Электронную транспортную накладную планируют сделать обязательной с 2024 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Электронную транспортную накладную планируют сделать обязательной с 2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Это цифровая транспортная накладная, подписанная электронной подписью (ЭП). Она является полноценным аналогом бумажного документа, может быть использована для подтверждения заключения договора на перевозку и расходов на услуги перевозчиков.

ЭТрН — юридически-значимый документ, аналог бумажной транспортной накладной. Состоит из 8 файлов обмена (титулов):

  • четырёх обязательных, которые формируют базовый сценарий: погрузку и выгрузку;
  • двух дополнительных, которые заполняются, когда происходит переадресация, смена водителя и/или транспортного средства;
  • двух опциональных, которые грузоотправитель и перевозчик заполняют, если хотят использовать документ в качестве первичного учётного. Тогда не придётся дополнительно заполнять УПД.
Ситуация Файл обмена Сведения Подпись
Погрузка Т1 Об участниках перевозки, условиях договора, транспортном средстве и водителе, о грузе и сопроводительных документах. УКЭП грузоотправителя или лица, ответственного за погрузку.
Т2 О состоянии груза на приёмке. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Выгрузка Т3 О приёме груза от перевозчика, фактических характеристиках принятого груза и обстоятельствах приёмки. УКЭП грузополучателя или уполномоченного на подписание от имени грузополучателя.
Т4 О передаче груза получателю. ПЭП водителя, УКЭП перевозчика.
Изменение финансового состояния перевозчика и грузополучателя Т5 О выполнении перевозки, стоимости, порядке расчёта. УКЭП перевозчика.
Подтверждение факта изменения финансового состояния перевозчика и грузоотправителя. Т6 Об изменении финансового состояния перевозчика и грузоотправителя в результате выполнения перевозки. УКЭП грузоотправителя.
Переадресация Т7 Об изменении конечного пункта доставки и (или) сведения о новом грузополучателе. УКЭП перевозчика.
Смена водителя и/или ТС Т8 О замене водителя или ТС. УКЭП перевозчика.

Как происходит обмен ЭТрН?

Всё достаточно просто:

  1. Грузоотправитель создаёт электронную транспортную накладную в своей учётной системе. В транспортной накладной он подписывается КЭП и передаёт её в систему ЭДО. Данные документа становятся доступными транспортной компании, водителю, а также грузополучателю.

  2. Водитель принимает груз и подтверждает приёмку, подписывая документ. Подпись водителя в транспортной накладной может быть простой (ПЭП).

  3. Грузополучатель принимает груз, подтверждает приёмку, подписывая документ КЭП.

  4. Водитель подтверждает отгрузку, снова подписывая документ ПЭП.

  5. Транспортная компания завершает оформление, подписывая документ КЭП.

Сколько экземпляров транспортной накладной нужно составить?

10. Транспортная накладная составляется (формируется) на одну или несколько партий груза, перевозимых на одном транспортном средстве.

Транспортная накладная составляется на бумажном носителе в 3 экземплярах (оригиналах) соответственно для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика или формируется в виде электронной транспортной накладной.

В случае использования транспортной накладной как первичного учетного документа в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» составляется четвертый экземпляр (оригинал) транспортной накладной на бумажном носителе для грузоотправителя.

Минимальное количество накладных — 3 экземпляра (для грузоотправителя, грузополучателя и перевозчика). Если автомобиль выполняет несколько аналогичных перевозок, то для них допускается составить одну накладную.

Четвертый экземпляр накладной может быть составлен для бухгалтерии грузоотправителя, если это необходимо.

12. В случае погрузки подлежащего перевозке груза на различные транспортные средства составляется (формируется) такое количество транспортных накладных, которое соответствует количеству используемых транспортных средств.

Если груз перевозится на нескольких транспортных средствах, то количество накладных должно соответствовать количеству транспортных средств. Причем каждая из накладных должна быть в 3-х экземплярах.

Если нужно перечислить платеж, не входящий в ЕНП

Предположим, что вам нужно перечислить платеж, который не входит в состав ЕНП, но которые администрирует ИФНС (например, НДФЛ с выплат иностранцам с патентом). Тогда обращайте внимание на заполнение этих полей.

Поле Что вносим в платежку
Поле 104 КБК для перечисления платежа из 20 знаков. В нашем примере – 182 1 01 02040 01 1000 110
КПП плательщика Значение КПП плательщика, за кого платим.
Поле 105 Код ОКТМО из 8 цифр.
Поля «106» – «109» «0» (ноль). Если отразить иное значение, налоговики сами установят принадлежность к платежу.
«ИНН» и «КПП» получателя ИНН и КПП администратора доходов бюджета, который администрирует платежи по БК РФ.
поле «Получатель» Сокращенное наименование органа Казначейства, которому открыт счет, и в скобках – сокращенное наименование администратора доходов бюджета, который администрирует платеж по БК РФ
«Назначение платежа» Дополнительные данные для идентификации назначения платежа
поле «101» «01» или «13»
Читайте также:  Перечень документов для поступления в детский сад в 2023 году

Формат и порядок формирования электронной транспортной накладной

С 1 марта 2022 года электронные транспортные накладные (ЭТН), которые оформлены по Приказу ФНС от 09.12.2021 г. № ЕД-7-26/1065, имеют юридическую силу. На основании этого же приказа регламентированы форматы электронной сопроводительной ведомости и электронного заказ-наряда.

На данный момент не обязательно их применять, но в дальнейшем в планах Минтранса перевести все перевозочные документы в электронный вид.

С 1 сентября 2022 года начнут действовать и другие документы, которые на данный момент только рассматриваются. В частности, к ним относятся:

  • Постановление Правительства «Об утверждении Правил информационного взаимодействия при передаче электронных перевозочных документов и получении доступа к ним»;
  • Постановление Правительства с изменениями в Постановление от 06.07.2015 г. № 676;
  • Приказ Минтранса «Об утверждении Порядка ведения реестра операторов информационных систем электронных перевозочных документов (ИС ЭПД)»;
  • Приказ Минтранса «О вводе ГИС ЭПД в эксплуатацию».

Что в ближайших планах?

Еще в 2022 году Минпромторг выдвигал предложения начать эксперимент по маркировке радиоэлектроники, кормов для животных, рыбной продукции, детской воды. Были разработаны и размещены на федеральном портале соответствующие проекты Постановлений, но они не получили одобрения. По состоянию на конец 2022 года, эксперименты по маркировке этих товарных групп так и не запущены.

Обязательная маркировка радиоэлектроники в РФ будет введена не раньше сентября 2023 года. В эту категорию входят трансформаторы, различные виды ламп, фонари и пульты.

Маркировка детской воды была запланирована на март 2023, но учитывая, что пилотный проект так и не начался, эта дата сдвинется, как минимум, на год.

Минеральную воду в России маркируют еще с декабря 2021 г. В марте 2022-го требования коснулись остальных ее видов. Есть несколько исключений, и в их число входит вода, отнесенная к пищевой продукции для детского питания. К ее подготовке предъявляются особые требования, за безопасностью установлен более жесткий контроль.

Что касается кормов для животных, категорию маркируемых попадают все (кроме сельскохозяйственных), расфасованные в потребительскую упаковку.

Когда начнут маркировать пищевую рыбную продукцию, Data Matrix будут наносить на консервы, соленую, копченую рыбу, ракообразные, моллюски и т. д. Исключения: живая, свежая рыбы, свежие водные беспозвоночные.

Оператор «Честный Знак» ЦРПТ планирует открыть предпринимателям и организациям, зарегистрированным в системе, доступ к информации о допущенных ими отклонениях от правил маркировки и оборота товаров. Таким образом, планируется сократить надзорную нагрузку, и помочь легальному бизнесу в уменьшении числа ошибок при работе с маркируемой продукцией.

«Это работает как предупреждающие знаки на дорогах о стоящих впереди камерах — бизнес знает, что совершил нарушение, исправляет его до прихода надзорных органов и больше не допускает. Таким образом, снижается и надзорная нагрузка на компании, и повышается качество товаров и услуг для потребителей«, — Антон Гущанский, директор по надзорной деятельности ЦРПТ.

Важно при составлении соблюдать правила оформления транспортной накладной. Наличие каких-либо ошибок может сделать документ недействительным. При этом правительство внесло ряд изменений в транспортную накладную в 2023 году, которые также нужно учитывать при оформлении.

Порядок и инструкция по заполнению ТН указаны в Постановлении Правительства РФ «Об утверждении правил перевозок грузов автомобильным транспортом и о внесении изменений в пункт 2.1.1 ПДД РФ» от 21.12.2020.

Далее мы предлагаем ознакомиться с основными правилами заполнения транспортной накладной по пунктам:

  • грузоотправителем заполняются пункты «Грузоотправитель», «Грузополучатель», «Сопроводительные документы», «Указания грузоотправителя», «Наименование груза», «Прием груза» и часть отправителя в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
  • грузоперевозчиком заполняются пункты «Условия перевозки» (только после согласования с отправителем), «Перевозчик», «Информация о принятии заказа к исполнению», «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета», «Транспортное средство», «Прочие условия» (при их наличии) и часть перевозчика в разделе «Дата составления и подписи сторон»;
  • грузополучатель заполняет пункт «Сдача груза»;
  • в разделе «Прочие условия» можно указать маршрут следования, если это необходимо, также дату, номер и срок действия специального разрешения, если оно есть;
  • перевозчик имеет право в разделе «Оговорки и замечания» делать пометки о состоянии груза, тары, опломбирования, изменении условий перевозки и т.д.
  • в разделе «Указания грузоотправителя» нужно указать ценность груза в размере его стоимости;
  • в документе не должно быть пустых полей, если отсутствуют записи в каком-либо пункте, это обозначается прочерком;
  • если в разделе «Условия перевозки» нет записей, применяются те условия, которые указаны в общих правилах перевозки грузов;
  • пункт о грузе должна включать сведения обо всех партиях, которые перевозятся одним и тем же транспортом;
  • допускаются исправления в накладной, они обязательно должны быть заверены подписями грузоперевозчика и отправителя (обязательно указываются фамилии и инициалы подписавшихся), а рядом должны стоять слово «Исправлено» и дата исправления;
  • не обязательно ставить печать, а вот подпись нужна отправителя, транспортной компании, водителя и получателя.
Читайте также:  Завещание на квартиру кто может оспорить обязательная доля

Правила заполнения новой транспортной накладной

На перевозимый груз должна быть оформлена транспортная накладная в обязательном порядке. Этим должен заниматься отправитель груза.

Заполнение бланка осуществляется в несколько шагов:

  1. До погрузки товара.
  2. Во время транспортировки.
  3. После доставки груза.

Начало заполнения лежит на отправителе, который записывает личные данные, реквизиты транспортной организации, информацию о перевозимом товаре. Получатель вносит данные о том, что товар принят. Водитель при перевозке ставит свои подписи при приеме груза на автомобиль, а также при его сдаче. Он также может указать в накладной свои замечания, сделать пометки.

Новый бланк накладной включает в себя название и 17 разделов. Но не все разделы обязательны для заполнения. В пустых строчках необходимо обязательно делать прочерки.

В шапке накладной вносятся реквизиты документа:

  1. Дата.
  2. Номер.
  3. Если накладная состоит из нескольких экземпляров, то указываются их номера.
  4. Данные о заявке.

Далее вносятся данные об отправителе груза и его получателе: название компании, либо фамилия, имя, отчество предпринимателя, юридический адрес, ИНН, номер контактного телефона.

Что содержат разделы накладной:

  • 1а – поле заполняется при наличии экспедитора;
  • 3 – данные на перевозимый товар: количество, название, масса, объем;
  • 4 – данные на сопроводительные документы, если перевозка невозможна без таможенных документов, заключений специалистов, санитарных справок;
  • 5 – вносятся условия отправителя к перевозчику груза и автомобилю (грузоподъемность, размер кузова, температурные условия, санитарные правила, требования таможенного оформления), а также сроки доставки, сохранность товара (вид замков, цена груза, возможность перегрузки);
  • 6 – фиксируется прием груза: при заполнении накладной записывается адрес, при загрузке автомобиля ставится время и дата прибытия, отправки ТС, состояние груза;
  • 7 – груз сдается путем отметок отправителя с указанием адреса и загрузки, а также получателя, который вносит дату прибытия и отправления грузовика.
  • 8 – заполняется при необходимости (условия перевозки, санкции в случае утери товара, несоблюдения условий транспортировки);
  • 9 – водитель расписывается, что принял заказ;
  • 10 – название предприятия перевозчика, фамилия, имя, отчество ЧП, юридический адрес, контакты;
  • 11 – данные на грузовой автомобиль: марка, модель, грузоподъемность, номерной знак;
  • 12 – замечания при транспортировке;
  • 13 – иные условия, реквизиты разрешающих документов для опасного груза, схема проезда, режим дня водителя;
  • 14 – изменения адреса доставки;
  • 15 – подписи сторон договора;
  • 16 – стоимость транспортировки;
  • 17 – штрафные санкции в случае нарушения договора на перевозку груза.

Заполнение формы ТТН начинается с заголовка. В поле «Плательщик» введите информацию о грузополучателе (покупателе). Поле «Клиент (плательщик)» заполняется данными лица, заказавшего транспорт. В разделе товаров в поле «Плательщик» введите реквизиты покупателя, получателя товара.

В разделе транспорта в поле «Клиент (плательщик)» нужно указать данные клиента транспорта. Это может быть как отправитель груза, так и его получатель. Например, когда продавец товара оплачивает транспортные услуги по договору поставки, его данные вносятся в графу. Когда покупатель — его данные.

Форма ТТН заполняется сотрудником грузоотправителя. Его подписывают:

  • сотрудник, ответственный за отгрузку;
  • сотрудник, осуществивший отгрузку;
  • главный бухгалтер.

Также на бланке ставится печать юридического лица. Со стороны перевозчика документ подписывается работником, принявшим ТМЦ к перевозке. Количество копий зависит от типа загрузки.

4 экземпляра, если грузы товарного характера:

  • первый предназначен для отправителя груза;
  • второй — грузополучателю для отправки груза;
  • третий и четвертый — перевозчику (один экземпляр прикрепляется к транспортной накладной и направляется заказчику транспортного средства, второй используется как приложение к путевому листу).

В третьем и четвертом экземплярах грузополучателя ставит свою подпись работник, непосредственно принявший ТМЦ. На бланке также ставят печать организации — получателя.

В одной машине товары разным покупателям — каждому покупателю отдельную ТН

По согласованию с заказчиками (покупателями и поставщиками) транспортную накладную составляет наша организация-перевозчик. Пункт 9 Правил предоставляет возможность составлять одну транспортную накладную на несколько партий груза, перевозимых на одном автомобиле.

Наш водитель в одной машине везет груз от разных поставщиков к разным покупателям. Когда мы заполняем одну транспортную накладную, то у нас возникает сложность с заполнением п. 15 «Стоимость услуг перевозчика и порядок расчета провозной платы». В этом случае трудоемко выделить стоимость перевозки для каждого заказчика перевозки (грузоотправителя или грузополучателя). Можно ли нам не заполнять п. 15? Или нам надо составить несколько транспортных накладных на каждую партию груза, то есть для каждого грузополучателя?

Читайте также:  Социальная карта пенсионера Московской области: льготы 2021 года

З.Ф.Байсарова, г. Уфа

Дело в том, что одну транспортную накладную можно составить только в том случае, когда на одной машине доставляются партии разных товаров от одного продавца одному покупателю. Ведь транспортная накладная — это договор перевозки между заказчиком и транспортной организацией . И в одном договоре не могут фигурировать несколько грузоотправителей и грузополучателей.

В вашей ситуации на поставку от каждого поставщика для каждого покупателя надо заполнять свою транспортную накладную. Так же надо делать и в том случае, когда грузоотправитель один, а грузополучателей несколько.

Обязательно ли использовать электронный вариант отчетности?

Эксперимент был начат в 2018 году по аналогии с системой Этран для оптимизации планирования и управления железнодорожными перевозками, но только с 1 января 2021 года официально разрешили использовать электронную транспортную накладную для автомобильного транспорта при осуществлении грузоперевозок. Однако ее применение не является обязательным. Перевозчик или агент, грузополучатель и грузоотправитель могут также использовать бумажные версии документа. Разрешено и дублирование обоих видов товарных накладных.

Следует отметить, что переход на использование электронных товарно-транспортных накладных выгоден предприятию, но некоторые посты ГИБДД еще не оборудованы необходимыми терминалами, поэтому при отправке водителя в рейс рекомендуется снабдить его бумажными версиями документов.

— К сожалению, белорусский законодатель любит оставлять юристам неразгаданные ребусы. Одним из них стало принятие постановления № 713, когда директиву № 10 еще не отменили. Я и ряд моих коллег-юристов высказывали мнение, что директива как указ программного характера свою роль выполнила — во исполнение ее появилось постановление № 713. Соответственно, после принятия постановления нужно руководствоваться им, а не п. 1 директивы № 10 и цены можно повышать, но в рамках, установленных постановлением.

Президент также высказался на одном из совещаний, что запрета на тотальную заморозку цен не было. Запрет был на период с 6 по 20 октября. Однако несмотря на это, МАРТ в своих письмах с ответами на вопросы бизнеса, а также на встречах и консультациях вплоть до начала ноября продолжал указывать, что директива действует и цены следует формировать в четком соответствии с ней. Как это делать (особенно, если сформированная по правилам постановления № 713 цена получалась выше, чем была на 05.10.2022), МАРТ, правда, не объяснял.

При этом если производить ранее выпускавшиеся товары и реализовывать их по отпускным ценам не выше, чем были на 19.10.2022, то норматив рентабельности может быть любой.

А вот каким может быть норматив рентабельности в отношении ранее выпускавшихся товаров при повышении отпускных цен на них, постановление № 713 умалчивает. Рискну предположить, что те же 10%. Но, как оно будет на практике, скоро узнаем — когда производители пойдут на согласование повышения отпускных цен или когда МАРТ издаст очередные разъяснения.

Кстати, относительно согласования повышения отпускных цен производителями есть еще один нюанс. Недостаточное экономическое обоснование повышения цен — одно из оснований для отказа в согласовании. А критериев достаточности такого обоснования постановление № 713 или акты МАРТа пока не содержат. Судя по всему, оценивать «достаточность» будет по своему внутреннему убеждению ответственный сотрудник исполкома или созданной при нем комиссии.

Также производители должны с 1 ноября составлять и утверждать экономические расчеты, обосновывающие уровень отпускных цен с расшифровкой статей затрат.

Указ президента от 25 февраля 2011 года № 72 «О некоторых вопросах регулирования цен (тарифов) в Республике Беларусь» освобождает от составления таких расчетов в отношении товаров, подпадающих под указ, производителей, применяющих УСН. Постановление № 713 такого исключения не содержит.

И прикладывать такие обоснования к экономическим расчетам, обосновывающим сформированные ими отпускные цены. ГТК будет мониторить уровень контрактных цен на импортируемые в Беларусь товары и еженедельно сообщать информацию по ним в МАРТ.

Пока непонятно, как будет рассматриваться обоснованность контрактных цен. Ведь в зависимости от условий оплаты, размеров партий и т.д. обоснованной ценой в каждом конкретном случае не обязательно будет самая низкая цена. Критериев оценки обоснованности постановление № 713 не содержит. Думаю, что здесь, как и с производителями, оценка обоснованности будет отдана на откуп отдельных исполнителей.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *