Пособие по безработице. Кому положено и как оформить

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пособие по безработице. Кому положено и как оформить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Величина выплат определяется в индивидуальном порядке и зависит от трудового стажа, оклада, причины отсутствия трудовой деятельности и региональных надбавок. Минимальный размер дотации составляет 1 500 ₱, максимальный – 12 130 ₱. Это базовая величина пособия без региональных доплат. Такие размеры установлены постановлением правительства Российской Федерации от 31 декабря 2020 года №239.

Размер пособия по безработице

Согласно новым правилам пособие по безработице гражданам, которые потеряли работу из-за сокращения или ликвидации предприятия, будет максимальным с 4 по 6 месяц после увольнения, а затем – 60% заработка, но не более 5 000 рублей.

Размер пособия определяется исходя из среднего заработка, учтенного за 3 месяца до увольнения с прежнего места работы.

Может ли безработный стажироваться в период получения пособия по безработице

Существуют массовые случаи, когда гражданину необходимо для решения вопроса о трудоустройстве в ту или иную организацию необходимо пройти стажировку. Стажировка при этом может быть оплачиваемой и неоплачиваемой. Если с определением оплачиваемой стажировкой всё понятно, то поясним, что такое неоплачиваемая стажировка.

Неоплачиваемая стажировка – это трудовая деятельность, выполняемая безвозмездно в пользу других лиц в целях приобретения опыта или трудовых навыков. Таким образом, безработный работает без оплаты, в интересах других лиц. И в таком случае вновь возникает вопрос о наличии или отсутствии состава мошенничества при получении выплат.

С одной стороны, мы наблюдаем, что неоплачиваемая стажировка – это вид трудовой деятельности. С другой стороны, мы наблюдаем отсутствие каких-либо выплат в пользу безработного гражданина. И есть опасения, что работодатели массово введут какие-либо сроки неоплачиваемых краткосрочных или долгосрочных стажировок, в том числе вместо ученических договоров. Особенно актуален данный риск в условиях тотального запрета почти всех видов деятельности по причине коронавируса и самоизоляции (о конституционности которой говорить крайне сомнительно, так как прямо нарушается ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации).

Тем не менее, полагаем, что стажировка в подобных случаях допустима.

Кто может являться безработным?

Многие считают, что статус безработного автоматически возникает у лиц, которые на данный момент времени не имеют официального места трудоустройства. Однако такое мнение является ошибочным. Дело в том, что присвоение данного статуса осуществляется в установленном порядке и только уполномоченной инстанцией. Такими инстанциями являются центры занятости, отделения которых имеются во всех регионах нашей страны.

Присвоение статуса безработного проводится исключительно по инициативе самого заинтересованного клиента. Для этого ему необходимо обратиться в местное отделение службы занятости. На первом же приеме посетитель составляет письменное заявление, в котором указываются намерения относительно официальной постановки на учет в данной инстанции. Помимо этого, в прямые обязанности посетителя будет входить и предоставление необходимых документов, точный перечень которых устанавливается на законодательном уровне. К основным бумагам можно отнести следующие:

  1. Паспорт физического лица – для подтверждения личности гражданина.
  2. Трудовую книжку посетителя. В данном документе присутствует вся важная информация относительно профессиональной деятельности гражданина за всю его жизнь. Более того, в книжке всегда можно найти сведения относительно последнего места официального трудоустройства физического лица, включая непосредственные причины увольнения и т.д.
  3. Документы об образовании гражданина. Одной из задач центра занятости является оказание активного содействия в поисках подходящего места трудоустройства. Для того чтобы можно было быстрее найти такую работу, центр занятости должен обладать всей важной информацией относительно образования соискателя, имеющихся у него профессиональных навыков и т.д.
  4. Справку, в которой присутствует информация относительно среднего размера заработка гражданина по последнему месту его трудоустройства. Данная информация обязательно потребуется специалистам для установления точного размера причитающегося клиенту пособия по безработице.
  5. Различные дополнительные документы, которые могут содержать в себе ценную информацию относительно здоровья гражданина, имеющейся у него группы инвалидности, а также иные важные сведения.

Следует отметить, что одного обращения в органы занятости иногда будет недостаточно. В частности, современными положениями был разработан перечень особых категорий граждан, которые ни при каких обстоятельствах не могут быть признаны безработными лицами. Сюда можно отнести:

  • лиц, текущий возраст которых не достиг минимальной отметки в 16 лет. Дело в том, что право заниматься профессиональной деятельностью у граждан нашего государства появляется именно в этом возрасте. Следовательно, до момента его достижения физическое лицо просто не может быть признано безработным;
  • граждан, которым были назначены предусмотренные государством пенсионные выплаты. Как известно, установление таких начислений может быть связано с самыми различными обстоятельствами. Наиболее распространенным из них, безусловно, является достижение физическим лицом установленного в стране возраста. Однако пенсия также может быть назначена и по причине получения инвалидности, потери единственного кормильца, а также по иным основаниям. Их полный перечень устанавливается на законодательном уровне;
  • лиц, которые ранее пребывали на официальном учете в центре занятости, однако, по каким-либо основаниям, их статус безработного был аннулирован. К таким основаниям можно отнести, например, невыполнение возложенных на них обязательств, игнорирование действующих правил пребывания на учете и т.д.

Обязанности и ответственность

Аналогично правам, обязанности формируются исходя из аксиомы активного поиска работы вместо желания длительного бездействия.

К обязанностям относятся:

  1. Перерегистрация, проводимая каждые две недели. Процедура включает:
    • предоставление своеобразного отчёта гражданином о предпринятых попытках поиска в виде сдачи направлений с указаниями мотивации отказа;
    • анализ сотрудником биржи причин сложности трудоустройства и предложений обучения или переобучения;
    • предложения новых направлений на образовавшиеся вакансии;
    • приобщение к общественным работам;
    • начисление пособия за истекший период с момента предыдущей перерегистрации.
  1. Обязательность явки на перерегистрацию в предварительно назначенное время:
    • в трезвом виде;
    • в случае болезни оправдательным документом для неявки служит листок нетрудоспособности.
  1. Посещение работодателей по направлениям, выданным центром занятости в течение 3-х рабочих дней с момента выдачи. Отказ со стороны безработного от 2-х подходящих мест работы приостанавливает выплату пособия.
  2. Предоставление достоверных сведений. Если гражданин имеет скрытый доход, зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, является учредителем коммерческой фирмы, то он лишается права на получение пособия. Сокрытие информации считается мошенничеством с вытекающими правовыми последствиями.

Служба занятости является основным учреждением, которое определяет права и обязанности безработного, определяет их правовой статус, выплату пособий. Неработающему человеку нужно выполнять все обязательства, касающиеся этих центров. Следует посещать его в установленные сроки, представлять отчёт о результатах собеседования. Кроме этого необходимо активно искать работу, не ожидая предложений и направлений.

Безработные, зарегистрированные в службах занятости, имеют определённые преимущества. Они могут проходить бесплатное обучение, получать информацию о новых местах работы. Кроме этого неработающему населению положены определённые выплаты. Вакансии службы занятости позволяют человеку как ждать предложение по старой профессии, так и освоить новую. Их список периодически пополняется, поэтому все желающие рано или поздно найдут подходящее место.

Как рассчитать размер пособия?

О размере пособия по безработице и порядка его выплат несложно найти информацию в отмеченном ранее федеральном законе. Сумма денежной выплаты устанавливается по таким формулам:

  • Если заявитель был уволен с основного места работы в течение года, предшествующего безработице, размер пособия определяется в процентном соотношении к средней заработной плате за последние 90 дней по последнему месту работы.
  • Если гражданин приобрел правовой статус безработного, не имея трудового стажа, или решил возобновить трудовую деятельность после перерыва, превышающего 12 календарных месяцев, размер его денежного пособия будет зависеть напрямую от величины прожиточного минимума, действующего в пределах конкретного региона России.
  • Граждане, имеющие не более 12 месяцев перерыва в трудовой деятельности, и уволившиеся сотрудники правоохранительных органов, военнослужащие смогут получать выплаты в размере 75 процентов от средней зарплаты на протяжении трех месяцев пребывания на учете по безработице, а в последующие 4 месяца – 60 процентов, а далее – не более 45 процентов.

Кроме того, человеку, имеющий социально-правовой статус безработного, не предоставляется возможность на получение пособия, величина которого будет преобладать над суммой прожиточного минимума в том или ином федеративном субъекте. При этом выплаты не могут быть меньше, чем третья часть того же прожиточного минимум.

Основные права и обязанности безработного

Контактируя со службой занятости, безработный имеет право на:

  • — консультирование, профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, а также на услуги по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации, получению необходимой им информации в органах службы занятости;
  • — самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ;
  • — обжалование решений, действий или бездействия органа службы занятости и его должностных лиц — как в вышестоящий орган службы занятости, так и в суд (подобные дела рассматриваются мировым судьей в порядке, установленном Подразделом II «Исковое производство» Раздела II Гражданского процессуального кодекса РФ) Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ (с изм. и доп. от 6 февраля 2012 г.) // РГ от 20 ноября 2002 г. N 220;
  • — заключение договора добровольного страхования со страховыми организациями на случай потери работы;
  • — оплату их затрат, вызванных тем, что их направили на работу (обучение) в другую местность по предложению органа службы занятости (с его согласия);
  • — выплату пособия по безработице;
  • — выплату стипендии во время профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки, в том числе, в период временной нетрудоспособности;
  • — возможность участия в оплачиваемых общественных работах.
Читайте также:  Стандартный налоговый вычет на ребенка 2023: условия и особенности получения

Определение безработного гражданина

Закон определяет, кого сегодня можно считать безработным. Согласно действующим стандартам, в эту категорию включают граждан, которые являются дееспособными и могут трудиться, но при этом в текущий момент нигде не трудоустроены. Лица, являющиеся безработными, должны находиться в поиске потенциального места трудоустройства, поэтому обязательно встают на учет на биржу труда.

После того, как гражданин официально зарегистрируется на бирже, ему будет присвоен статус безработного. В случаях, когда человек впервые хочет устроиться на работу, требуется предъявить в организацию паспорт и диплом (либо аттестат), свидетельствующий о получении образования. Если же гражданин ранее был трудоустроен и уже имеет определенный стаж и навыки, то к этим документам требуется приложить:

  • трудовую книжку с занесенной информацией о предыдущих местах службы;
  • справки с последнего места работы о среднем ежемесячном заработке;
  • документы, свидетельствующие о квалификации служащего.

В ряде случаев на бирже труда могут отказать в получении статуса безработного. Его не могут присвоить следующим лицам:

  • жителям РФ младше 16 лет;
  • людям, достигшим пенсионного возраста, либо получающим страховую пенсию, пенсию по инвалидности;
  • человек, который дважды отказывается от предложенных вариантов трудоустройства, теряет статус безработного. Это происходит в том случае, если биржа предложила рабочие места в течение 10 суток с периода регистрации;
  • если гражданин не явился на собеседование по поводу потенциального трудоустройства в течение 10 дней, биржа труда отказывает ему в статусе безработного (за исключением случаев неявки по уважительной причине);
  • лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы или приговоренные к исправительным работам, не могут зарегистрироваться на бирже;
  • это же относится к гражданам, намеренно предоставившим ложные сведения о себе.

Если человеку было отказано в предоставлении статуса безработного, то он имеет право повторно обратиться на биржу труда. Однако сделать это можно не ранее, чем через месяц после последовавшего отказа.

Центр занятости населения права и обязанности безработных

Центр занятости населения является основным органом, который наделяет граждан правовым статусом безработного, определяет их права и обязанности, порядок выплат пособий. Регистрация в центре занятости дает неработающему населению множество преимуществ, в частности получение информации о подходящих вакансиях, возможность прохождения курсов, получение социальных компенсаций и пособий.

При всем этом необходимо осуществлять надлежащее выполнение всех обязательств, предполагаемых законодательством при регистрации в центре занятости. Посещать его нужно в установленные сроки, предъявлять информацию о результате прохождения собеседований по направлению. Основной обязанностью также является не только ожидание получения данных о вакансии и направления на нее, но и самостоятельный поиск работы.

Важным аспектом регистрации в центре занятости является получение пособий в течении года. Определение размера данной социальной компенсации происходит на основании средней зарплаты, получаемой 3 последних месяца. Эта гарантия выполняется, если гражданин отработал более 26 календарных недель.

В случае, если срок работы меньше, либо гражданин вообще не работал ранее, пособие рассчитывается на основе суммы прожиточного минимума.

Основные права и обязанности безработного. Ответственность за неисполнение обязательств

С момента получения гражданином статуса безработного, между ним и государством в лице органов службы занятости возникают взаимные права и обязанности. Статус безработного предполагает ряд правомочий, которые в свою очередь гарантируют права граждан на трудоустройство. Право на труд и защиту от безработицы закреплено в Конституции РФ Конституция Российской Федерации, статья 37. Это право составляет необходимый элемент правового статуса безработного и может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В соответствии с этой конституционной нормой защита от безработицы и содействие в трудоустройстве является одним из основных принципов правового регулирования трудовых отношений Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ [ред. от 28.12.2013], статья 2.

Права и обязанности безработного

Право граждан на труд может быть реализовано как путем прямого обращения к работодателям, так и через бесплатное посредничество службы занятости. В первом случае оно осуществляется путем заключения трудового договора (контракта). Во втором случае обращение граждан к службе занятости порождает обязанность соответствующих государственных органов зарегистрировать гражданина в качестве безработного и оказать ему посреднические услуги при поиске подходящей работы. Именно в этом втором смысле право на трудоустройство приобретает характер субъективного права, составляющего правовой статус безработного.11 Слезингер Г.Э. Труд в условиях рыночной экономики. М. 2006 с. 88

Невыполнение безработным возложенных на него обязанностей влечет за собой меры ответственности, предусмотренные Законом о занятости. Эти меры ответственности могут быть как традиционными, гражданско-правовыми (взыскание в судебном порядке недобросовестно полученного пособия по безработице), так и специфическими, присущими только данному правовому институту. К числу таких специфических мер относится приостановка выплаты пособия по безработице на срок до трех месяцев, снижение его размера на 25% на срок до одного месяца и как самая суровая мера наказания — лишение статуса безработного с одновременным прекращением выплаты пособия по безработице.

Читайте также:  Продукция подлежащая обязательной сертификации в 2023 году

Рынок труда и безработица

По данным Федеральной службы государственной статистики в первом квартале 2020 года уровень безработицы в России был на уровне 4,6-4,7%. В расчет берутся работоспособные граждане старше 15 лет.

В связи с распространением коронавирусной инфекции с начала апреля многие занятые граждане стали терять работу — случился наплыв на биржи труда. Председатель Счетной палаты А. Кудрин в интервью для РБК заявил, что к концу года ожидается увеличение количества безработных в России до 8 миллионов человек.

Ситуация очень неблагоприятная: из-за пандемии коронавируса малый и средний бизнес несет убытки, что влечет снижение дохода или полную потерю работы для сотрудников. С каждым днем количество граждан, обратившихся в Центры занятости, растет.

В этой связи у людей, оставшихся без работы в “коронавирусный” период, возникают вопросы: что полагается безработным, какие предусмотрены гарантии социальной поддержки и льготы, права и обязанности нетрудоустроенных граждан и главное — какая оказывается помощь безработным в России.

Кто может получить пособие по безработице?

Безработными признаются трудоспособные граждане, не имеющие работы и заработка. Они должны состоять на учете в органах службы занятости, искать работу и быть готовыми к ней приступить. Те, кто претендует на пособие, должны не только не иметь работы, но и какого-либо дополнительного заработка, включая доходы от бизнеса или подработок в статусе самозанятого.

Пособие также могут получать люди предпенсионного возраста, если их уволили за пять лет до пенсии, если за два года — они могут стать пенсионерами досрочно. Человек может согласиться на досрочную пенсию либо отказаться от нее.

Чтобы встать на учет, нужно подать заявление в центр занятости населения (ЦЗН) по месту регистрации или в том регионе, где есть желание найти работу.

Обязанности безработных

Их необходимо четко соблюдать. В противном случае человек может лишиться статуса безработного, а следовательно, всех прав, которыми он наделяется.

  1. Человек обязан приходить в Центр Занятости в назначенный день и время. Там он проходит перерегистрацию. На руках должны быть документы. Процедура проходит дважды в месяц.
  2. Активно искать работу. Эти действия заключаются в требованиях рассмотрения каждой вакансии, предложенной Центром Занятости. Отказ от нее должен быть мотивированным.
  3. В случае заболевания нужно оформлять больничный лист.
  4. Своевременно информировать сотрудников уполномоченного органа об обстоятельствах, которые лишают соискателя права на получение пособия. Например, это может быть переезд в другое место. А также выход на заслуженный отдых, самостоятельное устройство на работу.
  5. Приходить на переговоры с работодателем, если Служба Занятости выдаст свободные вакансии. На это отводится три дня. Если соискатель не придет на собеседование, это может быть рассмотрено в качестве нарушения.

Перечень необходимых документов

Чтобы пройти регистрацию в ЦЗН необходимо представить сотруднику данной службы следующий пакет необходимых документов:

  1. Трудовой документ или книга только в той ситуации, если человек ранее работал на должности официально.
  2. Личный паспорт или документ, который его заменяет.
  3. Аттестаты, дипломы и иные документы, свидетельствующие о полученном образовании или получении специальных навыков. Если гражданин получал образование в иных странах, то следует сделать нотариально заверенный перевод соответствующих документов.
  4. Удостоверение пенсионера.
  5. Свидетельство ИНН, выданное налоговым инспектором.
  6. Справка с последнего места работы об уровне среднего месячного заработка. Данная справка должна быть заполнена бухгалтером организации, где трудился гражданин, в течение 3 суток с момента подачи прошения на ее получение в письменном виде. Также она должна быть оформлена на фирменном бланке организации, содержать реквизиты и угловой штамп. Также в справке должна быть отражена информация о количестве отработанных часов за последний год на предприятии. Предоставление данной справки не требуется людям, которые еще не были официально трудоустроены.

Паспорт, трудовая книжка и документы об образовании необходимо предоставлять только в подлинном виде. При отсутствии какого-либо из перечисленных документов, постановка на учет не будет произведена, а значит, и на пособие рассчитывать не следует.

Инвалиды, в дополнение к вышеуказанному перечню документов, предоставляют медицинское заключение, с отметкой врача о том, какими именно видами деятельности может заниматься данный гражданин из-за ограниченности его физических возможностей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *