Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Формирование учетной политики бухгалтерского учета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Учётная политика утверждается при создании организации, а также может утверждаться ежегодно, — до наступления финансового года, или в самом его начале. Если изменений в учётной политике в течение года не было, утверждать её заново не нужно.
Структура учётной политики
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Что такое учетная политика и зачем она нужна
В настоящее время федеральными стандартами бухгалтерского учета предусматривается сразу несколько способов применения счетов бухучета, оценки активов и обязательств, погашения их стоимости, проведения инвентаризации и осуществления документооборота. Организации не вправе произвольно применять все эти способы параллельно друг с другом и должны из всей совокупности методов ведения бухучета выбрать те, которые подходят лично им. Выбранные способы ведения бухучета закрепляются в таком обязательном документе, как учетная политика организации.
В самом общем виде учетная политика – это избранные организацией методы и способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, амортизации основных средств, применения регистров бухучета, а также обработки информации.
Учетная политика позволяет ответить на вопрос, каким именно образом та или иная организация учитывает свои затраты, оценивает ОС, НМА, производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию и признает прибыль от продажи продукции. В ней закрепляются все применяемые организацией методы первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Отсутствие учетной политики вызывает затруднения в определении того, насколько правильно организация ведет оценку своих активов, затрат, прибыли и в конечном счете рассчитывает и уплачивает налоги.
В связи с этим учетная политика обязательна для всех без исключения организаций, осуществляющих экономическую деятельность и обязанных вести бухгалтерский учет.
Несоблюдение правил учетной политики расценивается как грубое нарушение правил учета доходов и расходов по ст. 120 НК РФ. Минимальный штраф по данной норме составляет 10 000 рублей. Максимальный же штраф, который назначается за несоблюдение учетной политики, приведшее к занижению налоговой базы, составляет 20% от суммы неуплаченного налога, но не менее 40 000 рублей.
Разработка и утверждение учетной политики.
Учетная политика представляет собой документально утвержденную совокупность способов организации и ведения бухгалтерского учета, применяемых учреждением последовательно из года в год.
Разрабатывается этот документ исходя из особенностей структуры учреждения, отраслевых и иных нюансов его деятельности, из его полномочий и (или) функций в соответствии с законодательством РФ. При этом принимаются во внимание положения действующих законодательных актов РФ, СГС «Учетная политика», иных нормативных правовых актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – нормативные правовые акты), а также учетная политика органа, осуществляющего полномочия и функции учредителя (п. 7 СГС «Учетная политика»).
Если в отношении какого‑либо объекта учета нормативными правовыми актами не предусмотрены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом соответствующего публично-правового образования определяет учетную политику исходя из требований, установленных СГС «Концептуальные основы»[2].
За процесс формирования учетной политики отвечает главный бухгалтер или иное физическое (юридическое) лицо, на которое возложено ведение учета. А обязанность по утверждению этого документа возлагается на руководителя учреждения (п. 8 СГС «Учетная политика»).
Отметим, что учреждение должно обеспечивать хранение документов учетной политики и иных документов, связанных с организацией и ведением бухгалтерского учета, в том числе средств, обеспечивающих воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи – не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления отчетности в последний раз (п. 22 СГС «Учетная политика»).
Положения СГС «Учетная политика» во многом повторяют действующие нормы Закона о бухгалтерском учете[3] и Инструкции № 157н[4]. Как и сейчас, ответственным за формирование учетной политики будет являться главный бухгалтер или иное лицо, на которое возложено ведение учета, а за ее утверждение – руководитель учреждения. Состав учетной политики останется неизменным. На сегодняшний день в этом документе закрепляются показатели, поименованные в п. 6 Инструкции № 157н.
Стандартом введены новые термины и их определения. Указано, как осуществляется перспективное и ретроспективное применение измененной учетной политики, перспективное признание результатов изменения оценочного значения, ретроспективный пересчет отчетности. Рассмотрены правила отражения исправлений ошибок в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
[1] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утв. Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н.
[2] Федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности для организаций государственного сектора», утв. Приказом Минфина РФ от 31.12.2016 № 256н.
[3] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
[4] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного само-
управления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
Как сформировать налоговую учетную политику
В отличие от бухучета, единых правил составления налоговой учетной политики нет. Здесь все зависит от применяемой бизнесменом системы налогообложения.
Налоговую учетную политику, с учетом особенностей своих налоговых режимов, должны формировать как организации, так и ИП.
В соответствии со ст. 313 НК РФ налогоплательщики обязаны самостоятельно организовать налоговый учет так, чтобы обеспечить сбор полной и достоверной информации, необходимой для расчета обязательных платежей.
Наиболее подробную учетную политику должны составлять компании, которые работают на общей системе налогообложения (ОСНО).
Дело в том, что при расчете налога на прибыль НК РФ предоставляет налогоплательщику наибольшее количество вариантов ведения учета.
Законодательно учетная политика и ее структура не регулируется. Формирование учетной политики организации возлагается непосредственно на компанию. Руководство может самостоятельно решать, что использовать в качестве основы, и что указывать в нормативных документах.
Любые особенности учета должны быть указаны во внутренних документах. В том числе: формы стандартных документов, порядок электронного документооборота, названия должностей ответственных лиц, порядок проведения контролирующих мероприятий. Учетная политика утверждается руководителем организации.
Структура определяется произвольно исходя из следующих задач:
- Учет основной и второстепенной деятельности.
- Наличия ключевых позиций работников.
- Соответствие масштабам фирмы и отчетности.
Этапы учетной политики
ПБУ 1/2020 устанавливает три этапа проведения учетной политики в компании при возникновении соответствующих обстоятельств.
1) Согласно ФЗ устанавливаются математические способы расчета в рамках проведения финансового аудита.
2) Устанавливается несколько режимов финансового учета применительно к различным видам организаций.
3) Исключения для проведения экономического анализа отсутствуют.
На федеральном уровне закрепляются ключевые методы проведения финансового аудита самостоятельно для ИП и физических лиц. Их реализация подчиняется определенным принципам.
Юридическим лицам надлежит выбирать иной режим реализации экономического контроля, согласно федеральному законодательству.
Компании выбирают второй вариант, что упрощает систему их аудита извне и независимыми ревизорами, а также облегчает процедуру подготовки необходимой для проверки документации, согласно ПБУ 1 / 2008. Сюда входят:
- Индивидуальные показатели.
- Организационная политика.
- Очередность выполнения положений федерального законодательства в сфере экономической политики.
Типичным вариантом является 3 ситуация. Согласно ей, бизнес имеет право разрабатывать для себя самостоятельно методику проведения внутриэкономического анализа, если она не противоречит локальным, региональным и федеральным нормам.
Данное право регулируется Положением 3 «О Бухгалтерском Учете» 1/2008. В статье 10 закрепляются случаи, которые могут оказать влияние на сформированный механизм внутреннего экономического аудита:
- Изменения в ФЗ и НПА РФ, регулирующих процедуру бухгалтерского учета.
- Создание и закрепление новой методологии проведения финансового аудита. Данный случай предполагает изменение экономической документации и внедрении новых шаблонов поведения на всех уровнях.
- Специальные изменения.
Законодатель допускает возможность изменения политики ведения бухгалтерского учета. Стандарты меняются в следующих случаях:
- Согласно изменениям, происходящим на федеральном уровне.
- При разработке новой методологии учета.
- В индивидуальных случаях.
Создание учетной политики в организации
В этой статье мы подробнее остановимся на учетной политике для целей бухгалтерского учета. ПБУ 1/2008 не содержит детальных инструкций, как ее составить и не дает готовых формулировок. Мы можем найти только перечень необходимой для раскрытия информации (п.4 раздела II) и принципы формирования (п.5 раздела II).
Что входит в учетную политику:
- рабочий план счетов;
- формы первичных учетных документов, документов для внутренней отчетности;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учет основных средств в учетной политике
Как ни одна компания не обходится без основных средств, так и создание учетной политики в организации не обходится без соответствующего раздела. Что именно в него вносить, нам подскажет ПБУ 6/01.
1) Определяем, что будет учитываться в качестве основных средств, т.е. устанавливаем стоимостной лимит признания объекта основным средством.
В п.5 ПБУ 6/01 есть оговорка – если объект можно считать основным средством, но он стоит меньше предела, предусмотренного ПБУ (сейчас 40 тыс. руб.), то его можно учитывать как материально-производственные запасы. Независимо от срока службы.
2) Заводится или нет инвентарная карточка на арендованный объект и присваивается ли инвентарный номер (п.14 Методических указаний по учету основных средств, написано «рекомендуется»).
3) Из чего формируется первоначальная стоимость ОС (фактические затраты или закупка+монтаж)
4) Порог существенности для учета основных средств, состоящих из нескольких частей. Например, если вы устанавливаете в бухгалтерском учете сроки полезного использования основных средств по Классификатору, то критерием существенности может быть попадание частей объекта в разные амортизационные группы (например, лифтовое оборудование и инженерные сети в многоэтажном здании).
5) Проводится ли в организации переоценка. Если да, то когда (ежегодно или раз в сколько-то лет), что (какие именно группы основных средств, например, здания) и как переоценивается (путем индексации или прямого пересчета по рыночным ценам).
6) Способы начисления амортизации основных средств. Обычно выбирается один способ для всех основных средств, но любители «изюминки» могут установить разные способы для групп однородных объектов. Частота начисления амортизации (ежемесячно, раз в год или другой период).
7) Определение срока полезного использования основных средств. Обычно устанавливают, что срок будет определяться на основании Постановления Правительства от 01.01.2002 №1, которое используется в налоговом учете.
8) Учет выбытия недвижимости. Недвижимость выбывает из состава основных средств в момент подписания акта приема-передачи, а доходы и расходы от продажи надо признавать на дату перехода к покупателю права собственности (дата государственной регистрации). До момента перехода права собственности недвижимость может учитываться на счете 01 «Выбытие ОС» или 45 «Товары отгруженные».
Кто должен формировать учетную политику
Сформировать учетную политику в организации необходимо для целей разработки положений налогового и бухучета, а также для согласования следующих ее приложений:
- рабочий план счетов бухучета;
- формы первичных документов;
- правила и порядок инвентаризации;
- методология оценки активов и др.
ВАЖНО! Учетная политика организации формируется, в соответствии с п. 9 ПБУ 1/2008, не позднее 90 дней с момента регистрации нового предприятия.
Способы, методы и положения бухгалтерского учета, прописанные в УП учреждения, вступают в силу с 1 января периода (года), следующего за годом ее утверждения.
Внесенные в действующую УП изменения утверждаются в текущем году, однако в силу вступают с периода, следующего за годом утверждения, внесение дополнений производится непосредственно в дату необходимости внесения таких дополнений.
Все решения о дополнениях и изменениях положений УП производятся с целью приведения этого основополагающего документа в соответствие с действующим законодательством.
Начнем с пояснения, что учетная политика (далее — УП) — совокупность способов и методов ведения бухгалтерского и налогового учета. Современное законодательство в этой области, в отличие от времен СССР, не всегда категорично в требовании применять те или иные приемы, оставляя их разработку на усмотрение компании. К предоставленной ныне свободе следует относиться ответственно и осторожно, дабы не навредить самим себе.
Итак, УП должна описывать самостоятельно разработанные способы:
- ведения учета;
- итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
Руководитель несет ответственность за организацию бухучета на предприятии, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций (п. 6 Приказа Минфина РФ от 29.07.98 N 34н).
Руководители могут принять бухучет на себя, в случае если компания вправе применять упрощенные способы бухучета или относится к субъектам среднего предпринимательства (п. 3 ст. 7 ФЗ N 402-ФЗ).
Необходимо понимать, что хотя ответственность за формирование учетной политики организации несет главный бухгалтер, реальная ответственность за ее полноту и соответствие законодательству лежит на руководителе, поскольку он отвечает за организацию бухучета.
Руководитель обязан создать необходимые условия для правильного ведения бухучета и обеспечить выполнение всеми подразделениями, службами и работниками требований главного бухгалтера или иного должностного лица, касающихся порядка оформления и предоставления документов и сведений.
При формировании учетной политики учреждению следует руководствоваться (п. 7 СГС «Учетная политика»):
-
особенностями своей структуры;
-
отраслевыми особенностями деятельности;
-
СГС «Учетная политика»;
-
нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности;
-
учетной политикой учредителя.
В случае если в отношении какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, не установлены правила его отражения в бухгалтерском учете, учреждение по согласованию с учредителем и финансовым органом публично-правового образования, осуществляющего консолидацию отчетности, определяет учетную политику исходя из требований СГС «Концептуальные основы»[4].
Допустимо формирование учетной политики посредством как принятия единого правового акта, включающего всю совокупность способов ведения учета, так и принятия отдельных правовых актов либо включения соответствующих положений в отдельные правовые акты (например, в правовой акт об организации выполнения полномочий администратора доходов бюджета могут быть включены положения, устанавливающие особенности ведения учета в части порядка заполнения (составления) и отражения в бюджетном учете первичных документов по администрируемым доходам бюджетов) (Методические указания № 02-06-07/62480).
Организации, осуществляющие полномочия получателя бюджетных средств, при формировании учетной политики должны предусмотреть особенности организации и ведения бухгалтерского учета в части операций по исполнению указанных полномочий (п. 10 СГС «Учетная политика»).
2) рабочий план счетов бухгалтерского учета и правила формирования номера счета бухгалтерского учета;
3) порядок проведения инвентаризации активов, имущества, учитываемого на забалансовых счетах, обязательств, иных объектов бухгалтерского учета;
4) формы первичных (сводных) учетных документов, регистров бухгалтерского учета, иных документов бухгалтерского учета, применяемых для оформления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, по которым законодательством РФ не предусмотрены обязательные для их оформления формы документов;
5) правила документооборота и технология обработки учетной информации в учреждении, в том числе порядок взаимодействия структурных подразделений и (или) лиц, ответственных за оформление фактов хозяйственной жизни, по представлению первичных учетных документов для ведения бухгалтерского учета;
6) правила документооборота, в том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов при ведении бухгалтерского учета и (или) порядок и сроки составления отчетности централизованной бухгалтерией;
7) порядок организации и обеспечения (осуществления) внутреннего контроля;
8) порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты;
СГС «Учетная политика» введено такое понятие, как последствия изменения учетной политики. Следовательно, учреждению необходимо применять соответствующую норму в своей деятельности.
Согласно п. 15 СГС «Учетная политика» последствия изменения учетной политики – это изменение показателей, отражающих финансовое положение, финансовые результаты деятельности учреждения и (или) движение его денежных средств.
Такие последствия оцениваются в денежном измерении (стоимостном выражении) на дату, с которой применяются изменения (п. 15 СГС «Учетная политика»).
Последствия внесения изменений в учетную политику должны быть отражены в учете и отчетности учреждения.
Дата подписания отчетности – дата подписания полного комплекта отчетности.
Для целей применения СГС «Учетная политика» ошибками в отчетности считаются пропуск и (или) искажение, возникшие при ведении бухгалтерского учета и (или) формировании отчетности в результате неправильного использования или неиспользования информации о фактах хозяйственной жизни отчетного периода, которая была доступна на дату подписания отчетности и должна была быть получена и использована при ее подготовке (п. 27 СГС «Учетная политика»).
Учётная политика может быть единой для бухгалтерского и налогового учёта, либо отдельной по каждому виду учёта. Порядок оформления — на усмотрение руководителя. Мы рассмотрим общий вариант, который состоит из трёх разделов:
- организационно-документальный;
- методология ведения бухгалтерского учёта;
- методология ведения налогового учёта.
Учетная политика для целей налогового учета
Рассмотрим формирование приказа об утверждении учетной политики на конкретном примере.
ООО «ЗенитПлюс» зарегистрировано в качестве юридического лица, имеет свидетельство о государственной регистрации, дата выдачи которого — 01.05.2017. Хотя ООО «ЗенитПлюс» относится к субъектам малого бизнеса, оно планирует применение такой системы налогообложения, как общая (ОСНО).
Осуществление финансово-хозяйственной деятельности ООО «ЗенитПлюс» было начато с этой даты. Прежде чем было начато формирование учетной политики ООО «ЗенитПлюс», руководство хозяйствующего субъекта определило следующие позиции:
- не использовать возможные для субъектов малого бизнеса упрощенные системы налогообложения и вести бухгалтерский учет в полном объеме;
- формирование учетной политики произвести по двум направлениям: для налоговых и бухгалтерских целей;
- необходимость формирования графика разработки положений учетной политики, указание сроков, ответственных. За формирование отдельных разделов учетной политики назначаются различные ответственные исполнители;
- контроль за формированием положений учетной политики возлагается на главного бухгалтера;
- обязательное проведение согласований проекта документа со всеми заинтересованными пользователями, при необходимости внесение корректировок до 13.05.2017;
- проект документа, прошедший согласование, утверждается на заседании комиссии (не позднее 16.05.2017) и подписывается руководителем хозяйствующего субъекта.
В приказе указывается следующая информация:
- о дате начала применения разработанной учетной политики (для целей бухгалтерского и налогового учета);
- о необходимости ознакомления с приказом всех заинтересованных лиц хозяйствующего субъекта;
- указание руководителям всех структурных подразделений хозяйствующих субъектов о необходимости обеспечения исполнения положений учетной политики в части правильности и своевременности;
- указание на структурное подразделение, на которое будет возложен контроль за соблюдением и исполнением учетной политики хозяйствующего субъекта;
- сведения о должностном лице, которое будет являться ответственным за исполнение приказа.
Документом, регламентирующим правила формирования учетной политики (УП), является ПБУ 1/2008. Существует два основных ее вида:
- УП для целей налогового учета;
- УП для целей бухгалтерского учета.
На заметку! Юрлица, составляющие отчетность по МФСО, формируют и принимают отдельную учетную политику, касающуюся использования международных стандартов отчетности.
Жестких регламентов формирования законодательство не содержит. Так, если организация считает необходимым, она может принимать единый документ, в котором обособленно будут изложены правила налогового и бухгалтерского учета соответственно. В то же время крупные организации, как правило, принимают отдельные документы, поскольку объем каждого из них может быть значительным.
На начальном этапе работы над документом берется во внимание режим налогообложения и размер фирмы. Это важно, поскольку для малого бизнеса есть возможность вести бухгалтерский учет по упрощенной схеме. Исключения составляют адвокатские конторы, юрлица, для которых обязателен аудит, МФО, некоторые виды кооперативов.
Система НО и соответствующие ей положения НК РФ оказывают решающее влияние на учетную политику для целей налогового учета. Организация, имеющая обособленные подразделения, отражает в учетной политике способы и регламент взаимодействия с ними.
Основу учетной политики составляют:
- рабочий вариант плана счетов;
- формы первичной документации, учетных регистров, других документов, участвующих в документообороте;
- порядок инвентаризации;
- способы оценки активов, обязательств;
- порядок документооборота и обработки документации;
- правила контроля движения ресурсов фирмы;
- другие правила, принятые для эффективного ведения учета.
Любой раздел учетной политики требует тщательной предварительной проработки и изучения соответствующих законодательных норм. Пример: при определении способов оценки основных средств требуется проанализировать ПБУ 6/01; способы и порядок инвентаризации определяют «Методические указания по инвентаризации», утвержденные приказом Минфина №49 от 13/06/95, и т.д.
Для составления учетной политики в целях НУ делается акцент на налогах и роли организации как налогоплательщика; используются принципы, заложенные в ПБУ 1/2008. Статья 11-2 НК РФ определяет налоговую УП как избранную налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ методов определения доходов, расходов, их признания, оценки и распределения; учета других необходимых для целей налогообложения показателей деятельности.
Отмечают важные моменты по каждому налоговому платежу и вносят в документ. Пример: по налогу на прибыль дата получения дохода (осуществления расхода) определяется по методу начисления, в соответствии со ст. 271, 272 НК РФ.
Очевидно, что для подготовки указанного документа необходимо хорошее знание законодательства и его текущих изменений, высокий уровень профессионализма.
При формировании структуры документа целесообразно разделить его на две части: организационную и методологическую (методическую). В первой речь идет об технических, организационных вопросах учета. Указываются ответственные за учет лица, распределение их обязанностей, форма учета, например, «автоматизированная», с обозначением, какое программное обеспечение используется. Дается указание на рабочий план счетов в приложении к УП либо сам план счетов, в тексте. Даются пояснения, какими формами документов пользуется организация: унифицированными или разработанными самостоятельно. В тексте или в приложении должны приводиться используемые неунифицированные формы.
Разработка и внесение актуальных дополнений, изменений в учетную политику – одно из основных правил беспроблемной работы фирмы, однако соблюдается оно не всегда. Нередко руководители бизнеса отказываются от учетной политики, считая документ «лишним». В других случаях учетную политику принимают формально, руководствуясь только готовыми шаблонами, и долгое время не меняют.
Важно! Неактуальная учетная политика может привести к конфликту с налоговой, штрафам, а то и судебным разбирательствам.
Пример: начисление амортизационной премии. Налогоплательщики на ОСНО могут единожды включить в налоговые расходы часть затрат на покупку, достройку ОС, а оставшуюся часть погасить через амортизационные отчисления. Согласно ст. 258-9 НК РФ ее величина может составлять 10-30 % в зависимости от амортизационной группы. Вместе с тем, отражение в налоговой учетной политике факта амортизационной премии и процента обязательно (письмо Минфина № 03-03-06/1/55106 от 30/10/14 г.).
Применение указанной льготы без внесения соответствующих положений в учетную политику по НУ дает право ФНС применить ст. 120 НК РФ о грубом нарушении правил учета доходов и расходов. Наименьший штраф по ней – 10 тыс. рублей.
Цель – раскрыть теоретические положения процесса формирования учетной политики и ее элементов. Задачи:
|
Управленческая учетная политика организации: как составить на примерах
Применительно к управленческому учету учетная политика организации — это принятая ею совокупность способов ведения учета, калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) и составления внутренней отчетности с целью контроля и управления деятельностью организации.
На выбор и обоснование учетной политики по управленческому учету решающее влияние оказывают те же факторы, что и на учетную политику для целей бухгалтерского финансового учета (организационно-правовая форма организации, отраслевая принадлежность, вид деятельности, масштабы деятельности, управленческая структура организации и структура бухгалтерии финансового и управленческого учета, финансовая стратегия организации, материальная база, степень развития информационной системы в организации, в том числе управленческого учета, уровень квалификации работников,занимающихся управленческим учетом).
Кроме того, принимают во внимание задачи, которые определены для бухгалтерского управленческого учета, уровень его развития в организации, наличие обоснованных норм и нормативов использования ресурсов, действующие и планируемые к внедрению системы контроля использования ресурсов, системы материального стимулирования работников за конечные результаты их деятельности и другие особенности деятельности организации.
Учетная политика организации формируется работником, на которого возложена ответственность за организацию и ведение управленческого учета, и утверждается руководителем организации.
При этом утверждаются:
- варианты учета и оценки объектов учета;
- рабочий план счетов управленческого учета;
- форма первичных документов и учетных регистров, используемых в управленческом учете;
- формы отчетов центров затрат и центров ответственности;
- перечень центров затрат и центров ответственности;
- методы калькулирования себестоимости продукции для соответствующих центров затрат и центров ответственности;
- трансфертные цены;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации управленческого учета.
В управленческом учете, как правило, используются варианты учета и оценки основных средств, предусмотренные в учетной политике для целей бухгалтерского финансового учета. Вместе с тем можно использовать способы учета и оценки объектов основных средств, предусмотренные НК РФ (например, нелинейный метод начисления амортизации) или международными стандартами финансовой отчетности (МСФО).
При выборе варианта учета и оценки объектов основных средств и нематериальных активов следует иметь в виду следующее.
В ПБУ 14/2007 изложены новые подходы к оценке и учету нематериальных активов (организации обязаны ежегодно пересматривать сроки их полезного использования, можно ежегодно менять способы их амортизации, разрешено также осуществлять их уценку и др.). Эти подходы можно применить в управленческом учете и в отношении основных средств. Кроме того, дополнительно к ПБУ 5/01 и ПБУ 14/2007 при разработке учетной политики по внеоборотным активам целесообразно использовать нормы НК РФ (главы 25) и МСФО 38 «Нематериальные активы» и 16 «Основные средства».
Различный подход указанных нормативных документов к порядку учета и оценки нематериальных активов можно проиллюстрировать на примере начисления амортизации по нематериальным активам.
В соответствии с ПБУ 14/2007 по нематериальным активам амортизационные отчисления исчисляются одним из следующих способов:
- линейным — исходя из норм, установленных организацией на основе срока их полезного использования;
- уменьшаемого остатка;
- списания стоимости пропорционально объему продукции (работ, услуг).
Возможность использования линейного и нелинейного методов начисления амортизации по нематериальным активам предусмотрена НК РФ.
МСФО 38 (п. 89) рекомендует использовать следующие методы начисления амортизации:
- равномерного начисления;
- уменьшаемого остатка;
- единиц продукции.
Это неправда. Меняют учетную политику по мере необходимости. Для этого не обязательно ежегодно утверждать новую учетную политику. Достаточно внести дополнения или изменения в действующую учетную политику, издав соответствующий приказ.
Конечно, если есть желание, можно утверждать учетную политику и каждый год. В таком случае дата утверждения должна быть не позднее 31 декабря предшествующего года. Например, учетную политику на 2017 год следует утвердить до 31 декабря 2016 года включительно. То есть дата утверждения должна стоять именно 31 декабря или раньше.
Но еще раз повторим – достаточно составить учетную политику один раз при создании организации, а затем лишь вносить дополнения или изменения.
Учетная политика предприятия
Действующее законодательство предоставляет возможность предприятию решать самому, какими способами вести бухгалтерский учет. Свой выбор оно должна зафиксировать в учетной политике (УП), порядок формирования и оформления которой для целей бухгалтерского учета регламентирован ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации».
УЧЕТНАЯ ПОЛИТИКА – это совокупность выбранных предприятием способов ведения бухгалтерского учета и отражения в учете хозяйственных операций.