, что им нужно сортировать мусор.
В идеале переработка становится прибыльным бизнесом, и сами граждане в ней заинтересованы. Но чтобы дойти до такой точки, нужно очень много сделать. Нужна система действенных штрафов и стимулов. Пока же мы видим только внедрение экологичных пакетов в крупных городах, редкие точки приема вторсырья и мусорные бунты. Скажем, Архангельск протестует против того, чтобы к нему привозили московский мусор. Если чиновники не могут популярно объяснить, зачем они это делают, если они не могут по-человечески договориться с людьми, то, очевидно, что реализация программы раздельного сбора мусора стоит пока на низкой стадии.
В других странах переход на раздельный сбор мусора занял на один десяток лет. Время, правда, было другое, процессы развивались медленнее. Сегодня можно достичь всего быстрее, за считанные годы. Но для этого нужна твердая политическая воля. Показателен пример Москвы – в столице еще в 2012 году запустили эксперимент по раздельному сбору мусора, но где его результаты? Мало кто о них знает. Если в одном городе не смогли, то что говорить о всей стране.
Вывоз ТКО в сельской местности, в поселениях, деревнях, селах — правила
По Федеральному Закону «Об отходах производства и потребления» за утилизацию всего хлама от частного жилья, отвечает местный орган власти. Если у нас имеется ТСЖ (товарищество собственников жилья), ответственным лицом становится ТСЖ. Владельцы наделов складывают свой мусор в места, которые указывает управление ТСЖ.
Если у нас нет подобной организации, ТБО необходимо относить на контейнерную площадку, место которой официально утверждено исполнительной властью, либо упаковывать в ёмкости, которые предоставляет региональный оператор по вывозу ТБО. Оператор становится ответственным за ваш мусор лишь после того, как загрузит его в свой мусоровоз. Вот такие вот правила вывоза ТКО в сельской местности, в деревнях и селах действуют с 1 января 2019 года.
Контейнерное складирование отходов подразумевает сортировку. Биологический мусор, помои, органика складываются отдельно. Они привлекают крыс и птиц, становясь источником биологического заражения, поэтому вывозятся в первую очередь. Хлам, который не требует спешной утилизации, скапливается отдельно.
Контролировать качество услуг компании, которая вывозит ТКО – гражданский долг каждого собственника или арендатора. Если услуги оказываются небрежно, нерегулярно, вообще не оказываются, следует подать жалобу в Роскомнадзор или районную прокуратуру. Обычно мы любим громко возмущаться, но из лени ограничиваемся словесным выражением протеста. Если вместо «ора» использовать своё право и вовремя информировать власти о нарушениях – польза окажется в разы больше.
Существует немало способов утилизировать отходы, не причиняя вред себе и окружающей среде. Остатки пищи, травы, листьев – отличное сырьё для компоста. Удобрение для грядок из него гораздо лучше любой химической подкормки. Ветки и спилы деревьев пойдут на растопку, а в измельчённом виде сыграют роль укрывающего слоя при посадках. Если есть возможность вывозить и сдавать во вторсырьё бумагу, железо, пластик – за это можно получить деньги.
Правильное хозяйствование уменьшает количество проблем. Неправильное – серьёзно нарушает качество жизни. Уродливые, вонючие свалки в лесопосадках, на окраинах посёлков, гниют, отравляют грунтовые воды и почву. Дожди и ветра возвращают вредные вещества на наши участки. Подобного круговорота легко избежать, научившись обращаться с побочными продуктами жизнедеятельности.
Куда выбрасывать органические отходы
Категория включает в себя продукты растительного и животного происхождения. Мы выбрасываем в больших количествах:
- Остатки костей после переработки мяса;
- Картофельную кожуру;
- Стебли растений;
- Увядшие листья, зелень;
- Остатки овощей, фруктов, другой еды – несъеденной или с истекшим сроком годности.
На полигоне такой мусор зарывают. В процессе гниения он выделяет метан – парниковый газ. Объемы вредных выбросов настолько велики, что меняется климат на планете.
К сожалению, в России не разработанасистема по организованному сбору органических отходов. Каждый вправе самостоятельно решить эту проблему. Подскажем варианты:
- Купить универсальный диспоузер для измельчения отходов, которые после сливаются в общую канализацию (подходит для Москвы, так как только в столице в настоящее время внедрена система переработки органики в биотопливо, которое обеспечивает энергией ТЭЦ);
- Установить комнатный компостер со специальным фильтром;
- Обратиться в орган муниципального самоуправления с предложением о создании инфраструктуры по сбору органики у населения и предприятий.
Тарифы на вывоз мусора для населения сейчас зависят от региона. Плата за обращение с отходами не входит в услуги ЖКХ. Она относится к жилищным услугам.
Новая схема предполагает, что люди должны платить не по нормативам, а за фактически накопленный мусор. Методика расчета тарифа строится на основе двух показателей:
- количества контейнеров;
- периодичности вывоза отходов.
Например, если на многоквартирный дом приходится три контейнера, а вывозят их раз в сутки, то, соответственно, за месяц вывозится 90 контейнеров, исходя из этого параметра и формируется платеж на человека. Тариф будет устанавливаться по факту вывоза.
На федеральном уровне схему хотят дополнить расчетами о снижении платы. Специалисты «Российского экологического оператора» (ППК «РЭО») поясняют, что создание федеральной схемы вывоза мусора поможет увидеть реальную картину на рынке и равномерно рассчитать нормы накопления мусора. Такая схема также поможет установить, с каких объектов куда везти отходы на переработку и утилизацию.
Расчет суммы за уборку мусора предполагает применение формулы:
тариф на 1 человека * число проживающих/зарегистрированных человек (законных владельцев)
В субъектах Федерации стоимость услуг за вывоз мусора различна, среднее значение — 100/150 рублей с человека.
Рассчитывается плата в зависимости от статуса оператора. Отнесение к определенной категории проводится на основании постоянного расчета отходов региона:
- образование мусора более 30% общего объема — крупная компания;
- до 30% — небольшая.
Для больших предприятий тарифная сетка разрабатывается самостоятельно с учетом торгов, небольшие ограничиваются установленной тарификацией.
Местные НПА по накоплению ТКО
С внедрением реформы в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами в каждом регионе стали разрабатываться и утверждаться местные НПА, регламентирующие порядок накопления ТКО. Рассмотрим текст оного их таких документов – Приказ Управления Ленинградской области по организации и контролю деятельности по обращению с отходами от 6 июля 2021 года N 6 «Об утверждении порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления)» (с изменениями на 21 июня 2021 года). Данный порядок накопления ТКО определяет общие требования к организации и порядку осуществления накопления (в том числе раздельного накопления) ТКО на территории Ленинградской области в целях установления единого подхода и предназначен для образователей ТКО, а также операторов по обращению с ТКО.
Данный приказ во многом дублирует текст Постановления № 1156. Помимо этого, документ требует, чтобы контейнеры были изготовлены из пластика или металла, имели крышку, предотвращающую попадание в контейнер атмосферных осадков и животных, за исключением случаев, когда контейнерная площадка, на которой расположен контейнер, имеет ограждение и оборудована крышей. Контейнеры и бункеры должны быть промаркированы с указанием наименования и контактных данных оператора. В порядке также упоминается про запрет складирования горящих, раскаленных отходов, КГО, снега и льда и проч.