Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какой штраф за пешехода (если не пропустить на переходе)?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Алгоритм действий пешехода, если он получил легкие и средние травмы при наезде
-
Вызвать ГИБДД, чтобы зафиксировать факт наезда. Постарайтесь найти свидетелей и записать их контактные данные (если дело дойдет до взыскания ущерба с водителя через суд, очевидцы вам очень помогут).
- Обратиться в медучреждение и зафиксировать повреждения.
-
Став участником ДТП и получив травму, сложно понять, насколько она серьезная. Бывали случаи, когда спустя несколько дней при обращении в медучреждение у пострадавших обнаруживались травмы разной степени тяжести. Поэтому никогда не стоит пренебрегать помощью врачей, чтобы исключить более серьезные повреждения. Мало того, без медицинских справок не удастся получить компенсацию. Протокол от ГИБДД и справка из медорганизации будут служить доказательством того, что травмы вы получили именно на дороге.
- Вы также можете запросить записи с городских камер видеонаблюдения.
Какой штраф предусмотрен за непропуск пешехода в 2022 году?
Сумма штрафа за непропуск пешехода, имеющего преимущество движения, установлена в КоАП статьей 12.18. Сумма штрафа за это нарушение составляет 1500 — 2500 рублей. Столько придется уплатить, если не пропустить пешехода либо выехать за стоп-линию (наехать на “зебру”), создав препятствие для прохода пешехода. Если нарушение было допущено впервые, то водитель получит минимальную сумму штрафа, а именно 1500 рублей.
К сожалению, не все водители внимательны и вежливы на дорогах, поэтому ДТП с пешеходами на “зебре” не редкость. Штраф за непропуск пешехода на пешеходном переходе увеличился в сравнении с предыдущей редакцией КОАП объясняется тем, что законодатели уделили особое внимание проблеме безопасности пешеходов и постарались вынудить недобросовестных водителей соблюдать ПДД.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
Сроки оплаты штрафа за непропуск пешехода
Если водитель признает факт нарушения и готов уплатить штраф, то лучше успеть это сделать в течение 20 дней с момента получения соответствующего постановления. В этом случае закон позволяет уплатить штраф со скидкой 50%. Так, если водителю выписан штраф за непропуск пешехода в 1500 рублей, в 20-дневный срок он может уплатить только 750 рублей, если нарушение повторное, то штраф составит 1250 рублей.
Если «письмо счастья» получено с опозданием, и 20 дней льготного периода закончились, то придется вносить полную сумму, как указано в постановлении.
Важный момент: Всего на добровольную уплату штрафа нарушителю дается 70 дней со дня вынесения постановления (10 дней на обжалование и еще 60 дней после вступления постановления в законную силу). Если водитель не уложится в указанные сроки, то сотрудники ГИБДД передадут дело судебным приставам.
Далее ответственный сотрудник ФССП направит нарушителю письмо с документом о начале исполнительного производства и даст 5 дней на уплату штрафа. Через 5 суток приставы добавят к сумме денежного взыскания исполнительский сбор в размере 1000 рублей, после чего передадут дело в суд. Судья назначит штраф в двойном размере.
Уступить дорогу на переходе — что это значит согласно ПДД?
С детства нас учили переходить дорогу по зебре исключительно на зелёный свет светофора, предварительно убедившись, что все транспортные средства стоят. Это один из тех самых случаев, когда нас не обманывали. Дорогу действительно нужно переходить по пешеходному переходу, а что это, и где его искать, сейчас разберёмся.
Пешеходный переход (или в простонародье «зебра») – это специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Пешеходный переход располагается как правило в местах, где интенсивность пешеходного потока требует наличие регулировки и соблюдения правил дорожного движения, а это чаше всего перед перекрёстками, близ остановок общественного транспорта.
Как же правильно пропускать пешеходов?
Пункт 116 новых правил ПДД гласит: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.
Права и обязанности пешеходов во время перехода дороги по ПДД
В правилах дорожного движения установлено, что для перехода дорожного полотна используются пешеходные переходы, если переход не установлен, для перехода дороги используется линия тротуара или обочины на перекрестке. Если движение пешеходов в месте перехода регулируется пешеходными светофорами или регулировщиком, пешеход должен при переходе руководствоваться регулирующими сигналами. Если же пешеходного светофора нет, пешеход руководствуется транспортным светофором.
При переходе дороги в месте, где пешеходные переходы не предусмотрены, пешеходы, согласно п. 4.5 ПДД, не должны выходить на дорогу из-за любых помех или препятствий и не должны создавать помех для дорожного движения. Выход на проезжую часть дороги или на трамвайные пути разрешается только после предварительной оценки расстояния до приближающихся автомобилей и скорости передвижения автомобилей как безопасного.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и спорным в понимании темы. В правилах дорожного движения, также, как и в КоАП не дано четкого определения и порядка действий. По этой причине водители должны самостоятельно толковать положения нормы, что не всегда получается правильно. Правила дорожного движения не требует безусловной остановки или начала торможения, поскольку в каждой ситуации на дороге разные условия. Совершать действия, направленные на предоставление преимущества следует, как только человек наступил на зону пешеходного перехода (если данный участок не регулируется светофором).
ВНИМАНИЕ !!! Если пересечение проезжей части происходит на запрещающий сигнал светофора, равно как и вне зебры водителю не стоит безусловно пропускать пешеходы. Данный аспект не урегулирован правилами дорожного движения, но большая часть инспекторов и преподавателей в автошколах считают, что пропускать необходимо только установленных местах. Поскольку резкое торможение в непредназначенном для этого месте (где другие водители не могут ожидать этого) может повлечь иное происшествие. Естественно, не допускается совершение наезда на пешехода, поэтому расставлять приоритеты необходимо самому водителю в каждой конкретной обстановке.
В последних редакциях эти требования стали действовать и на зону трамвайных путей. Кроме того, понятие «пропустить» было заменено на «уступить». Это связано в первую очередь с конкуренцией понятий, поскольку термин «пропустить» никак не закреплен в правилах, в то время как «уступить» содержится и к нему дано четкое пояснение. Уступать – это не совершать любые действия, способные причинить неудобства другому участнику движения (в случае наличия у него преимущества). Неудобства выражаются в изменении изначальной скорости или направления движения.
Уступить дорогу теперь обязан и велосипедист. В границах пешеходной зоны не допускается передвижения на велосипеде. Для пересечения дороги придется спешиться и идти рядом. С введением этого правила, водители получают снижение ответственности за сбитого велосипедиста в зоне зебры, в случае если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Для оспаривания наложенной санкции обратитесь в вышестоящие органы или в районный суд. Все необходимые для этого сведения можно обнаружить в копии постановления, которую вы получите на руки. Важно успеть подать жалобу в течение 10 суток с момента, когда бумага окажется у вас.
Если водитель не остановился перед переходом, при этом не создавал помех для движения пешеходов, оспорить штраф можно на основе отсутствия доказательств.
У инспектора ГИБДД не будет ни фото, ни видео, ни свидетельских показаний, подтверждающих право применить санкции в отношении автомобилиста.
Если имеете запись с видеорегистратора, покажите ее сотруднику органов. Если тот не желает ознакомиться с материалами на месте, не избавляйтесь от доказательств. Приложите их позднее к жалобе.
Сколько штраф за непропуск пешехода на зебре?
Сначала о наказаниях за непропущенного пешехода. Уже упомянутая ст.12.18 КоАП прямо указывает на штрафные санкции в размере 1500 – 2500 рублей. Причем точный размер определяет инспектор ГИБДД, выписывающий постановление на месте фиксации правонарушения.
Может ли быть ужесточено наказание? КоАП РФ подразумевает несколько типов нарушений, за которые при их повторении санкции могут быть увеличены, однако непропуск пешеходов на нерегулируемом переходе к ним не относится.
Обратите внимание, что речь идет именно о нерегулируемой зебре. Проезд с нарушением пешеходного перехода, оборудованного светофором или имеющем регулировщика, является нарушением ст.12.12 КоАП, и предполагает свои санкции.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Непропуск пешеходов в неположенном месте
Владельцам автомобиля также сулит взыскание наказания, если они не пропустили пешего участника в неположенном месте. Хотя пешеходы и нарушают правила ПДД и не имеют приоритета при таком переходе, автоводители будет признаны виновным, так как есть вероятность столкновения.
Обычно выделяют две распространенные ситуации:
- Владелец автомобиля нарушил правила ПДД, например, превышение скорости. Наряду с таким правонарушением, ответственность будет за причинённые травмы здоровью;
- Шофер специально не остановил авто, чтобы проучить пешего участника. В таком случае он уголовно наказуем, так как у него был умысел на причинение здоровья.
Нововведения в законодательстве изменили представление о некоторых понятиях, повлияв на ряд правил. В первую очередь это коснулось понятия «пропустить пешехода», которое заменили, как уже упоминалось выше, на «уступить дорогу».
Смысл корректировки в том, что теперь водитель избавился от обязанности выполнять остановку и ждать человека, переходящего дорогу, если тот находится на встречной полосе. Останавливаться придется, когда пешеход максимально приблизится к полосе, по которой едет автомобиль. Но при движении следует рассчитывать скорость, чтобы пешеходу не пришлось останавливаться или ускоряться. Благодаря замене термина, удалось снизить количество пробок, ускорив общее движение транспортного потока.
Что следует понимать под пропуском пешехода
Этот пункт является самым сложным и противоречивым в понимании темы. Правила дорожного движения, а также КоАП не дают четкого определения и процедуры. Поэтому водителям приходится самим интерпретировать правила, что не всегда хорошо получается. Правила дорожного движения не требуют безоговорочной остановки или начала торможения, поскольку каждая ситуация на дороге индивидуальна. Преимущество должно быть предоставлено, как только человек вступает на пешеходный переход (если переход не управляется светофором).
ВНИМАНИЕ!!! Если пешеход переходит проезжую часть в запрещающий сигнал светофора, а также вне пешеходного перехода, водитель не должен безоговорочно пропускать пешехода. Этот аспект не регулируется правилами дорожного движения, но большинство инспекторов и преподавателей автошкол придерживаются мнения, что пешехода следует пропускать только в установленном месте. Резкое торможение в непредусмотренном месте (где другие водители могут этого не ожидать) может стать причиной аварии иного рода. Конечно, нельзя сбивать пешеходов, поэтому водитель должен правильно расставлять приоритеты в каждой ситуации.
В последних изданиях эти требования стали применяться и в трамвайной зоне. Кроме того, термин «пас» был заменен на «выход». В основном это связано с конкуренцией понятий, так как термин «пропуск» не прописан в правилах, в то время как «доходность» включен и четко объяснен. Пропустить — значит не делать ничего, что может причинить неудобства другому участнику дорожного движения (если у него есть преимущество). Неудобство заключается в изменении скорости или направления движения.
Велосипедист также обязан уступить дорогу. Не разрешается ездить на велосипеде в пределах пешеходной зоны. Чтобы пересечь проезжую часть, вы должны сойти с лошади и идти рядом. С введением этого положения водители получают снижение ответственности за наезд на велосипедиста в зоне «зебры», если нарушение было спровоцировано самим велосипедистом.
Расшифровка понятия «Непропуск пешехода»
Многие люди по-своему интерпретируют слово «уступить». Четкое объяснение содержится в Правилах дорожного движения РФ (1.2). Этот термин относится к обязанности водителя остановиться, чтобы не вынудить пешехода изменить скорость или направление движения.
Кроме того, 29.11.2014 были внесены изменения в Правила дорожного движения. Они регулируют порядок пересечения пешеходных переходов, где нет светофоров или регулировщиков. Теперь, согласно разделу 14.1 правил дорожного движения, мотоциклист, приближающийся к такому участку дороги, должен снизить скорость, если на «зебре» находятся пешеходы или они только что вступили на нее.
Изменения также затронули п. 14.2 ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ. Согласно нововведениям, если автомобиль, движущийся по соседней полосе, снизил скорость или затормозил перед перекрестком, не оборудованным светофором или регулировщиком, другие водители также будут вынуждены остановиться или снизить скорость.
Ранее пара. 11(4) Правил дорожного движения запрещает обгон на пешеходном переходе только в том случае, если на переходе находились люди. Изменения полностью исключили возможность совершения такого маневра на «зебре», даже если на ней никого нет. Невыполнение этого требования может привести к штрафу для пешехода.
Какой штраф за наезд на пешехода в 2021 году
Рассматривая вопрос о том, каким может быть наказание за остановку на пешеходном переходе, следует отметить, что для привлечения к ответственности необходимо зафиксировать правонарушение. Фактически, водитель может быть оштрафован в следующих ситуациях.
- Если правонарушение было зафиксировано сотрудником дорожной полиции.
- Когда факт остановки был заснят камерами видеонаблюдения.
- При условии, что была зарегистрирована жалоба от третьих лиц. К такому обращению обязательно нужно приложить фото- или видеоматериалы, на которых четко виден государственный номер автомобиля и само правонарушение.
Мера наказания будет определена в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в действующей редакции. В этом случае применяются положения статьи 12.19, которая определяет размер штрафа для водителей, нарушивших статью 12 Дорожного кодекса.
- Часть 3 — если автомобиль остановился на переходе или ближе 5 метров от него, владелец автомобиля будет оштрафован. Его размер составит 1 тысячу рублей.
- Часть 6 — в случае нарушения, отраженного в пункте 3, но совершенного в Москве или Санкт-Петербурге, штраф увеличивается до 3 тысяч рублей.
Некоторые ситуации могут считаться исключением, и автомобилист не будет оштрафован за остановку на «зебре». К ним относятся:
- внезапное возникновение препятствия на проезжей части;
- внезапное ухудшение здоровья водителя;
- внезапная поломка транспортного средства;
- опасность для водителя транспортного средства или других участников дорожного движения.
В таких ситуациях необходимо предоставить доказательства этих обстоятельств, иначе наказания не избежать.
Нарушение правил дорожного движения, касающихся остановки транспортного средства на пешеходном переходе, влечет за собой ответственность водителя и его обязанность уплатить штраф. Если вы мотивированы и припарковали свой автомобиль в неразрешенном месте, важно помнить, что это может привести к аварии или даже гибели участников дорожного движения.
- По транспортному средству и водителю
- По номеру лицензии
Несомненно, пешеходы должны уступать дорогу пешеходам на «зебре». Однако во многих российских городах существует множество нерегулируемых переходов, где поток людей нескончаем. В результате возник принцип попеременного пересечения и проезда. Пешеходы, даже имея преимущество, останавливаются и пропускают машины, затем машины пропускают пешеходов, и это позволяет отрезку пройти хотя бы немного. Если на таком переходе будет установлена камера, то проехать без штрафа будет невозможно. Строгое формальное соблюдение правил дорожного движения не всегда соответствует реальным ситуациям, когда различные участники дорожного движения договариваются не использовать приоритет или преимущество, чтобы не создавать проблем друг другу.
Печальное развитие событий
Сотни и тысячи граждан ежегодно погибают под колесами транспорта при переходе дороги по зебре. И даже после ужесточения наказания ситуация лучше не становится. Как правило, в таких авариях ответственность всегда несет тот, кто был за рулем. Это происходит даже в тех ситуациях, когда человек внезапно вышел на проезжую часть.
Здесь сразу нужно отметить, что в том случае, если водитель просто не уступил дорогу гражданину, заставив тем самым последнего ускорить свой шаг — такой автолюбитель должен заплатить штраф ГИБДД за непропуск пешехода. В настоящее время он составляет 1500 рублей
Если же водитель сбил человека на зебре, но последний пострадал не сильно, то автолюбителю придется расстаться со своим удостоверением на 1,5 или 2 года. В случае, когда гражданин получил серьезные повреждения или погиб, управляющему транспортом может грозить уголовное наказание.