Взыскание налогов и сборов на основании ст. 46 НК РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Взыскание налогов и сборов на основании ст. 46 НК РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Налоговый орган должен за восемь дней до проведения принудительного списания потребовать у налогоплательщика сделать это добровольно. Требование оформляется сообразно со статьями гл. 10 НК РФ. Они же устанавливают номинальный период в 8 дней, но в отдельных случаях, если законодательство позволяет, срок может быть увеличен.

Разберемся с понятиями

Пункт 2 ст. 45 НК РФ дает налоговикам право взыскивать налоги с основных (преобладающих), зависимых (дочерних) и других взаимо­зависимых компаний.

Осведомленные читатели, наверное, знают, что понятия «зависимое» и «преобладающее» общества были исключены из ГК РФ Федеральным законом от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Официально это было объяснено тем, что данные термины не несут особой смысловой нагрузки и не оправдали себя на практике (п. 4.1.4 Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации (одобрена решением Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства от 07.10.2009)). Сохранены лишь понятия «дочернее» и «основное» общества.

Если должник – банкрот

Признание должника банкротом не станет препятствием для взыскания задолженности с его взаимозависимого лица, даже если сумма задолженности полностью включена в реестр требований кредиторов. Так сказано в п. 3 письма ФНС России от 24.03.2015 № СА-4-7/4709@. Правомерность этого подхода подтверждается и арбитражной практикой (см., например, постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 01.06.2016 № Ф03-2054/2016 по делу № А73-11276/2015).

Если суд удовлетворит заявление налогового органа о взыскании долга с взаимозависимого лица, он исключается из реестра требований кредиторов в деле о банкротстве (определение ВС РФ от 14.09.2015 № 306-КГ15-10508 по делу № А12-14630/2014, постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 04.07.2016 № Ф06-10110/2016 по делу № А06-6687/2015).

Комментарии к ст. 47 НК РФ

В соответствии со статьей 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о его счетах налоговый орган вправе взыскать налог, а также пени за несвоевременную уплату налога или сбора, за счет иного имущества налогоплательщика в соответствии со статьей 47 НК РФ. Указанный порядок применяется также при взыскании налогов и сборов таможенными органами.

Приказом ФНС России от 14.05.2007 N ММ-3-19/293@ утверждены формы документов, используемых налоговыми органами при взыскании задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации»:

— форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя в банках;

— форма решения о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя;

— форма постановления о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сборов) — организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента — организации, индивидуального предпринимателя.

Порядок взыскания задолженности с физических лиц по налогам

Действия налогового органа при неуплате налога физлицом:

  1. Выставление требования.

Если размер задолженности не более 3 000 рублей, то налоговая служба направляет плательщику требование не позже трех месяцев после обнаружения неуплаты. При меньшей сумме срок направления уведомления не может превышать один год (п. 1 статьи 70 НК РФ). Допускается продление предельного срока направления требования на 6 месяцев.

  1. Уплата налога физическим лицом.

Человеку дается 8 рабочих дней на погашение задолженности. Срок начинает исчисляться с даты получения уведомления. Исключение: если другой срок добровольной уплаты налога не предусмотрен в тексте требования.

  1. Обращение за взысканием налоговой задолженности с физических лиц в суд.

Если в установленный срок физическое лицо не закрыло задолженности, то налоговая служба вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога (сбора), а также пени, штрафа за счет имущества физлица. Срок обращения определяется суммой всех долгов.

Налоговый (таможенный) орган вправе подать заявление в суд на протяжении:

  • полугода с даты, когда общая сумма недоимки составила более 10 000 рублей;
  • полугода с даты истечения трехлетнего срока выполнения самого раннего требования о погашении задолженности, когда общая сумма (налогов, сборов, штрафов, пени) составляет менее 10 000 рублей.

Трехлетний срок давности начинает исчисляться со дня оплаты налога, указанной налоговым органом в самом первом требовании.

  1. Рассмотрение дела о взыскании задолженности с физлица по налогам и сборам

Судья рассматривает заявление в течение пяти дней с даты поступления и выносит судебный приказ без вызова сторон (ст. 123 КАС РФ). Затем он направляет налогоплательщику копию судебного приказа, который может предоставить свои возражения по поводу его исполнения в двадцатидневный срок с даты направления.

Чаще всего несогласие с судебным приказом выражают должники, с которых пытаются взыскать «старые» налоги. Так, безнадежной считается задолженность по налогу на имущество физлиц, транспортному, земельному налогам, которая числится за человеком по состоянию на 1 января 2015 года, незакрытая полностью или частично на протяжении 2015-2017 гг. Такие задолженности налоговые органы должны списывать сами, но это происходит не всегда.

Если физическое лицо успело выразить несогласие с судебным приказом должным образом, то он будет отменен. В дальнейшем налоговый орган сможет предъявить свои требования повторно в течение шести месяцев с даты вынесения судом определения об отмене судебного приказа, но уже в порядке искового производства. Такое дело будет рассматриваться дольше, чем в приказном порядке. Например, районный суд обязан рассмотреть дело не более, чем в течение трех месяцев с даты поступления заявления (ст. 289 КАС РФ, п. 1).

Читайте также:  Штраф за самовольное подключение газа и оборудования: плиты, колонки

Если должник не предоставит возражения (это нужно сделать в установленный срок), то налоговая инспекция получит второй экземпляр судебного приказа, на котором будет гербовая печать суда.

  1. Выдача исполнительного листа.

Организации, к которым применяется только судебный порядок

Согласно п. 2 ст. 45 НК РФ взыскание налога в судебном порядке производится с организации, которой открыт лицевой счет. Через суд взыскивается и недоимка, числящаяся более трех месяцев за организациями, являющимися (в соответствии с ГК РФ):

  • зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), — с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий);
  • основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), — с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий).

Кроме того, в судебном порядке налоги взыскиваются с организации, если ее обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.

Как происходит взыскание задолженности с юридических лиц?

Уплата платежей с юридических лиц происходит самостоятельно. Если взносы с юридических лиц не уплачены, налоговая служба использует способы взыскания налогов:

  • согласно ст. 46 НК, если налог не уплачен или уплачен не полностью, то платеж с юридических лиц взыскивается принудительно. Обращается взыскание на деньги на счете или электронные деньги предприятия;
  • на основе решения инспекции о списании в бюджет средств со счета компании принимается налоговое поручение;
  • Кодекс отводит два месяца на принятие решения о взыскании с момента, как закончится срок, указанный в требовании уплатить платеж. Нарушение срока означает, что решение можно не исполнять;
  • если закончился срок принятия решения — инспекция подает иск в суд. На подачу иска есть 6 месяцев, с момента, как закончится срок исполнения требования для выплаты налога с юридических лиц (п. 3 ст. 46 НК);
  • деньги списываются с лицевых счетов компании, если на расчетном счете их недостаточно. Списать можно не больше 5 млн. рублей.

Какой порядок взыскания и возврата налога?

Обращаемся к ст. 231 НК. В ней прописан порядок взыскания и возврата налога.

  • если налоговый агент удержал излишнюю сумму, то на основании письменного заявления плательщика ее надлежит вернуть;
  • срок для возврата – три месяца с момента получения заявления налогоплательщика;
  • платеж возвращается из суммы, которую должен уплатить этот налогоплательщик и иные плательщики налога, из доходов которых удерживается платеж;
  • возврат происходит безналичным способом. Каждый день просрочки возврата — начисление пени;
  • если налоговый агент отсутствует, налогоплательщик подает заявление о возврате платежа в налоговую инспекцию одновременно с предоставлением налоговой декларации за соответствующий период.

У вас возникли разногласия с налоговой службой? Обращайтесь на сайт «33 Юриста.ру». Опытные юристы анализируют проблему, найдут оптимальное решение в сложившейся ситуации, помогут выиграть спор, минимизировать расходы.

Организации, в отношении которых судебный порядок применяется при невозможности использования досудебного

В отношении остальных организаций (помимо перечисленных выше) налоговый орган обращается в суд с иском о взыскании причитающейся суммы налога только в том случае, если он не может взыскать эту сумму самостоятельно во внесудебном порядке. В какой момент подается иск в суд? На основании п. 1 ст. 46 НК РФ в случае неуплаты или неполной уплаты налога организацией в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах организации в банках. Такое взыскание производится по решению налогового органа. Решение принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения этого срока. Решение о взыскании, принятое после двухмесячного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Отмена судебного приказа о взыскании налога

Налоги, пени за просрочку, а также штрафы за неуплату относятся к обязательным платежам, следовательно, могут выть взысканы налоговым органом в порядке приказного производства. Упрощенный порядок означает, что налоговая инспекция направит в суд документы по месту жительства или нахождения должника, подтверждающие задолженность, а суд, в течение пяти дней, вынесет приказ о взыскании налоговой задолженности без проведения судебного разбирательства.

Копия судебного приказа направляется должнику в течение трех дней. У должника, после получения судебного приказа, есть право направить в суд возражения на вынесенный судебный акт. Срок для направления суду возражения составляет 20 дней с момента отправки судом приказа. Указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительной причины (приказ доставлен почтой после истечения двадцатидневного срока на предоставление возражения, не направлен по месту жительства и т.д.).

Для отмены судебного приказа не требуется особо изложения аргументированной позиции, достаточно только заявить свое несогласие. После отмены судебного приказа налоговая инспекция сможет взыскать задолженность только в судебном порядке.

Âçûñêàíèå íåäîèìêè çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà

Òðåòüèì ýòàïîì ïðèíóäèòåëüíîãî âçûñêàíèÿ íàëîãà, ïåíè è øòðàôà ñ íàëîãîïëàòåëüùèêà ÿâëÿåòñÿ âçûñêàíèå çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà. Ïðè íåäîñòàòî÷íîñòè èëè îòñóòñòâèè äåíåæíûõ ñðåäñòâ íà ñ÷åòàõ íàëîãîïëàòåëüùèêà èëè ïðè îòñóòñòâèè èíôîðìàöèè î ñ÷åòàõ íàëîãîâûé îðãàí âïðàâå âçûñêàòü íàëîã çà ñ÷åò èíîãî èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà â ñîîòâåòñòâèè ñî ñò. 47 ÍÊ ÐÔ. Âçûñêàíèå íàëîãà çà ñ÷åò èìóùåñòâà íàëîãîïëàòåëüùèêà ïðîèçâîäèòñÿ ïî ðåøåíèþ ðóêîâîäèòåëÿ (çàìåñòèòåëÿ ðóêîâîäèòåëÿ) íàëîãîâîãî îðãàíà ïóòåì íàïðàâëåíèÿ â òå÷åíèå òðåõ äíåé ñ ìîìåíòà âûíåñåíèÿ òàêîãî ðåøåíèÿ ñîîòâåòñòâóþùåãî ïîñòàíîâëåíèÿ ñóäåáíîìó ïðèñòàâó-èñïîëíèòåëþ äëÿ èñïîëíåíèÿ â ïîðÿäêå, ïðåäóñìîòðåííîì Ôåäåðàëüíûì çàêîíîì îò 21.07.1997 N 119-ÔÇ (ñ èçì. è äîï. íà 03.11.2006) «Îá èñïîëíèòåëüíîì ïðîèçâîäñòâå».

О процедуре принудительного взыскания недоимки

Согласно п.

1 ст. 30 НК РФ и ст. 6 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в том числе за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджет налогов и сборов, соответствующих пеней, штрафов, процентов. На контролеров возложены обязанности по применению мер принудительного исполнения обязанности по уплате налогов. В силу п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик должен самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога (если иное не предусмотрено налоговым законодательством), что подразумевает добровольное перечисление денежных средств в счет уплаты соответствующих налогов по собственной инициативе и в сумме, исчисленной самостоятельно.

Читайте также:  Новые льготы ветеранам боевых действий в 2023 году

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения налогоплательщиком названных обязанностей инспекция направляет ему требование об уплате налога. Именно с этого момента начинается этап принудительного исполнения обязанности по уплате налога.

В ходе проведения налоговых проверок (камеральных (ст.

88 НК РФ) и выездных (ст. 89 НК РФ)), а также по результатам мероприятий налогового контроля проверяющим должностным лицом выявляется надлежащее или ненадлежащее исполнение налогоплательщиком обязанностей по уплате налогов.

По результатам проверки выносится решение, в котором (в случае ненадлежащего исполнения обязанностей) указывается размер выявленной недоимки (п. 8 ст. 101 НК РФ). Недоимка – сумма налога, которую организация не уплатила в установленный законодательством срок (п. 2 ст. 11 НК РФ). Право налогового органа взыскивать недоимку с налогоплательщика предусмотрено ст.

31 НК РФ. При наличии недоимки и в соответствии с решением налогового органа налогоплательщику выставляется требование об уплате налога. Требованием признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога (ст.

69 НК РФ). Документ содержит сведения о сумме задолженности по налогу (размере пеней, начисленных на момент направления требования), сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по его уплате, которые применяются в случае его неисполнения. По общему правилу п. 2 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

К сведению: решение о привлечении к ответственности (об отказе в привлечении к ответственности) за совершение налогового правонарушения вступает в силу по истечении одного месяца со дня вручения лицу, в отношении которого оно было вынесено (п.

9 ст. 101 НК РФ). В силу п. 4 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты его получения, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Ошибка: Налоговая служба доказывает в суде, что взыскание налогов с юридического лица невозможно, и необходимо взыскивать задолженность лично с директора и собственника компании, привлеченных к уголовной ответственности за долги фирмы. Управление компании не доказывает обратное, хотя активов компании достаточно для погашения задолженности.

Комментарий: Если долги перед бюджетом можно погасить альтернативным способом, без взыскания налогов с директора и собственника, владелец предприятия должен заявить об этом в суде и подтвердить свои слова документально.

Ошибка: Директор компании, привлеченный к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, рассчитывает на освобождение от уплаты штрафов, когда выяснится, что фирма не может расплатиться по долгам.

Комментарий: Налоговая служба имеет право взыскать недоимку по налогам и пени в ходе разбирательства по поводу невозможности взыскания недоимки с фирмы. Но также ИФНС вправе взыскать штраф в качестве наказание за причинение вреда самой компании, в ходе признания фирмы банкротом.

Порядок списания налогов при ликвидации

Согласно пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ обязанность по уплате налога, штрафа прекращается с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетом в соответствии со ст. 49 НК РФ. При этом то, что все действия во время ликвидации осуществляет ликвидатор, не имеет значения. Если у ликвидируемой организации из-за действий ликвидатора возникают обороты, все налоги с этих оборотов платить придется, в противном случае ликвидация являлась бы весьма удобным способом уклонения от налогов. Об этом, в частности, говорится в Письме Минфина России от 29.11.2011 № 03‑02‑07/1-410, с указанием на то, что НК РФ не предусмотрено прекращение обязанности налогоплательщика-организации по уплате налогов (пеней, штрафов) в период нахождения ее в стадии ликвидации.

На основании п. 1 ст. 49 НК РФ обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации недостаточно для исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и в порядке, которые установлены законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ). Такое возможно только в том случае, если в соответствии с гражданским законодательством учредители (участники) ликвидируемого юридического лица несут субсидиарную ответственность по его долгам (п. 15 Постановления Пленума ВС РФ № 41, Пленума ВАС РФ № 9 от 11.06.1999 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК РФ»). Поскольку мы говорим о коммерческих организациях, ответственность которых ограничивается взносом в уставный капитал, то в самом плохом случае, не будучи нарушителями законодательства, участники ликвидируемой организации могут потерять свои взносы в уставный капитал, но платить им из собственного кармана не придется. На это указывают соответствующие нормы гражданского законодательства: п. 2 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО [2] , п. 3 ст. 3 Закона об АО [3] .

Налоговая служба не освобождена от обязательных процедур, которые возлагаются на всех кредиторов ликвидируемой организации. Правда, иногда, пользуясь своими правами государственного регистратора, налоговики препятствуют завершению ликвидации – увязывают ее с погашением всех числящихся за налогоплательщиком долгов. Однако, как неоднократно подчеркивали суды, налоговые органы не могут игнорировать нормы законодательства о ликвидации, это чревато проигранными процессами и потерями для бюджета.



[1] Более подробно об очередности погашения см. статью «Погашение требований кредиторов», № 18, 2014.

[2] Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью».

[3] Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах».

Читайте также:  Чем отличается среднее специальное образование от среднего профессионального

[4] Приказ ФНС России от 19.08.2010 № ЯК-7-8/393@ «Об утверждении Порядка списания недоимки и задолженности по пеням, штрафам и процентам, признанных безнадежными к взысканию, и Перечня документов, подтверждающих обстоятельства признания безнадежными к взысканию недоимки, задолженности по пеням, штрафам и процентам».

[5] Утверждена Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

[6] Обоснования по данному процессу приведены в Постановлении Третьего арбитражного апелляционного суда от 29.04.2011 № А33-18667/2010.

[7] Определением ВАС РФ от 21.05.2009 № ВАС-6063/09 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[8] Определением ВАС РФ от 20.02.2013 № ВАС-917/13 в передаче дела в Президиум ВАС отказано.

[9] Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС».

[10] Данное решение не было обжаловано в порядке кассационного производства.

Комментарий к ст. 46 НК РФ

Комментируемая статья посвящена обращению взыскания на счет налогоплательщика в банке.

Процедура принудительного взыскания недоимки (пеней, штрафов) на основании вступившего в законную силу решения налогового органа регламентируется положениями статей 45, 46, 69, 70 НК РФ и сводится к следующим этапам:

1) в течение 10 дней с даты вступления в силу решения налогоплательщику направляется требование об уплате недоимки (пеней, штрафов);

2) далее по общему правилу взыскание недоимки (пеней, штрафов) с организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется налоговым органом в бесспорном порядке путем принятия решения об обращении взыскания за счет денежных средств и выставления инкассового поручения к расчетному счету налогоплательщика (указанное решение должно быть принято не позднее двух месяцев с момента истечения срока исполнения требования);

3) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о данных счетах налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества, приняв в течение года после истечения срока исполнения требования об уплате налога соответствующее решение и направив его для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю.

Следовательно, вопрос о судебном порядке взыскания недоимки (пеней, штрафов) с организаций и индивидуальных предпринимателей возникает только в том случае, если налоговым органом в указанные выше сроки не была реализована процедура взыскания выявленной задолженности в бесспорном порядке либо допущено нарушение этой процедуры, выразившееся в непринятии в установленный срок решения об обращении взыскания за счет денежных средств на счетах в банке или за счет иного имущества налогоплательщика.

Бесспорное взыскание задолженности ограничено двухмесячным сроком, по истечении которого налоговый орган в пределах шести месяцев вправе произвести взыскание в судебном порядке.

В письме Минфина России от 29.05.2015 N 03-02-07/1/31246 отмечено, что статьей 46 (пунктами 3, 9 и 10) НК РФ установлен единый срок принятия налоговым органом решения о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации, в том числе за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах организации.

Решение о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов выносится в отношении организаций-налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов).

Для целей НК РФ и иных актов законодательства о налогах и сборах российскими организациями признаются юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 2 статьи 11 НК РФ).

Согласно пунктам 3.1 и 10 статьи 46 НК РФ при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах и электронных денежных средств налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации либо при отсутствии информации о счетах (реквизитах корпоративных электронных средств платежа, используемых для переводов электронных денежных средств) взыскание суммы налога, не превышающей пяти миллионов рублей, производится в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах соответствующего налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) — организации. Для взыскания налога налоговый орган направляет решение о взыскании в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статьей 46 НК РФ и пунктом 1 статьи 242.6 БК РФ не установлен срок, в течение которого налоговым органом должно быть направлено решение о взыскании налога (сбора, пени и штрафа) в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, в целях обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Указанное решение должно быть направлено в соответствующий орган незамедлительно после его принятия.

В письме Казначейства России от 04.06.2015 N 07-04-05/09-361 дополнительно сообщено, что в случае не направления решения налогового органа в орган Федерального казначейства не незамедлительно, а по истечении определенного времени после его вынесения, учитывая, что действующим законодательством Российской Федерации не установлен срок, в течение которого налоговый орган обязан направить решение налогового органа на исполнение, указанное решение подлежит принятию к исполнению.

В письме от 31.03.2015 N 07-04-05/09-202 Казначейство России направило ответы на вопросы по организации исполнения решений налоговых органов.

Согласно правовой позиции, сформулированной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 11.05.2010 N 17832/09, в пункте 2 статьи 45 и пункте 3 статьи 46 НК РФ представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.

ВАС РФ признал, что возможность обращения налоговых органов в арбитражный суд с заявлением о взыскании задолженности по налоговым обязательствам не только в случае пропуска срока, установленного пунктом 3 статьи 46 НК РФ, но и в других случаях нарушения порядка внесудебного взыскания налогов, предусмотренного статьями 46 и 47 НК РФ, не основана на нормах действующего законодательства.

Таким образом, принятие налоговым органом всех установленных налоговым законодательством мер по внесудебному взысканию с налогоплательщика налогов, несмотря на дальнейшее признание судом решения о взыскании недействительными, препятствует удовлетворению требования налогового органа о взыскании налога в судебном порядке.

Такой вывод изложен в Постановлении ФАС Московского округа от 31.07.2012 N А41-31821/11.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *