Органов Предварительного Расследования 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Органов Предварительного Расследования 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По результатам расследования профессионального заболевания, комиссия может принять решение о том, что ответственность за случай профзаболевания возлагается не только на работодателя, но и на самого работника.

Как правильно определить степень вины работника при установлении факта грубой неосторожности: практический кейс

Принцип обязательного социального страхования следующий – чем больше вина работника, тем меньше вина работодателя. При этом % вины работника необходим только для установления размера ежемесячной выплаты, и не влияет на дополнительные выплаты, в том числе – единовременную.

Как установить в процентах степень вины самого работника в том, что он заболел сам? Механизм определения этого показателя в новом порядке расследования не прописан. Как минимум, законодатели должны были сделать ссылку на часть 1 статьи 14 в Федеральном законе № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании». В этой норме права указано, что степень вины самого работника в произошедшем остром или хроническом заболевании устанавливает комиссия, но не более чем на 25 %, если будет доказан факт грубой неосторожности работником.

Решение о том, была или не была грубая неосторожность работника, принимает не работодатель, и не центр эпиднадзора, а исключительно профсоюзная организация вашего предприятия, или другой представительный орган работников, оформляется в виде Заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работника представительного органа о степени вины работника при установлении факта грубой неосторожности.

Это заключение комиссия использует для заполнения пункта 19 Акта расследования и прилагается к материалам расследования. Любимый довод всех работодателей – «А у нас нет профсоюза!» в этом случае обернется против работодателя. Нет профсоюза, значит нет и факта грубой неосторожности работника, которая привела к профзаболеванию. Значит вся вина возлагается на работодателя.

Окончание предварительного расследования

Окончание предварительного расследования означает выполнение органами расследования всех возможных следственных и иных процессуальных действий, необходимых и достаточных для принятия законного и обоснованного решения по уголовному делу в соответствии с компетенцией следователя, дознавателя и выполнения задач данной стадии уголовного процесса.

Процедура окончания предварительного расследования начинается после того, как следователем (дознавателем) исчерпывающе полно и всесторонне исследованы все юридически значимые обстоятельства дела; собраны, проверены и оценены все возможные имеющие значение для дела доказательства, т.е., по существу, разрешены основные задачи предварительного расследования.

Порядок окончания предварительного расследования зависит от того, проводится по делу предварительное следствие (гл. 29 — 31 УПК РФ) или дознание (гл. 32 — 32.1 УПК РФ).

Сроки ведения предварительного следствия

Для раскрытия совершенных преступлений и наказания преступников российским законодательством установлен срок проведения следственных мероприятий по делу. За это время следственная структура должна собрать достаточное количество убедительных доказательств, необходимых для начала судебного разбирательства и вынесения приговора по делу. Отсчет периода, отведенного для проведения предварительного следствия, начинается в момент возбуждения производства по уголовному преступлению.

В случаях, когда последний день расследовании совпадает с праздничным или выходным днем, срок его окончания отодвигается на следующий за ним первый рабочий день.

Законом установлен 2-х месячный срок для проведения предварительного следствия. В отдельных случаях, по решению уполномоченных сотрудников соответствующих органов можно продлевать еще на 1 месяц. Продление должно оформляться постановлением установленного образца. В случаях, когда предварительное расследование невозможно закончить в указанные сроки, постановление о продлении расследования принимается соответствующими органами федерального уровня. Такой порядок позволяет продлевать сроки проведения следствия до 1-го года.

На продолжительность проведения предварительного расследования могут влиять:

  • период проведения проверки обстоятельств преступления следственными структурами до официального возбуждения уголовного преследования;
  • период времени, в который проходит обжалование дела по причине выяснения дополнительных обстоятельств, время необходимое для устранения установленных нарушений и т.п.;
  • период приостановки расследования, регламентированный Уголовным кодексом.

Привлечение и ознакомление адвоката с уголовным делом позволит избежать незаконного увеличения срока предварительного расследования.

Понятие, значение и виды общих условий производства предварительного расследования

Действующее уголовно-процессуальное законодательст­во РФ предусматривает в две формы производства предвари­тельного расследования:

    1. дознание;
    2. предварительное следствие.

В целях упорядоченности расследования уголовных дел УПК РФ установлена система правил, распространяющихся на все процессу­альные решения и действия дознавателя и следователя.

Данные пра­вила, сформулированные законом в соответствии с принципами уго­ловного судопроизводства, регламентируют наиболее существенные стороны досудебного производства. Их принято называть общими условиями. Общие условия производства предварительного расследования закреплены в главе 21 УПК РФ с одноименным названием.

Общие условия предварительного расследования — это закреплен­ные в уголовно-процессуальном законе правила, исполнение которых обязательно для любой из форм предварительного расследования (за не­которым исключением, в частности, при сокращенном дознании — гл. 32.1 УПК).

Указанные условия предварительного расследования:

    1. выражают его характерные черты и
    2. опре­деляют существенные требования, предъявляемые к порядку произ­водства следственных действий и принятию решений.

Общие усло­вия предварительного расследования распространяются на всю деятель­ность, именуемую расследованием.

Внутренние войска МВД

Важное место в структуре ОВД РФ занимают внутренние войска МВД России.

Определение 2

Внутренними войсками МВД называют воинское объединение в структуре МВД Российской Федерации, осуществляющее деятельность, направленную на внутреннюю защиту государства в целом, охрану базовых прав и свобод, обеспечению безопасности в обществе.

Статус внутренних войск определяется законом № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» (06.02.1997 г.)

Статья 2 указанного закона закрепляет задачи, поставленные государством перед внутренними войсками, такие как:

  • реализация мер совместно с прочими ОВД относительно защиты правопорядка в обществе, охраны общественной безопасности и организации режима чрезвычайных ситуаций;
  • в рамках законных полномочий участие в реализации комплекса мер по противодействию терроризму и поддержанию правового фундамента контртеррористических операций;
  • защита от преступных деяний и посягательств на важные объекты государства и специальные грузы;
  • в рамках законных полномочий участие в территориальной обороне страны;
  • содействие пограничным службам ФСБ в вопросах защиты государственных границ страны.
Замечание 1

Отдельными правовыми актами государство может возложить на внутренние войска дополнительные функции, к примеру, внутренние войска соответствующим федеральным законом уполномочены принимать участие в защите объектов государственной охраны (закон № 57-ФЗ «О государственной охране», 27.05.1996 г.)

В систему внутренних войск входят следующие подразделения:

  • управленческие органы войск;
  • соединения и части: оперативного назначения, специализированные моторизованные, по защите особо важных объектов страны и спецгрузов;
  • морские, авиационные воинские части;
  • высшие учебные заведения соответствующей профессиональной направленности;
  • подразделения, осуществляющие разведывательную деятельность;
  • части специального назначения;
  • учреждения медицинской, научно-исследовательской направленности и пр.;
  • подразделения, осуществляющие обеспечение функционирования деятельности внутренних войск.

Структура Органов Предварительного Следствия В России 2021

. В криминальную полицию входят подразделения: — по экономической безопасности и противодействия коррупции (ЭБиПК); — специальных технических мероприятий; В криминальную полицию также входят Национальное центральное бюро Интерпола и его территориальные подразделения. Составы подразделений криминальной полиции центрального аппарата МВД РФ и главных управлений МВД РФ по федеральным округам определяются МВД РФ.

Зам.министра внутренних дел (зам.начальника УВД, УВДТ) — он же начальник следственного управления (отдела) Отдел зонального контроля Управление (отдел) по расследованию организованной преступной деятельности (следственная часть) от 15 июня 1992 года Скачать ПРИКАЗ МВД РФ от 15-06-92 197 (извлечение) (2019) Актуально в 2021 году

  1. Бухгалтерский учет
  2. Производственный календарь 2021
  3. Кадровое делопроизводство
  4. Рубрикатор
  5. Федеральное законодательство
  6. Образец договора дарения
  7. Региональное законодательство
  8. Налоговый учет
  1. Сервисы
  2. План счетов
  3. Курсы, ставки, индекс
  4. Юридический словарь
  5. Cоглашение о разделе имущества супругов
  6. Правила бух.
  7. Формы документов

.

Следственный департамент МВД России и входящие в его состав органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о большинстве преступлений, связанных с причинением вреда здоровью, о преступлениях против собственности, о преступлениях в сфере экономической деятельности (кроме налоговых преступлений) и др.

Дата 06 апреля 1963 г. ознаменовала новую страницу в проведении следственных мероприятий. Верховный Совет СССР указом подтвердил право производства предварительного следствия органами охраны общественного порядка. Со временем в результате последующих переименований следственные подразделения будут в ведомстве МВД. Кадровый состав первоначально формировали из опытных работников дознания и прокуратуры. С расследования общеуголовных преступлений началась история правоохранительной службы МВД.

На протяжении десятилетий формировалась целесообразная структура, методика работы. Деятельность «милицейских» следователей была успешной, что приводило к постепенному расширению их функционала – добавились дела о хозяйственных преступлениях, затем совершенные несовершеннолетними и т.д. В настоящее время следственный аппарат МВД – самое крупное подразделение в непримиримой борьбе с преступностью.

Сотрудники следственных органов обеспечивают законность судопроизводства. На высоком профессиональном уровне ведется предварительное расследование на основе полноты собранных доказательств.

Обсуждение проблем в деятельности органов предварительного расследования

Ставропольский филиал Президентской академии на круглом столе представлял доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин, кандидат юридических наук, доцент Долгополов Кирилл Андреевич, который выступил с докладом на тему: «Проблемы организации деятельности органов предварительного следствия в России».

Кирилл Андреевич, в частности отметил: «Реформа органов предварительного расследования, в том числе Следственного комитета РФ, является результатом продолжительного исторического процесса, что предопределяет необходимость рассмотрения современного правого статуса Следственного комитета РФ, альтернатив его развития, а также проблем реформирования органов предварительного расследования. Двойственная правовая природа Следственного комитета Российской Федерации даёт возможность утверждать, что, с одной стороны, Следственный комитет Российской Федерации является органом, способствующим отправлению правосудия, поэтому можно признать, что он является частью судебной власти, а с другой стороны — Следственный комитет Российской Федерации обладает функциями исполнительной власти»

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;
  • категория уголовных дел, отнесенных законодательно к подследственности;
  • субъект предварительного расследования;
  • сроки досудебного производства по уголовному делу;
  • процедура окончания предварительного следствия или дознания;
  • итоговое решение следователя или дознавателя.
  • об опасных преступлениях;
  • об общественно опасных деяниях, совершенных лицами, которые в силу своих психических или физических недостатков не могут самостоятельно осуществлять право на защиту;
  • о преступлениях, совершенных лицами, заболевшими душевной болезнью после совершения преступных действий;
  • о преступлениях невменяемых.
Читайте также:  Налоговый вычет при покупке квартиры в долевую собственность супругов

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

  • обеспечение законности при проверке, регистрации, приеме донесений о преступлениях, возбуждении уголовных дел, проведении предварительного расследования, а также принятие мер, которые направлены на защиту свобод и прав гражданина и человека, охраняемых законом интересов государства и общества;
  • обеспечение по уголовным делам досудебного производства;
  • выявление тех обстоятельств, которые способствуют совершению преступлений, и также введению мер по уничтожению этих обстоятельств;
  • осуществление и организация процессуальной проверки и контроля деятельности следственных нижестоящих органов Следственного комитета и их должностных лиц, управление имеющимися средствами и силами в интересах качественного и оперативного проведения предварительного следствия по уголовным делам;
  • разработка и внедрение в практику технико-криминалистических современных методик и средств расследования преступлений;
  • изучение, анализ и обобщение практики расследования преступлений, распространение опыта следственной работы;
  • ведение и формирование криминалистических учетов, баз данных информации;
  • осуществление и организация судебно-экспертной деятельности, взаимодействие с научно-исследовательскими и экспертными учреждениями;

Дознаватель уполномочен принимать дело к своему производству, самостоятельно производить по нему процессуальные действия, оценивать по своему внутреннему убеждению доказательства по уголовному делу, принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК РФ на это требуется согласие начальника органа дознания, согласие прокурора, осуществлять иные полномочия (ст. 41 УПК РФ).

Так, предварительное расследование, как форма собирания, оценки и проверки доказательств на досудебных стадиях уголовного судопроизводства имеет место в большинстве современных государств. В России предварительное расследование может осуществляться в двух процессуальных формах – в форме предварительного следствия и дознания.

В уголовном судопроизводстве имеются серьезные проблемы

Производство следствия по приостановленным делам является наиболее слабым звеном во всей цепи следственных действий, выполняемых в этой стадии уголовного судопроизводства. Бездействие следователя по приостановленному уголовному делу проистекает прежде всего из того обстоятельства, что самому следователю предоставлено право приостановить производство по делу, санкции или согласия прокурора в этом случае не требуется.

Помимо этого, прокурор, как правило, строгого, а, главное, постоянно действующего надзора за деятельностью следователя по приостановленным делам не осуществляет. Между тем, задача по полному и своевременному раскрытию преступления, а также его полному, всестороннему и объективному расследованию обязывает следователя работать по приостановленному делу также активно, как и по делам, находящимся в его текущем производстве.

Особо сложные задачи стоят перед следователями по уголовным делам о нераскрытых преступлениях. Как показало приведенное научное исследование, многие следователи после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия считают себя «свободными» от исполнения своего служебного долга — раскрыть преступление и установить лицо, его совершившее. В лучшем случае следователи дают поручения оперативно-розыскным органам об установлении личности правонарушителя, те же в свою очередь относятся, как правило, к этим поручениям формально.

Автором установлено немало таких фактов, когда сотрудники оперативно-розыскной службы, не предпринимая никаких попыток к выполнению предписаний следователя, составляют по делу справку о том, что «выполненные оперативные действия не дали каких-либо положительных результатов».

Автор убедился, что даже при условии несовершенства законодательного регулирования деятельности следователя по нераскрытым преступлениям, (статья 197 УПК РТ весьма «лаконично» регламентирует деятельность следователя по таким делам) при правильной организации этой работы можно многое сделать в направлении раскрытия и расследования преступлений.

Вынесение постановления о приостановлении производства по делу вовсе не означает, что следователь может прекратить работу как по раскрытию, так и по расследованию преступления. Выполнение этих обязанностей он не может и не должен перекладывать на сотрудников оперативно-розыскных органов: в конечном итоге за раскрытие и расследование преступлений отвечают не сотрудники этих органов, а следователь.

Успех работы следователя по приостановленному делу во многом предопределяется планированием этой работы. Разрабатываемый следователем план производства по приостановленному делу должен содержать прежде всего оценку законности и обоснованности возбуждения уголовного дела, своевременности и полноты мер, принятых по раскрытию преступления, его полному, объективному и всестороннему расследованию; во-вторых, правильно ли был определен круг подозреваемых по уголовному делу; в-третьих, все ли процессуальные действия и оперативно-розыскные мероприятия выполнены после вынесения постановления о приостановлении предварительного следствия и нет ли оснований для возобновления производства по делу; в-четвертых, определить степень вероятности установления виновного лица (по делу не было никаких сведений о лице, совершившим преступление; в деле имеются некоторые данные о подозреваемом, он задерживался, был допрошен, но освобожден за отсутствием достаточных улик и т.д.).

Все это должно быть принято во внимание следователем в работе по приостановленному уголовному делу.

В работе следователя по уголовным делам о нераскрытых преступлениях немало особенностей в выполнении отдельных процессуальных действий, здесь необходимы особого рода тактические приемы по их выполнению, что не всегда и не всеми следователями учитывается. Особенности в раскрытии и расследовании преступлений содержатся также и в организации прокурорского надзора за законностью деятельности следователя и сотрудников оперативно-розыскных служб. Прокурор обязан осуществлять надзор не только за законностью и обоснованностью приостановления производства по делу, но, что не менее важно, за своевременностью и полнотой производимых следственных и оперативно-розыскных мероприятий.

Анализируя практику следственных органов по делам о нераскрытых преступлениях, и, сопоставляя свои выводы с законодательной регламентацией этой деятельности, автор приходит к парадоксальному выводу о том, что закон с одной стороны предусматривает необходимость приостановления предварительного следствия «в случае неустановления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого» (ст.195 УПК РСФСР), а с другой — предусматривает, что «следователь обязан принимать как непосредственные, так и через органы дознания, меры к установлению обвиняемого или его местонахождения, производя необходимые для этого следственные действия».

Несообразность такого объединения этих правовых понятий заключается в том, что коль скоро производство по делу приостановлено, выполнение каких-либо следственных действий по нему должно быть исключено. Если такая необходимость возникает, следователь обязан возобновить производство расследования. Конечно, в раскрытии преступления следователь не может ограничиваться результатами деятельности оперативно-розыскных органов, он должен сохранять инициативу в своих руках, и если для установления каких-либо обстоятельств необходимо выполнить конкретные следственные действия, он обязан возобновить производство по делу и сделать это.

Наиболее распространенным основанием прекращения уголовного дела, приостановленного производством, является истечение давности уголовного преследования. Не случайно, именно это основание приведено в ст. 195 УПК РТ, регужрующей основания и сроки приостановления предварительного следствия.

Необходимо отметить, что уголовный закон РТ (ст.46 УК) весьма четко, — в сравнении с уголовными законами других республик СНГ, в том числе РФ и Украины, — определяет условия прекращения уголовного дела производством вследствие истечения срока давности привлечения лица, совершившего преступление. Сроки давности уголовного преследования определяются в зависимости от тяжести совершенного преступления и от максимального срока возможной меры уголовного наказания.

Как показало проведенное автором научное исследование, многие следователи органов прокуратуры и внутренних дел, не принимая никаких попыток к раскрытию преступления и розыску лица, скрывшегося от следствия, спокойно ожидают окончания срока давности привлечения преступника к уголовной ответственности, а затем прекращают уголовное дело производством, ссылаясь на ст.46 УК РТ. Автору представилась возможность обнаружить и такие приостановленные производством уголовные дела, по которым давно уже истек срок давности уголовного преследования, однако дела значились приостановленными производством.

Отсюда следует вывод: само законодательство о давности привлечения лица, совершившего преступление к уголовной ответствен 97 ности, также как и практическая деятельность следственных органов по применению этого закона, нуждаются в дальнейшем совершенствовании. По мнению автора срок давности привлечения лица к уголовной ответственности не может распространяться на дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, между тем закон (ч.4 ст.46 УК РТ) предусматривает следующее правило: «Вопрос о применении давности к лицу, совершившему преступление, за которое по закону может быть назначена смертная казнь, разрешается судом. Если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь не может быть назначена и заменяется лишением свободы». (Аналогичный порядок предусмотрен и в ст.48 УК РСФСР).

Судебно-следственной практике известны уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, однако правоохранительным органам не было известно, кто стоит за этими злодеяниями.

У правоведов и практиков — следователей и прокуроров вызывает недоумение формулировка закона (ст.47 УК РТ) о том, что «если суд не найдет возможным применить давность, смертная казнь заменяется лишением свободы». У практиков возникает вопрос, в силу каких исключительных обстоятельств опасному преступнику, например, убийце, законодатель предоставляет заранее индульгенцию в виде помилования, если он оставался неразоблаченным в течении пятнадцати лет? Замена смертной казни лишением свободы -это прерогатива держателя Верховной власти в государстве, а не усмотрение суда.

В дополнение к сказанному автор полагает необходимым привести и такой весьма убедительный аргумент. Когда отмечалосьлетие Нюрнбергского процесса над главными нацистскими преступниками (1986 г.) вся советская общественность и прогрессивные люди всего мира приветствовали заявления юристов СССР, что в отношении нацистских преступников, остающихся не разоблаченными, не может применяться закон о сроке давности уголовного преследования, как того требовали нацистски настроенные немецкие юристьг. Это требование прогрессивных юристов сохраняет свою силу и на сегодня.

Некоторые юристы, в том числе следователи и прокуроры говорят: нельзя же допускать такого положения, чтобы приостановленные уголовные дела, находились в производстве следственных органов вечно? Вопрос, конечно, правомерный. Однако это положение не может и не должно распространяться на діла о преступлениях, за совершение которых может быть назначена смертная казнь. Эти дела должны находиться в производстве следователей, пока не будет раскрыто преступление и не будет установлено лицо, его совершившее. Это также обосновано, как обоснованным является положение о том, что уголовные дела, рассмотренные судами, по которым постановлен смертный приговор, хранятся вечно.

Регулируя условия и порядок прекращения уголовных дел за давностью уголовного преследования, законодательно надлежит дифференцированно подходить к принятию следователем решения о прекращении дел по этим основаниям. Указания законодателя о возможности прекращения приостановленного уголовного дела за истечением определенного срока (один год, три, пять, десять лет) после совершения преступления (ст.46 УК РТ) носит, по мнению автора, чисто символический характер. При этом не учитывается степень опасности лица, совершившего преступление. Известно немало уголовных дел о преступлениях, не представляющих повышенной социальной опасности, но их исполнителями являются особо опасные рецидивисты, которые совершая такие, преступления, отчетливо представляют последствия, этого.

Между тем, действующее законодательство создает таким преступникам льготные условия в случае их привлечения к уголовной ответственности. Весьма убедительным примером этому является широко известное уголовное дело Крекшина, совершившего в течение шести лет девяносто шесть квартирных краж. (Он аккуратно вел хронологию совершения этих преступлений, что послужило поводом для их раскрытия). Примерно одна треть этих дел, которые были приостановлены производством, была прекращена производством по истечении срока давност�� уголовного преследования. После привлечения к уголовной ответственности Крекшина эти постановления были отменены прокурором. Адвокат не без основания просил суд исключить эти эпизоды из обвинения, предъявленного Крекшину.

Читайте также:  Календарь платежей на 2023 год

1. Органы предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуются — органы предварительного следствия) обеспечивают в пределах своих полномочий исполнение законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

12. Главные следственные управления (управления, отделы) при министерствах внутренних дел, при главных управлениях (управлениях) внутренних дел по субъектам Российской Федерации возглавляют соответственно заместители министров внутренних дел, заместители начальников главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации — начальники главных следственных управлений (управлений, отделов), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации (за исключением лиц, назначаемых на должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации).

За прошедшие годы было разрешено множество самых острых проблем, стоявших перед следствием МВД России. Со временем выстроена эффективная система противодействия организованной преступности. На всех уровнях, включая федеральный, образованы специализированные подразделения (следственные отделы, части) по расследованию организованной преступной деятельности. Существенно расширились процессуальные полномочия следователя и руководителя следственного органа. Значительно возросла численность подразделений следствия, и улучшился их качественный состав.

Сегодня отмечают профессиональный праздник следователи органов внутренних дел. Начало современной истории органов предварительного следствия в системе МВД России положил Указ Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 г. № 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка».

Источник « Национальной Службы Новостей » в Следственном комитете рассказал, что в ведомстве не ищут нового официального представителя на замену подавшему в отставку Владимиру Маркину, т.к. «сначала должен уйти Бастрыкин». По словам источника НСН . отставка главы СК Александра Бастрыкина произойдет лишь в начале 2021 года, одновременно с ликвидацией Следственного комитета как самостоятельного ведомства и его слиянием с Генпрокуратурой. Эксперты НСН рассказали, насколько достоверной может быть эта информация. Первый генеральный прокурор России Валентин Степанков в беседе с НСН не исключил слияния Следственного комитета и Генеральной прокуратуры, однако отметил, что это вряд ли пойдет на пользу правоохранительной системе. «Я всегда выступал за то, что этого делать не надо.

установленный Постановлением Правительства РФ № 741 от 27 августа 2013 года. Данным документом установлена и дата его празднования – ежегодно 25 июля. День сотрудника органов следствия – это профессиональный праздник всех сотрудников следственных подразделений соответствующих федеральных органов исполнительной власти, т.е. сотрудников и работников Следственного комитета РФ, следственных подразделений МВД, ФСБ, ФСКН и т.д.

Следственный комитет не проработал как самостоятельное ведомство и 10 лет, но уже сегодня стоит перед необходимостью проведения кардинальных изменений. Вероятно, причины этого кроются в следующих факторах: Предполагается, что в отношении будущего Следственного комитета могут быть реализованы следующие сценарии:

С 2021 года обеспечением государственной безопасности в России будет заниматься новое Министерство (МГБ), создать которое планируется на основе ФСБ. Аналитики уже высказали предположение, что новое Министерство госбезопасности станет аналогом КГБ, расформированного в год распада СССР.

Одной из функций правоохранительной деятельности, реализуемой в форме предварительного следствия, дознания и оперативно-розыскной деятельности, является выявление, раскрытие и расследование преступлений специально созданными государственными органами, уполномоченными осуществлять уголовное преследование. Поскольку выявление, раскрытие и расследование преступлений осуществляется на досудебной стадии уголовного судопроизводства, постольку этот вид деятельности является предварительным, т. е. предшествующим рассмотрению уголовного дела в суде. Указанная стадия имеет решающее значение для справедливого, законного и обоснованного разрешения уголовного дела в суде, поскольку позволяет решить важнейшие задачи уголовного процесса: обнаружить и зафиксировать следы преступления; установить подозреваемого и изобличить его в совершении противоправного деяния; произвести ряд процессуальных действий, направленных на пресечение или превентивное предупреждение преступной деятельности, а по результатам расследования — прийти к предварительным выводам о виновности конкретного лица в совершении преступления и предъявлении ему обвинения со стороны государства.

Предварительное расследование — деятельность уполномоченных государством органов (органов предварительного следствия и органов дознания) и их должностных лиц по раскрытию, пресечению и расследованию совершенных (готовящихся) преступлений, розыску и изобличению лица (лиц) в совершении преступления, привлечению виновных к уголовной ответственности, принятию мер по возмещению вреда, причиненного преступлением, установлению обстоятельств, способствовавших совершению преступления и принятию мер, направленных на предупреждение причин и условий преступлений.

Предварительное следствие в соответствии с законом производится следователями следственных органов: Следственного комитета РФ, следственных органов Федеральной службы безопасности и Министерства внутренних дел России.

Компетенция указанных органов по расследованию уголовных дел подразделяется в зависимости от такого критерия, как подследственность.

Органы дознания — государственные органы и их должностные лица, уполномоченные в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия (п. 24 ст. 5 УПК РФ).

К органам дознания относятся (ст. 40 УПК РФ): органы внутренних дел РФ и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения) полиции; органы Федеральной службы судебных приставов; органы Федеральной службы исполнения наказаний; командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений или гарнизонов; органы государственного пожарного надзора федеральной противопожарной службы; начальники органов военной полиции Вооруженных Сил РФ; органы ФСБ России; органы ФСО России; органы СВР России; таможенные органы РФ.

На органы дознания возлагается: дознание по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно (ст. 223 УПК РФ); выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно (ст. 157 УПК РФ); исполнение письменных поручений следователей о проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании, приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий (ч. 2 ст. 38 УПК РФ).

Полномочия органов дознания при производстве расследования преступлений определяются характером уголовного дела.

«Поздравляю с Днём сотрудника органов следствия России и искренне желаю всегда следовать по верному пути, никогда не оставлять без внимания ни одной улики и мелочи состава преступления, постоянно руководствоваться высоким профессионализмом, блестящей интуицией, отменной смекалкой и безупречной логикой. Пусть работается на славу, пусть живётся в своё удовольствие».

После официальных мероприятий коллеги и их семьи собираются в кафе и ресторанах, поздравляют друг друга с профессиональным праздником, произносят тосты и пожелания. За столом проводится ритуал обмывания звезд – в стакан с крепким напитком помещаются новые звездочки. Его следует выпить залпом, чтобы звезды оказались во рту.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел. После распада СССР День следователя продолжали праздновать в России, хотя он и не имеет официального статуса. Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем — органов прокуратуры, что позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Практически за полувековую историю органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структуры, стиль и методы работы. Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая около 90% преступлений.

Примите искренние поздравления с профессиональным праздником — 55­-й годовщиной образования органов предварительного следствия в системе Министерства внутренних дел России. Ваша служба всегда была и остаётся сложной и ответственной. Преданность долгу, служение закону и народу, умение принимать решения в самых сложных ситуациях и высокая степень ответственности за порученное дело – вот то, что отличает вас в нелёгкой и опасной служебной деятельности. Меняются условия работы, сменяются поколения, но остаётся неизменным высокий профессионализм следователей, стойкость, беззаветная преданность делу.

Сегодня следственный аппарат МВД — крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений. Следственный департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата МВД РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию, а также правоприменительные полномочия в сфере расследования преступлений, отнесенных к подследственности следователей органов внутренних дел РФ, а также исполнения законодательства РФ об уголовном судопроизводстве.

В ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 28.12.2010 № 403-ФЗ «О Следственном комитете РФ» содержится определение Следственного комитета, включающее ряд его признаков как органа государства:

  • это федеральный государственный орган, деятельность которого в пределах полномочий реализуется на всей российской территории
  • он реализует полномочия в области уголовного судопроизводства согласно российскому законодательству.

ФЗ «О Следственном комитете РФ» установил, что все руководство деятельностью созданного вновь следственного органа реализует Президент РФ.

В систему Следственного комитета входят:

  • непосредственно центральный аппарат комитета;
  • следственные главные управления и следственные управления Следственного комитета по субъектам РФ (в т.ч. их подразделения по административным округам), а также приравненные к ним специализированные (в т.ч. военные) следственные отделы и следственные управления Следственного комитета;
  • следственные отделения и следственные отделы Следственного комитета по городам, районам и приравненные к ним, в т.ч. специализированные (в т.ч. военные) следственные подразделения комитета.

Следственный комитет РФ и подчиненные ему органы осуществляют предварительное следствие по уголовным делам о наиболее тяжких преступлениях против личности (например, изнасилования, убийства) о налоговых преступлениях, тяжких и особо тяжких преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних и др.

Основная задача Следственного комитета – качественное расследование преступлений согласно подследственности, которая установлена уголовно-процессуальным законодательством РФ.

Предварительное Следствие Или Расследование 2021

  • Неверно указанные следователем даты и время оформления постановления и это может повлечь отмену документа прокурором;
  • Неправильная квалификация общественного опасного деяния;
  • Вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, когда документ был подготовлен от имени другого следователя.

Исходя из вышесказанного можно сказать о том, что такие ошибки, если они вовремя замечены в процессуальных документов влекут за собой отмену постановления, поэтому адвокат должен внимательно изучать этот документ на предмет процессуальной чистоты.


  • Следователь не указал в протоколе осмотра найденного и изъятого оружия, которым было совершено преступление. В дальнейшем это влечет к тому, что оно может быть изъято из ряда важнейших вещественных доказательств;
  • Неправильное обозначение месторасположения трупа при убийстве. Такая ошибка способствует тому, что дело возвращается к прокурору и последующее расследование;
  • Осмотр места происшествия вообще не проводился следователями. Это один из самых серьезных недостатков, так как дело просто легко разваливается;
  • ОМП проводится представителями следственных органов несвоевременным образом. Такая ситуация приводит к тому, что по естественным причинам попросту утрачиваются следы преступления и иные ценные доказательства, имеющие значение для уголовного дела;
  • Осмотр места происшествия делается не следователем, как положено нормами действующего процессуального законодательства, а представителем полиции;
  • Не были привлечены специалисты-криминалисты. Например, когда имеет труп и нужно установить причины смерти;
  • Не использовались специальные научно-технические средства, поэтому не обнаруживаются вещественные доказательства, такие как микрочастицы или не видны слабовидимые объекты;
  • Результаты осмотра фиксируются в протоколе следователями, на плане и фотоснимках небрежно и неточно При этом все обнаруживаемые при осмотре объекты лишь называются в протоколе, а не описываются достаточно полно и это приводит к утрате важнейшей доказательственной информации;
  • Вещественные доказательства и копии со следов небрежно или неправильно упаковываются, что приводит к их порче и утрате.
Читайте также:  Организация работ повышенной опасности

Такие недостатки, выявляемые в ходе проверки материалов уголовного дела не всегда могут быть устранены при помощи организации повторного или дополнительного осмотра. И это только узкий круг распространенных ошибок, совершаемых представителями следственных органов при ОМП. Отсюда можно сделать простой вывод о том, что протокол осмотра места происшествия – это один из самых важных документов, который должен иметься в материалах уголовного дело. При осмотре места происшествия обязательно в соответствии с нормами УПК России должны присутствовать двое понятных лиц. Если имеются любые, даже самые малейшие сомнения о том, что ОМП проводится незаконно, то тогда следует заявить в судебном процессе ходатайство с просьбой о допросе понятных лиц.

Еще одним важным доказательством является такой процессуальный документ, как протокол предъявления лица для опознания. Прибегают следователи к этому действию тогда, когда потерпевший не может описать четко и достоверно преступника, совершившего преступление. Например, когда потерпевшее лицо не смогло опознать никого из присутствующих на следственных действиях граждан. Протокол предъявления лица для опознания также следует тщательно изучить на предмет достоверности даты, наличия подписи, описания событий.

СМЭ либо судебно-медицинские экспертизы осуществляются в соответствии с установленными законодательными нормами по всем категориям уголовных дел, где надо установить факт причинения телесных повреждений либо смерти потерпевшему лицу. Как правило, это все корыстно-насильственные и насильственные преступления в УК РФ.


  • Эксперт не сделал вывод о том, какая степень тяжести вреда здоровью была в итоге нанесена. Тем самым он способствовал переквалификации преступного деяния с тяжкого состава на состав средней либо небольшой тяжести;
  • Описание повреждений или трупа потерпевшего не совпало с реальными приметами на теле. Например, эксперт может описать смерть от падения, но по факту имели место быть насильственные повреждения;
  • Объект, подвергнутый повреждениям или ущербу не описан полностью, не указаны его технические характеристики, не описан характер повреждений.

Примеров, когда экспертиза может быть оспорена масса. Если имеет место быть факт нарушений со стороны экспертов либо следственных органов, то тогда следует подать ходатайство о проведении дополнительной судебной-медицинской или технической экспертизы.


  • Избыточность объектов, которые должны быть исследованы в связи с постановкой вопросов следователя;
  • Шаблонность вопросов, когда следователем не обозначается конкретная ситуация;
  • Неправильно упакованные и описанные в процессуальных документах предметы, предназначенные для проведения экспертизы;
  • Непредоставление важных образцов для экспертизы;
  • Неверное определение последовательности при назначении нескольких экспертиз. Это может привести к невосполнимой утрате тех или иных признаков и невозможности дальнейших исследований одного и того же объекта экспертами других специальностей;
  • Несвоевременность назначения экспертиз и затягивание сроков проведения экспертных действий.

Общие условия предварительного расследования

Замечание 1

Общие условия предварительного расследования – это определенные правила, закрепленные в Уголовно-процессуальном кодексе
, отображающие характерные черты предварительного расследования и определяющие самые значительные требования к порядку следственных действий и последующего принятия решений.

Общие условия предварительного следствия базируются на общих принципах уголовного законодательства, их соблюдение является обязательным по всем уголовным делам.

Общие условия предварительного расследования включают предписания Уголовно-процессуального кодекса
, которые определяют:

  • уполномоченные осуществлять предварительное расследование органы;
  • подследственность уголовных дел;
  • обязательность предварительного следствия;
  • место и начало проведения предварительного следствия;
  • производство следственной группой предварительного следствия;
  • срок предварительного следствия;
  • деятельность органов дознания;
  • общие правила следственных дел;
  • окончание производства предварительного расследования;
  • протоколирование следственных действий;
  • удостоверение факта невозможности подписания или отказа от подписания протокола следственных действий;
  • меры попечения об иждивенцах и детях, по сохранности имущества обвиняемого или подозреваемого;
  • обязательность рассмотрения ходатайств;
  • соединение и выделение дел;
  • использование научных и технических средств при расследовании преступлений;
  • недопустимость разглашения информации, касающейся предварительного расследования;
  • принятие мер по выявлению нарушений закона, их устранение, выявление условий и причин, которые способствуют совершению преступлений;
  • участие понятых, переводчика, специалиста.

Подследственность – это комплекс признаков уголовного дела, с помощью которого определяется, какой орган расследования (начальник следственного подразделения, следователь, прокурор) вправе или должен производить расследование по делу.

Подследственность обеспечивает распределение уголовных дел между органами расследования так, чтобы к судебному разбирательству все было подготовлено максимально быстро и качественно.

Подследственность уголовных дел Следственного комитета
, следователей, органов государственной безопасности разграничены законодательно.

Виды взаимодействий во время производства предварительного следствия

При классификации взаимодействий по уровню расследования уголовного дела выделяется несколько их видов:

  • стадия, на которой происходит возбуждение уголовного дела;
  • стадия предварительного следствия по уголовному делу;
  • во время производства по уголовному делу, которое было приостановлено.

Все эти виды взаимодействия находят отражение во всех упомянутых ранее организационно-правовых режимах.

Следует отметить, что каждый вид взаимодействия имеет ряд своих особых форм взаимодействия. Любая из этих форм имеет особые задачи взаимодействия, а также определенные и взаимные права и обязанности ее участников. При ключевом виде взаимодействия следователя и органов, которые осуществляют ОРД, во время обычного организационно-правового режима следует обратить внимание на осуществление поручений проведения розыскных мероприятий, на автономное производство розыскных и ОРМ в ситуациях, когда лица, которые совершили преступление, не найдены, на обоюдное производство следственных действий вместе с ОРМ, а также на то, чтобы следственные действия были обеспечены в оперативном порядке.

Замечание 6

Ч.4 ст.157 УПК служит базисом для процессуальной основы взаимодействия во время работы по предварительному следствию следователя, а также органов дознания. Согласно данной статье для органа дознания допустимо осуществлять следственные действия, ОРМ исключительно с согласия следователя.

В соответствии с п.4 ч.2 ст.38 УПК следователь имеет право во время предварительного следствия по уголовному делу давать поручения в проведении ОРМ органам дознания. В нормах уголовно-процессуального законодательства имеются уточнения порядка, согласно которому направляются поручения такого типа в ситуациях, когда необходимо осуществление ОРМ не на месте работы предварительного следствия. Согласно п.1 ч.1 ст.40 УПК органы, которые наделены рядом полномочий по работе ОРД, считаются органами дознания. В ситуациях, когда направляется руководству следственного органа уголовное дело, работая с которым было не найдено лицо, которое совершило преступление, для органа дознания важно принять розыскные и оперативно-розыскные меры, для того чтобы установить лицо, которое совершило преступление. При этом важно поставить в известность следователя о результатах данных мер.

Замечание 7

Беря во внимание тяжесть осуществленного преступления, а также ряд других обстоятельств такой тип взаимодействия производится в виде формирования следственно-оперативной группы.

Важно обратить внимание на ряд факторов, а именно:

  • управленческую функцию следователя во время взаимодействия при работе над уголовным делом;
  • личную ответственность всех участников, которые принимают участие в работе над уголовным делом, а также во время взаимодействия;
  • независимость во время определения методов и средств работы ОРМ, которые производятся определенными должностными лицами органов дознания во время работы над уголовным делом;
  • факт наличия плавности взаимодействия и т.д.

Важно отметить, что учитывая процессуальный характер поручения, оно является письменным указанием следователя, который занимается производством уголовного дела, иному органу предварительного расследования относительно производства определенных процессуальных действий, а также ОРМ. Помимо этого для следователя важно отправить поручения органам дознания, не только тем, что действуют в области юрисдикции следователя, но и в районах, которые не подлежат его юрисдикции. Все ситуации, когда имеют место поручения следователя, необходимо воспринимать как обязательные для органов дознания.

Для того чтобы ускорить выполнение поручений, его важно отправить прямо в районный отдел внутренних дел, непосредственно руководству следственного органа, для которого важно осуществить ряд соответствующих процессуальных действий либо ОРМ. Если же поручения не выполняются в указанный срок, то исполнитель поручения должен в обязательном порядке уведомить следователя, который направил это поручение о том, по каким причинам поручение не выполняется в срок. В ситуациях, когда данное сообщение не получено, следователю необходимо уведомить об этом свое руководство, начальника отдела органов внутренних дел либо прокурора города. Для этих должностных лиц важно определить причины задержки и отреагировать соответствующим образом.

Формы предварительного расследования

Предварительное расследование по УПК РФ как стадия уголовного процесса находит свое проявление в двух формах:

  • предварительное следствие (гл. 22, ст. 162 — 170 УПК РФ);
  • дознание (гл. 32, ст. 223 — 226 УПК РФ).

Следствие и дознание являются формами одного и того же этапа процессуальной деятельности — предварительного расследования. Они направлены на достижение общей цели и решение общих процессуальных задач. Порядок осуществления и следствия и дознания имеет общие черты, которые выражаются, в частности, в следующем:

  • единые для следствия и дознания способы собирания и проверки доказательств;
  • одинаковые требованиях по обеспечению прав и законных интересов участвующих лиц;
  • идентичные средства государственного принуждения;
  • дознаватель и следователь наделены очень близким кругом процессуальных полномочий;
  • деятельность и следователя и дознавателя осуществляется при условии судебного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора;
  • доказательства, полученные при производстве дознания, имеют для суда такую же юридическую силу, как и доказательства, собранные в ходе предварительного следствия.

ВС РФ раскритиковал качество предварительного расследования

Ранее в статье автор указал тот факт, что существуют органы следствия в системе прокуратуры. Но достаточно небольшой процент людей знает, что они собой представляют.

Нужно отметить, что любая деятельность органов предварительного расследования подлежит обязательному надзору, который, в свою очередь, осуществляет следователь прокуратуры. Это процессуальное лицо действует в соответствии с ведомственным приказом.

Именно при помощи этого подзаконного акта реализуется контроль соответствующих органов. Таковым на сегодняшний день является приказ №39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного преследования в стадии досудебного производства».

В 1995 году Законом РФ «О Милиции» процессуальные права начальника органа дознания перешли от начальников органов внутренних к руководителям криминальной милиции и милиции общественной безопасности и, таким образом, следователь перестал находиться в формальном подчинении органов дознания.

6 апреля 1963 года Президиум Верховного совета СССР принял Указ «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка», который наделил органы общественного порядка (внутренних дел) наряду с органами прокуратуры и КГБ СССР правами производства предварительного следствия. Таким образом, расследование уголовных дел по большому числу преступлений было передано в компетенцию следователей органов внутренних дел. Первые годы деятельности следственного аппарата в органах внутренних дел показали, что личный состав способен расследовать сложные преступления, в том числе многоэпизодные, имеющие большой общественный резонанс. В целях совершенствования нового аппарата руководители следственных подразделений были наделены правом процессуального контроля.

История этого праздника берет свое начало с принятия 6 апреля 1963 года Президиумом Верховного Совета СССР Указа, который передал производство предварительного следствия в подчинение Министерству охраны общественного порядка СССР. С этого момента, и по сегодняшний день, работники следственных органов отмечают эту дату как свой профессиональный праздник неофициально, а с 2014 года — дважды в год.

В 2013 году Постановлением Правительства РФ номер 721 от 27 августа 2013 года профессиональному празднику был придан официальный статус. А впервые отметили День сотрудника органов следствия в новую дату в 2014 году.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *