Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок и сроки уплаты НДС и представления деклараций». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Под необлагаемыми операциями понимают следующие. Это операции, которые в соответствии со статьей 146 НК РФ являются объектом обложения налогом, однако в соответствии со статьей 149 НК РФ от него освобождены. Их следует отражать в разделе 7 декларации по НДС. Напомним, что порядок заполнения декларации утвержден приказом ФНС России от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@.
Составляем реестр подтверждающих обоснованность применения льгот документов
В соответствии с Рекомендациями «льготники» представляют пояснения в виде реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы (приложение 1 к Письму ФНС России № ЕД-4-15/1281@).
Порядок истребования таких документов одинаков для всех категорий налогоплательщиков вне зависимости от их принадлежности к группе налогового риска. Напомним, уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2»с учетом результатов предыдущих проверок (Письмо ФНС России от 03.06.2016 № ЕД-4-15/9933@). Различают три группы:
-
налогоплательщики с низким налоговым риском – они ведут реальную финансово-хозяйственную деятельность, своевременно и в полном объеме исполняют свои налоговые обязательства перед бюджетом, обладают соответствующими ресурсами (активами), их деятельность может быть проверена плановым выездным налоговым контролем;
-
налогоплательщики с высоким налоговым риском – они обладают признаками организации, используемой для получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе третьими лицами, не имеют достаточных ресурсов (активов) для ведения соответствующей деятельности, не исполняют свои налоговые обязательства (исполняют в минимальном размере);
-
налогоплательщики со средним налоговым риском – оставшиеся (не включенные в группы с высоким или низким налоговым риском) налогоплательщики.
Условия освобождения от уплаты
Условия, при которых можно применять льготы по уплате НДС согласно ст. 145 НК РФ:
- С момента госрегистрации ИП или организации прошло не меньше трёх месяцев.
- Выручка за предыдущие 3 календарных месяца — не больше 2 млн руб. Её считают только по облагаемым НДС операциям, но без учёта самого налога.
Не получится избавиться от НДС, если налогоплательщик выступает налоговым агентом либо реализует импортные или подакцизные товары. Если есть и необлагаемые товары, и подакцизные, для применения льготы нужно вести раздельный налоговый учёт НДС.
Чтобы отказаться от налога на добавленную стоимость:
- Подайте в ИФНС уведомление по форме из приложения 1 к приказу Минфина № 286н от 26 декабря 2018 года. Срок — до 20 числа месяца, с которого начнётся применение льготы. В уведомлении укажите помесячную выручку без учёта НДС за 3 последних месяца. Например, если хотите льготу в августе, — нужны суммы за май, июнь, июль.
- Приложите документы, подтверждающие право на освобождение от НДС — выписки из бухгалтерского баланса или отчёта о финансовых результатах (для ООО), книги продаж, учёта доходов и расходов (для ИП). Если перешли на общий режим с упрощёнки — выписку из КУДиР.
В декларации есть ошибки и противоречия
Согласно п. 3 ст. 88 НК РФ, если КНП выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. Налогоплательщик при представлении таких пояснений может дополнительно приложить к ним подтверждающие документы, например выписки из регистров налогового учета и иные документы, которые свидетельствуют о достоверности данных, указанных в налоговой декларации (п. 4 ст. 88 НК РФ).
Иногда за непредставление таких сведений инспекция привлекает налогоплательщика к ответственности по ст. 126 НК РФ.
Напомним, в соответствии с п. 1 данной статьи непредставление в установленный срок в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. В свою очередь, п. 2 гласит: непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации представить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК РФ, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от представления таких документов либо представление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135.1 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 10 000 руб.
Выставление требования за пределами проверки
Действующая редакция НК РФ не содержит разъяснений по поводу того, могут ли контролеры истребовать необходимые документы после завершения КНП.
Вместе с тем в Письме Минфина России от 18.02.2009 N 03-02-07/1-75 отмечается, что на основании п. 8 ст. 88 НК РФ инспекция при проведении камеральной проверки истребует у налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов. При этом документы, необходимые для камеральной проверки, могут быть истребованы только в ходе ее проведения.
Таким образом, получаем, что требование о представлении документов, выставленное за пределами КНП, следует считать незаконным и не подлежащим исполнению.
Подобным образом рассуждает и Президиум ВАС РФ. В Постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 высшие арбитры признали незаконным направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность вычетов, спустя 11 месяцев после подачи хозяйствующим субъектом налоговой декларации. Решение инспекции, которым налогоплательщику было отказано в применении налоговых вычетов и, как следствие этого, доначислены налоговые платежи, также является незаконным.
Аналогичная точка зрения отражена в судебных решениях на уровне ФАС. В Постановлении ФАС МО от 26.11.2010 N КА-А40/14322-10 суд указал, что п. 2 ст. 88 НК РФ устанавливает срок для проведения камеральной проверки, равный трем месяцам. Если в этот срок инспекция не обращается к налогоплательщику с требованием представить документы, подтверждающие вычеты по НДС, он вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности их применения. Таким образом, направление требования о представлении документов за пределами трехмесячного срока является незаконным.
Способы представления документов
В соответствии с п. 2 ст. 93 НК РФ истребуемые документы на бумажном носителе представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. При этом не допускается требование нотариального удостоверения копий документов, представляемых в налоговый орган (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
Следует отметить, что расходы предпринимателя по изготовлению и доставке документов, которые были истребованы в порядке ст. 93 НК РФ, налоговый орган возмещать не обязан.
Дело в том, что на основании п. п. 2, 4 ст. 103 НК РФ инспекция должна возмещать лишь те убытки, которые хозяйствующий субъект понес в связи с неправомерными действиями должностных лиц налогового органа. Истребование документов в рамках КНП, как мы убедились выше, в определенных случаях правомерно, следовательно, налоговый орган не совершает ничего противоправного, и расходы по изготовлению копий документов несет налогоплательщик.
Схожая точка зрения содержится в Письме УМНС России по г. Москве от 15.10.2003 N 11-11н/57302.
Обязанности плательщика НДС в период освобождения от его оплаты
Несмотря на разрешение не выплачивать НДС, не выставлять покупателям счета-фактуры, а значит и не сдавать соответствующие декларации, у налогоплательщиков все же остаются некоторые обязанности. А именно, они должны:
- вести книгу продаж и покупок;
- вести журнал счетов-фактур;
- выставлять контрагентам счета-фактуры по отгрузкам с пометкой «без НДС»;
- выставлять счета-фактуры с выделенной суммой по налогу;
- выплачивать НДС, если товар ввозиться из-за пределов РФ;
- исполнять обязанности налогового агента по НДС;
- заполнять и предоставлять местным налоговым специалистам декларацию за те кварталы, в которых НДС применялся.
Условия получения льгот
Распорядиться вышеперечисленными послаблениями может любая организация, если оказываются выполненными некоторые условия. Их делят на:
- общие, они затрагивают все фирмы без исключения;
- дополнительные — эти предъявляются в соответствии с определенной льготой.
Общие, установленные для любого предприятия и ИП такие:
- Его деятельность совершенно законна, что подтверждается всеми требуемыми разрешительными документами. Чтобы использовать возможную льготу, без лицензии не обойтись. При отсутствии таковой НДС платится компанией в полном объеме. То же самое относится и к непродленному сроку лицензирования.
Со дня окончания срока действия документа предприятие потеряло и права на преференции. Но существуют обстоятельства, когда суд решит иначе. Свидетельством тому служит определение Высшего арбитражного суда №1209/08 от 31.01.2008г., когда инстанция постановила, что организация не потеряла своего права на льготу, оказывая услуги социальной важности населению, несмотря на то, что не получила вовремя лицензию. Однако доказала, что документацию в лицензирующий орган представила заблаговременно.
Особенности оформления льгот по НДС
Первый вопрос: с чего начать? Считаем, что бухгалтерия организации уже убедилась, что освободиться от взимания НДС не мешают никакие препятствия. Теперь требуется предварительно подготовиться, а конкретно – восстановить НДС, вычтенный ранее по всем бухгалтерским активам. И проводится оно в последнем отчетном периоде с учетом отдельных моментов:
- для «недоамортизированных» основных средств восстановление налога осуществляется с остаточной оценки;
- на выплаченный с авансовых платежей НДС вполне возможно оформление возврата, если клиенты согласны пойти на расторжение договора и последующее возвращение всей суммы аванса либо на отражение в договоре пункта, касающегося изменении цены, чтобы появилась возможность вернуть авансовый НДС.
Но когда такого согласия от покупателя не получено, у него могут иметься на то свои основания, счет-фактура ему выписывается с НДС при отгрузке продукции.
Требования к оформлению счетов-фактур для принятия НДС к возмещению
Наиболее пристальное внимание при проверке уделяется счетам-фактурам. В счетах-фактурах должны содержаться (быть правильно заполнены) все обязательные реквизиты. Но есть разъяснения контролирующих органов и судебная практика, позволяющие утверждать, что определяющим являются следующее.
К ошибкам в заполнении счетов-фактур, не являющимися основанием для отказа в принятии к вычету, можно отнести ошибки и неточности, не препятствующие идентифицировать:
- продавца и покупателя товаров, работ, услуг, имущественных прав
- наименование товаров, работ, услуг, имущественных прав
- стоимость, отраженную в счете-фактуре
- налоговую ставку и сумму налога, предъявленную покупателю товаров, работ, услуг, имущественных прав. Основание — Письмо Минфина РФ от 07.05.2015 № 03-01-11/26312
Можно ли не отвечать на требование налоговой по льготам
Налоговики запрашивают пояснение практически по всем декларациям с заполненным разделом 7. При этом они ссылаются на п. 6 ст. НК РФ. Но эта статья разрешает истребовать пояснения и документы именно по льготным операциям, а не по всем, которые освобождены от НДС или не признаются объектами налогообложения (ст. 146, 149 НК РФ). При истребовании органы должны опираться на понятие «льготы», закреплённое в п. 1 ст. НК РФ.
Требовать подтверждения права на льготу налоговая может, только если организация на самом деле имеет преимущества перед другими налогоплательщиками. Иными словами, операции облагаются налогом не у всех, а только у компаний из определённых категорий. Например, не облагаются налогом и не являются льготными операции по продаже земли, гарантийному ремонту, распространению рекламных материалов стоимостью до 100 рублей за штуку, получению процентов по займам.
По таким операциям налоговики не вправе запрашивать документы (письма Минфина от 11.02.2019 № 03-07-07/8029 и от 03.12.2014 № 03-07-15/6190, п. 14 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014). Привлечь к ответственности и оштрафовать за непредставление пояснений в этом случае нельзя.
Игнорировать требование налоговой мы не рекомендуем. Следует хотя бы направить письмо с отказом в представлении документов или представить пояснение с документом-обоснованием. Например, если вы продаёте необлагаемую медтехнику, таким документом будет регистрационное удостоверение.
Письмо об отказе в представлении документов должно содержать ссылку на статью, в соответствии с которой операцию нельзя признать льготной. Вот пример:
«В соответствии с пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков и долей в них не признаются объектом обложения НДС. Отсутствие таких операций в перечне объектов налогообложения не является налоговой льготой. Правом не начислять НДС с выручки от продажи земельных участков могут пользоваться любые организации без каких-либо ограничений. В связи с этим ООО “Звезда” уведомляет об отказе представить документы, указанные в требовании от 12.04.2021 № 321».
Общий срок проведения камеральной проверки и его продление
Стандартная продолжительность процедуры составляет 2 мес. Отсчет данного срока ведется со дня подачи декларации (п. 2 ст. 88 НК). По прошествии двух месяцев проверяющий должен завершить проверочные мероприятия, если в декларации:
- отсутствуют несоответствия, ошибки, занижение суммы налога, который нужно заплатить;
- нет подтверждения о наличии нарушений НК (их признаков), которые приводят к занижению суммы налога к уплате либо к завышению суммы налога, заявленной к возмещению;
- нет сведений, указывающих на получение декларантом необоснованной налоговой выгоды.
Сокращение и продление сроков для проверки
Камеральная проверка по НДС и сроки проведения в 2020 году регламентированы и составляют 2 месяца. В определенных случаях общий срок может быть увеличен до 3 месяцев с момента представления декларации или расчетов.
В качестве исключения предусмотрены случаи подачи налоговых деклараций по НДС от иностранных организаций, занимающихся предоставлением услуг гражданам на территории РФ в электронной форме. Например, компания Google. В таком случае срок на проверку налоговикам дается 6 месяцев.
При подаче новой декларации (например, уточненной) проверка прекращается и начинается новая. Срок также начинает отсчитываться заново.
Таким образом, камеральная проверка не может быть приостановлена или продлена, ведь она ограничивается общим сроком до 3 месяцев согласно налоговому законодательству РФ.
О «камералке» декларации по НДС с льготными операциями
Луговая Н. Н., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Как налоговый орган проверяет обоснованность льгот по НДС? Какой объем документов истребует? Чем руководствуется при этом? Должно быть, читатель догадался, что речь в настоящей консультации пойдет о разъяснениях по проведению камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению (п. 2, 3 ст. 149 НК РФ). ФНС довела их до нижестоящих инспекций Письмом от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@. Кстати, напомним: на тему НДС-льгот (со ссылкой на обозначенное письмо ФНС) мы рассуждали в консультации А. М. Рабиновича «Что такое льгота по НДС: конец ли спорам?». Рекомендуем материалы (как дополняющие друг друга) читать в паре.
Можно ли обжаловать запрос лишних документов?
Объем истребуемых документов Налоговым кодексом (п. 6 ст. 88, ст. 93) не ограничен. Нет таких ограничений и в требовании о представлении документов. Поэтому обжалование факта истребования лишних (по мнению налогоплательщика) документов по льготным операциям вряд ли имеет перспективы.
Ограничить право контролеров на истребование бумаг, ссылаясь на Письмо ФНС России № ЕД-4-15/1281@, также не удастся.
К сведению. За неисполнение требования о представлении пояснений контролеры вправе оштрафовать организацию по ст. 129.1 «Неправомерное несообщение сведений налоговому органу» НК РФ, согласно которой:
- неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с НК РФ это лицо должно сообщить налоговому органу, в том числе непредставление (несвоевременное представление) лицом в налоговый орган предусмотренных п. 3 ст. 88 пояснений в случае непредставления в установленный срок уточненной налоговой декларации, при отсутствии признаков налогового правонарушения, определенного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 5 000 руб.;
- те же деяния, совершенные повторно в течение календарного года, влекут взыскание штрафа в размере 20 000 руб.
* * *
Итак, мы показали суть метода, предложенного ФНС в Письме от 26.01.2017 № ЕД-4-15/1281@ и связанного с проведением камеральных проверок деклараций по НДС, в которых отражены не подлежащие обложению НДС операции.
К факторам, определяющим, будет очередная «камералка» выборочной или полномасштабной, относятся:
-
наличие или отсутствие налоговых нарушений;
-
продолжительность и регулярность не облагаемых НДС операций;
-
представление или непредставление компанией реестра документов, подтверждающих обоснованность применения льготы.
Если организация заявляет в декларации по НДС льготы, налоговая инспекция имеет право выслать требования о предоставлении документов, подтверждающих это право (п. 6 ст. 88 НК РФ). Теперь компании смогут сократить объем истребуемых документов.
Как подать реестр документов, подтверждающих льготу
Реестр документов подаётся в ответ на требование налоговой о представлении пояснений. Начиная с 23 ноября 2020 года, его можно направлять по ТКС, в электронном виде в формате xml (письмо ФНС России от 12.11.2020 № ЕА-4-15/18589).
Форма реестра рекомендована, но не обязательна. Подать пояснения можно в любом виде, но у электронного реестра по форме есть преимущество — только при его подаче налоговая потребует не все документы по льготе, а только часть. Если пояснения составлять не по форме или подать реестр в бумажном виде, документы придётся представлять в полном объёме.
Инспекция изучит информацию в представленном реестре и истребует документы, подтверждающие обоснованность налоговых льгот (ст. 93 НК РФ). С помощью системы АСК-НДС инспекция оценит уровень налогового риска организации. Именно от него зависит количество истребуемых документов — 5 % при низком уровне и до 40 % при высоком. На подачу документов отводится 10 рабочих дней со дня получения требования.
Есть ещё одно ограничение по списку документов — минимум 50 % от объема запрошенных документов должны подтверждать наиболее крупные суммы операций, по которым применены льготы.