Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как разрешить спор с соседями о границах земельного участка?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Что воспринимается под доказательствами относительно оспаривания процесса межевания? В отличие от других разбирательств, какие не касаются земельной собственности, при решении подобных вопросов свидетельские показания, которые могут давать лица в плане принадлежности определенной части участка или осуществления другой стороной действий по переносу границ, во внимание не принимаются.

Срок исковой давности по земельным спорам

Общий срок исковой давности составляет три года, но в зависимости от категории земельного спора может быть и иным. Так, заявление о признании оспоримой сделки недействительной (например, договора купли-продажи земельного участка с лицом, признанным недееспособным) должно быть подано в суд не позднее года с момента, когда истец узнал об обстоятельствах, на основании которых сделка может быть признана недействительной. На споры об устранении нарушения права не связанного с лишением владения (например, самовольной постройки) вообще не распространяется срок исковой давности. Кроме того, срок исковой давности при определенных обстоятельствах может быть продлен, приостановлен или восстановлен.

Таким образом, в земельном споре срок, отведенный для обращения в суд за защитой своего нарушенного права, следует устанавливать индивидуально для каждой конфликтной ситуации.

Порядок согласования местоположения границ.

Процедура согласования местоположения границ достаточно четко определена в ст. 39 и 40 Закона № 221-ФЗ и является обязательной при проведении кадастровых работ по уточнению границ земельного участка.

В целом процедуру согласования можно разделить на три этапа.

I этап. Подготовительный.

В рамках данного этапа необходимо осуществить следующие действия:

  1. выявить всех заинтересованных лиц (в ч. 3 ст. 39 Закона № 221-ФЗ указано, что это собственники земельных участков, лица, владеющие земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования и аренды). Следует отметить, что в Законе предусмотрены определенные исключения из данного перечня. Выявить заинтересованных лиц можно путем запроса сведений из государственного кадастра недвижимости (они носят открытый характер), хотя в большинстве случаев все заинтересованные лица известны;

  2. определить, каким образом будет осуществляться согласование местоположения границ участка. Закон наделяет заказчика кадастровых работ, коим, как правило, является собственник земельного участка, правом выбора – устанавливать границы земельного участка на местности или нет (ч. 5 ст. 39 Закона № 221-ФЗ). Однако заказчику кадастровых работ нужно помнить, что заинтересованные лица имеют право потребовать согласования местоположения границ с их установлением на местности;

  3. определить порядок проведения согласования местоположения границ земельного участка. Данное решение принимается кадастровым инженером. Законодательством предусмотрены только два варианта этой процедуры: проведение собрания заинтересованных лиц или согласование с каждым из них в индивидуальном порядке (ч. 7 ст. 39 Закона № 221-ФЗ);

  4. довести до заинтересованных лиц информацию о проведении собрания (если кадастровый инженер решил его проводить). Форма извещения о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка утверждена Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

В соответствии с ч. 9 ст. 39 Закона № 221-ФЗ в извещении о проведении собрания с целью согласования местоположения границ земельного участка должны быть указаны:

  • сведения о заказчике соответствующих кадастровых работ, в том числе почтовый адрес и номер контактного телефона;
  • сведения о кадастровом инженере, выполняющем соответствующие кадастровые работы, в том числе его почтовый адрес, адрес электронной почты и номер контактного телефона;
  • кадастровый номер и адрес земельного участка, в отношении которого выполняются кадастровые работы, кадастровые номера и адреса смежных с ним земельных участков (при отсутствии адресов указываются сведения о местоположении земельных участков) либо кадастровый номер кадастрового квартала, в границах которого расположены указанные земельные участки;
  • порядок ознакомления с проектом межевого плана, место или адрес, где можно ознакомиться с проектом;
  • место, дата и время проведения собрания о согласовании местоположения границ;
  • сроки и почтовый адрес для вручения или направления требований о проведении согласования местоположения границ с установлением их на местности и (или) обоснованных возражений в письменной форме.

    Согласно ч. 8 ст. 39 Закона № 221-ФЗ извещение заинтересованных лиц может осуществляться четырьмя способами:

    1. непосредственное вручение извещения под расписку заинтересованным лицам или их представителям;
    2. направление извещения с уведомлением о вручении по почтовым адресам;
    3.направление извещения по адресам электронной почты заинтересованных лиц в соответствии с кадастровыми сведениями (при их наличии);
    4.опубликование сообщения о проведении собрания в порядке, установленном для официальной публикации муниципальных правовых актов и иной официальной информации соответствующего муниципального образования. Однако опубликование допускается лишь в следующих случаях:

      • в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о почтовом адресе любо-го из заинтересованных лиц;
      • получено извещение о проведении собрания о согласовании местоположения границ, направленное заинтересованному лицу посредством почтового отправления, с отметкой о невозможности его вручения;
      • смежный земельный участок расположен в пределах территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения и относится к имуществу общего пользования, либо входит в состав земель сельскохозяйственного назначения и находится в собственности более чем пяти лиц, либо входит в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

        Какие способы защиты прав на земельный участок существуют?

        Разрешение земельных споров в досудебном или судебном порядке всегда осуществляется согласно общим правилам защиты гражданских прав, что предусмотрено статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.

        Читайте также:  Способы связи с компанией, передачи показаний приборов учета и оплаты квитанций

        Одним из первых способов является признание права собственности на землевладение. Так что, если у вас есть подтверждающие документы, вы совершили сделку или вступаете в наследство на земельный участок, можно обратиться за помощью к юристу и воспользоваться таким способом защиты имущественных прав.

        Второй вариант – это восстановление первоначальной ситуации, которая была нарушена в ходе совершения правонарушения или преступления. К примеру, сегодня реально восстановить права на владение или пользование земельным участком по решению суда, если судебный орган первой инстанции признал недействительным нормативный правовой акт или решение исполнительного органа государственной власти, органов местного самоуправления и других структур. Гражданский кодекс РФ предлагает широкий выбор возможностей и вариантов по защите нарушенных имущественных прав. По закону можно признать недействительным не только решения муниципальных или государственных, но и законодательных органов власти. Если реально в суде доказать самовольное занятие земельного участка, то нарушенные права подлежат немедленному восстановлению.

        Еще один вариант достижения успеха – это признать недействительным нормативный акт органов местного самоуправления или исполнительной власти, если последний не соответствует действующему законодательству и нарушает имущественные права и интересы физического или юридического лица. Такой способ считается своеобразной формой судебного контроля над действующим законодательством по вопросам охраны и использования земель. Согласно Гражданско-процессуальному кодексу РФ суд может вынести решение о том, что действия должностного лица или административного органа власти были незаконны, поэтому подлежат отмене.

        Важно помнить, что если в процессе разрешения земельного спора законные интересы и права лиц были нарушены, то можно взыскать убытки за незаконное использование или неправомерную охрану земель. Возмещением занимается тот государственный орган, который нарушил права арендатора или собственника участка путем принятия незаконного нормативного правового акта.

        Помимо рассмотренных выше способов защиты своих прав может применяться ряд дополнительных мер, которые не оговорены в Земельном кодексе, зато предусматриваются статьей 12 ГК РФ:

        • Признание недействительной оспоримой сделки, а также применение законных последствий ее недействительности;
        • Применение последствий недействительности после признания сделки ничтожной;
        • Признание принятого собранием решения недействительным;
        • Признание недействительным нормативного правового акта органа местного самоуправления или государственной власти;
        • Самозащита права владельца земельного участка;
        • Возмещение убытков и взыскание неустойки или упущенной прибыли;
        • Исполнение обязанностей в натуре по решению суда;
        • Компенсация причиненного морального вреда;
        • Неприменение судом нормативного правового акта органа местного управления по причине его противоречий действующему законодательству;
        • Иные способы, предусмотренные действующим законодательством РФ.

        Административный порядок рассмотрения земельных споров предполагает обращение заинтересованных лиц в органы государственной власти, органы местного самоуправления, к их должностным лицам для разрешения вопросов, связанных с земельными правами или для защиты указанных прав, а также обжалование незаконных действий (бездействия) и решений указанных органов и должностных лиц вышестоящему в порядке подчинённости органу государственной власти, местного самоуправления, или их должностному лицу[1].

        Долгое время в юридической литературе одним из правовых критериев классификации земельных споров выделяли порядок их разрешения. Так, все земельные споры делились на разрешаемые в административном и в судебном порядке[2].

        При этом значительная часть земельных споров рассматривалась земельными комитетами и администрациями районов, городов. В судах рассматривались только те споры, которые напрямую были отнесены к компетенции судов (общих, арбитражных), а также жалобы на решения, принятые в административном порядке.

        Сегодня действующее законодательство коренным образом изменило подход к порядку рассмотрения земельных споров. В соответствии с п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ предусмотрена исключительно судебная процедура рассмотрения земельных споров. Однако, не смотря на данное обстоятельство, необходимо отметить, что помимо прямых способов разрешения земельных споров, к которым относится их рассмотрение в судебном порядке, в том числе, третейским судом, можно выделить также косвенные способы разрешения земельных споров. К таковым, в частности, относится административный порядок разрешения земельных споров. Его особенность заключается в том, что разрешение земельных споров является побочным (вторичным) результатом деятельности уполномоченных органов и должностных лиц. Основной целью (первичным результатом) административного порядка разрешения земельных споров всё же является выявление нарушений требований земельного законодательства, лиц, виновных в их совершении и привлечении последних к установленной законом ответственности.

        Несмотря на то, что действующее законодательство не предусматривает административного порядка разрешения земельных споров, на практике он является достаточно действенным и оперативным методом преодоления конфликтной ситуации. Его удобство заключается в том, что он лишён ряда проблем, свойственных судебному порядку: расчёт и уплата государственной пошлины и иных судебных расходов, определение подсудности, составление исковых заявлений (заявлений) в соответствии с требованиями, установленными процессуальным законодательством, длительность и процедурность рассмотрения дела и т.д. При этом в случае, если в административном порядке не удалось добиться положительного результата, право на обращение в суд за защитой своего нарушенного или оспариваемого права никто лишён быть не может.

        Среди плюсов административного способа разрешения земельных споровможно выделить следующие:

        — безусловная обязательность рассмотрения обращения уполномоченным органом (должностным лицом) в соответствии с требованиями действующего законодательства, подкрепляемая возможностью привлечения виновных лиц к предусмотренной законом ответственности

        — рассмотрение обращений осуществляется бесплатно

        — отсутствуют жёсткие формальные требования к составлению письменного обращения, невыполнение которых влечёт возвращение заявителю обращения или отказ от рассмотрения обращения

        — срок рассмотрения обращения конкретно определён по общему правилу – 30 дней со дня регистрации письменного обращения (с возможностью продления указанного срока ещё на 30 дней с обязательным уведомлением об этом заявителя)

        — наличие у заявителя при рассмотрении его обращения уполномоченным органом (должностным лицом) ряда процедурных прав:

        представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании

        Читайте также:  Как расторгнуть соглашение о задатке

        знакомиться с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну

        получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов

        обращаться с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

        обращаться с заявлением о прекращении рассмотрения обращения

        Административный порядок разрешения земельных споров может быть применён как до рассмотрения соответствующего земельного спора в суде, так и после вынесения и вступления в силу решения суда (однако при соблюдении ряда условий), что также является его неоспоримым преимуществом. (Подобная модель имеет право на существование в случае, если в суде земельный спор рассматривался в рамках искового производства. В дальнейшем этот же земельный спор, не разрешённый с желаемым для одной из сторон результатом, может быть разрешён (в виде косвенного результата) уполномоченным органом (должностным лицом) в рамках производства по административному делу в связи с нарушением требований земельного законодательства одной из сторон земельного спора. Установление данного факта явится основанием для привлечения виновной стороны к административной ответственности (как правило, в виде штрафа). В данном случае нельзя путать обращение (жалобу, заявление) в уполномоченный орган (должностному лицу) в связи с нарушением владельцем соседнего земельного участка требований земельного законодательства и жалобу на решение суда, вынесенное по земельному спору).

        Рассматриваемый административный порядок разрешения земельных споров корреспондирует ст. 33 Конституции РФ, в соответствии с которой граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Значение этого права состоит в возможности для граждан продолжать воздействие на сформированные ими государственные органы и органы местного самоуправления. Тем самым обеспечивается обратная связь власти и граждан, возможность для власти оперативно реагировать на экономические, социальные, политические потребности общественных объединений, коллективов и отдельных граждан[3].

        Право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления представляет собой не только средство осуществления и охраны прав и свобод граждан, а так же, в идеале, способ оптимизации его деятельности (гражданин в своём обращении указывает на определённые проблемы или предлагает пути их решения)[4].

        В настоящее время правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закреплённого за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления регламентируется Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который также установил порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.

        Внесудебное урегулирование земельного спора

        Практически любой земельный спор можно довольно быстро разрешить без обращения в судебные органы, особенно если обе стороны конфликтной ситуации заинтересованы в мирном урегулировании проблемы. Кроме того, если текущий владелец земельного участка своевременно не обратился к своему соседу с просьбой о проведении процедуры повторного межевания, тогда ему могут отказать в судебной защите. Дело в том, что при внесении изменений фактическая площадь земельного участка соседа может измениться в меньшую сторону, а значит, истцу необходимо соблюдать досудебный порядок урегулирования спора.

        Председатель СНТ не подписывает межевание

        Согласно ФЗ Российской Федерации № 221, после определения границ надела необходимо согласовать результаты замеров с заинтересованными сторонами. Если участок относится к СНТ, одним из участников процедуры является председатель товарищества. Если у него есть возражения, отсутствие подписи не может стать препятствием для инженерных изысканий. В этом случае процедура займет немного больше времени. Она состоит из таких шагов:

        • Организация общего собрания владельцев пограничных наделов и председателя СНТ — пригласить нужного участника собрания можно по телефону. Желательно звонить ему при свидетелях по громкой связи. Если он не захочет прийти, необходимо попросить его написать письменный отказ;
        • Выяснение юридического адреса СНТ — он необходим для отправки официального извещения председателю о предстоящем собрании по поводу определения границ территории;
        • Ожидание ответа на официальное письменное извещение — если ответного письма не будет, через месяц на почту вернется ваше послание;
        • Подача объявления о предстоящей процедуре определения границ в местной газете;
        • Запрос на выдачу генплана застройки садового товарищества — его должен выдать председатель или отдел архитектуры;
        • Подача заявления в МФЦ — после установления границ земельного надела, нужно подать заявление на постановку на кадастровый учет и регистрацию права в ЕГРН.

        Претензия кадастровому инженеру: Образец

        От квалификации специалиста по инженерных изысканиям зависит, поставят ли вашу недвижимость на госучет. Поэтому к выбору подрядчика нужно подходить ответственно. Даже незначительная ошибка может привести к отказу в регистрации и вызвать пограничные споры. Подавать претензию кадастровому инженеру необходимо в таких случаях:

        • Незаконная прирезка соседних соток и увеличение площади надела за счет неправильной установки границ;
        • Отказ в возврате денежных средств после неправильно произведенных замеров;
        • Непрофессионализм — ошибки в бланках или расчетах;
        • Отказ в регистрационных действиях Росреестром из-за неточностей в межевом деле;
        • Игнорирование процедуры согласования границ с соседями;
        • Отказ вносить исправления после обнаружения ошибок.

        Какие нужны документы для урегулирования земельного спора в досудебном порядке?

        Чтобы уладить конфликт, потребуется аргументы для убеждения оппонентов в вашей правоте. Основными доказательствами выступают документы, которые могут иметь отношение к конфликту, а именно:

        • выписка из Госкадастра с указанием площади участка, расположения его границ, собственника и других важных характеристик;
        • правоустанавливающие документы на землю – подтверждение того, что вы являетесь законным владельцем. Это может быть договор купли-продажи, дарения, свидетельство о вступлении в наследство и т.д.;
        • карты и планы земли с привязкой к местности, аэрофотоснимки и т.д., которые подтверждают площадь участка и его расположение;
        • результаты экспертиз относительно состояния земельного покрова, расположения пограничных меток, фиксация фактов нарушения границ;
        • результаты процедуры межевания с заключительным актом, который подтверждает, что границы участка нанесены правильно.

        Доказательная база в спорах о границах

        При рассмотрении любого дела большое значение имеет доказательная база. Конечно, результаты экспертизы играют решающую роль, но свидетельские показания, видео и фото файлы никто не отменял. Чем крепче доказательная база истца, тем больше у него шансов выиграть дело.

        Суд обращает внимание на:

        • архивные файлы;
        • вещественные доказательства;
        • свидетельские показания;
        • фото- и видеофайлы;
        • заключения опытных экспертов.

        Обязательно обращайте внимание на то, что ответчик может предоставить собственные доказательства, которые вполне возможно могут затмить ваши факты. Поэтому старайтесь собрать как можно более полную доказательную базу.

        Срок исковой давности по делам, связанным с определением границ земельных участков, – 3 года.

        Иногда его можно обойти, но только в исключительных случаях:

        • объявление военного положения на территории ответчика;
        • отмена нормативно-правового документа, на основании которого было вынесено решение;
        • если ответчик пропустил срок по глубоко уважительным причинам, перечисленным в законе.

        В любых других случаях срок исковой давности нарушать ни в коем случае нельзя. Суд просто не примет исковое заявление и не пожелает заниматься вашим делом.

        Если в результате указанных выше действий не удается устранить нарушение границ участка, остается последний вариант – судебная защита.

        Дела по земельным спорам рассматривает районный (городской) суд по месту расположения ЗУ. При этом подается негаторный иск, который содержит требования собственника устранить препятствия в пользовании имуществом.

        Среди них могут быть:

        • определить или изменить границы ЗУ;
        • устранить техническую или реестровую ошибку и внести изменения в ЕГРН;
        • изъять часть ЗУ из незаконного владения и (при необходимости) перенести незаконно установленное ограждение;
        • признать право собственности;
        • устранить препятствия в пользовании ЗУ.

        Какой межевой план считается верным

        Порядок проведения и согласования геодезических работ чётко указан в ФЗ-221 от 24.07.2007:

        1. работы может выполнять только лицензированная организация, а так же специалист, внесённый в реестр кадастровых инженеров;
        2. о планируемом проведении измерений оповещаются землепользователи всех соседних (смежных) участков. Если их контакты неизвестны, собственник должен позаботиться об их поиске: получить сведения в кадастровой палате и отправить заказные письма;
        3. измерения проводятся с обязательным выездом на местность, с использованием специальных приборов. Замеряются длина, ширина, угол наклона, рельеф местности, близость объектов общего пользования, водоёмов, особенностей окружающей поверхности;
        4. по итогам составляется акт обследования участка, межевой или технический план;
        5. он в обязательном порядке подписывается землепользователями смежных участков;
        6. после подписания план регистрируется в кадастровой палате.

        Межевание земельного участка: споры с соседями

        При межевании ЗУ кадастровый инженер составляет план участка, с указанием координат межевых границ. На основании проведённых геодезических расчётов, им составляется отчёт, в котором указан алгоритм определения координат. Подробнее этапы выполнения кадастровых работ расписаны в другой нашей статье.

        После этого предусматривается прекращение всяких разногласий о прохождении межи. Соседи подписывают акт согласования, который определяет регламент и правила её использования, а собственник получает межевой план. Но нередко и эти предусмотренные законом действия не приносят результата.

        Акт согласования границ ЗУ: бланк, образец.

        Если сосед не согласен, оспорить межевание можно в суде.

        Сроки давности по спорам о границах земли

        Если возникла необходимость в установлении границ участка, то срок давности по таким спорам, т.е. когда лицо может обратиться в защиту своих прав в суд, составляет 3 года. А как же считается такой срок? Отсчет срока начинается с момента, когда лицо узнало, что нарушаются его права.

        А если лицо пропустило срок давности, тогда что? В этом случае, по общему правилу, лицо утрачивает возможность защитить свои права в судебном порядке, поскольку суд откажет в удовлетворении иска по причине истечения срока давности. Однако, суд применит правило, касающееся срока исковой давности, только если об этом заявит другая сторона, т.е. ответчик.

        Также не стоит забывать, что в статье 202 Гражданского кодекса РФ предусмотрены случаи, когда срок давности приостанавливается, т.е. определенный период не засчитывается в срок давности.

        ВАЖНО: если истец, как собственник, заявляет требование, чтобы было устранено нарушение его права, то на такие требования исковая давность не распространяется. Если причины пропуска срока были уважительными, то суд может восстановить срок исковой давности – смотрите видео об этом с нашего канала

        Какие документы собрать?

        Процедура межевания начинается с того, что гражданин должен позаботиться о наличии всей документации на руках. В перечень включается акт, отражающий правомочия собственности на конкретный надел. Кроме того, это может быть бумага, указывающая на право использования территории. Личность владельца должна быть подтверждена при использовании документации. Заявление составляется по установленному образцу. Оно направляется в компанию, занимающуюся деятельностью геодезической направленности. Также используется выписка, сделанная из реестра или паспорт земли. Для получения свидетельства, где отражены земельные границы, потребуется оформить межевой план. Он выдается также при обращении в указанную организацию.

        Иногда может потребоваться акт, указывающий на то, что на земле не имеется коммуникаций общественного назначения. Перечень актов зависит от того, в какой области оформляется документ и происходящая ситуация.


        Похожие записи:

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *