Компенсация по УТС: как это работает?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Компенсация по УТС: как это работает?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Расчёт УТС автомобиля производится сотрудниками страхового агентства в соответствии по установленным методикам. Они разработаны Центром судебной экспертизы при Минюсте. Размер утери цены автомобилем, побывавшем в аварии, зависит от типа и серьёзности полученных повреждений, а также от ряда дополнительных факторов.

Единая методика расчёта УТС

Вычисляется он по формуле: УТС = Стс х (∑Кутс : 100%).

Где:

  • УТС – размер утери товарной стоимости, выраженный в рублях.
  • Стс – цена ТС на момент расчёта (после восстановительного ремонта).
  • ∑Кутс – коэффициент ремонтного воздействия, выраженный в процентах.

Все подставляемые в формулу цифровые значения устанавливаются в ходе экспертного обследования машины.

Методики расчёта УТС по ОСАГО

На сегодняшний день используются различные методики для определения потери стоимости машины:

  • Метод Хальбгевакса
  • Метод Минюста
  • Метод руководящего документа.

Для автомобилей возрастом свыше 5 лет и износом свыше 40% обращаться к экспертам нет смысла. Это объясняется тем, что при расчёте УТС важным параметром является стоимость авто.

Метод Хальбгевакса

Он может использоваться для отечественных марок машин возрастом до 3 лет или моделей иностранного производства до 5 лет. Пробег транспортного средства не должен превышать 100 тысяч километров.

При расчёте принимаются во внимание такие параметры:

  • Возраст автотранспорта
  • Совокупная стоимость ремонта (СО)
  • Стоимость нового авто (ЦН) и на момент дорожного инцидента (ЦР)
  • Цена новых запчастей и материалов (СМ) и восстановительных работ (СР)

Вначале следует установить, насколько целесообразно проводить компенсацию потери стоимости автотранспорта. Делается это по такой формуле:

Сохранение первоначальной стоимости=ЦР/ЦН ×100%

Дальнейшие расчёты следует производить лишь в том случае, если показатель превышает 40%.

А= СО/ЦР×100%

В=СР/СМ×100%

Эти данные потребуются для расчёта коэффициента К. Для этого используется особая таблица. Многие считают данную методику удобной. Самостоятельно она может использоваться лишь для контроля правильности расчётов эксперта.

Например, коэффициент А оказался 15%, а В – 55%. Для последующих вычислений потребуется информация из таблицы. Важно учесть срок использования автотранспорта. Во втором столбце необходимо найти соответствующее значение А, в третьем – соответствующее ему В. Если автомобиль эксплуатировался чуть более года, тогда К составит 2.5.

Таблица коэффициента К представлена ниже:

Параметр А

Параметр В

До 2 месяцев

До 6 месяцев

До 12 месяцев

До 24 месяцев

До 36 месяцев

До 48 месяцев

До 60 месяцев

I

10-20%

a

>130

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

b

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

c

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

d

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

e

3

2,5

2

1,5

1

0,5

II

21-33%

a

>130

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

b

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

c

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

d

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

e

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

0,25

III

34-45%

a

>130

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

b

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

c

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

d

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

e

3,5

3

2,5

2

1,5

1

0,5

IV

45-65%

a

>130

5,75

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

b

5,25

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

c

4,75

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

d

4,25

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

e

3,75

3,25

2,75

2,25

1,75

1,25

0,75

V

66-90%

a

>130

6

5,5

5

4,5

4

3,5

3

b

5,5

5

4,5

4

3,5

3

2,5

c

5

4,5

4

3,5

3

2,5

2

d

4,5

4

3,5

3

2,5

2

1,5

e

4

3,5

3

2,5

2

1,5

1

Методика Министерства юстиции

По этому методу расчета УТС в 2023 году сравнивается процентное отношение цены машины после восстановления в результате аварии к аналогичной, не участвовавшей в ДТП.

Для расчета используется следующая формула:

С = S х ∑Кi/100, где:

  • С – часть цены автомобиля, на которую уменьшилась рыночная стоимость в результате происшествия (после проведенного восстановления). Этот параметр и требуется установить;
  • С – сколько стоила машина перед аварией;
  • Кi – специальный поправочный коэффициент, используемый экспертом при оценке авто.

Выбирая корректировочный коэффициент, руководствуются следующими правилами:

  • если при восстановлении машины возникает необходимость замены узлов, соединенных сваркой, величина поправки уменьшается в пять раз от первоначального значения;
  • ремонт деталей не должен обходиться дороже их замены;
  • при устранении дефектов, не явившихся следствием ДТП, коэффициент снижается наполовину;
  • цена автомобиля снижается, если по итогам восстановления пришлось наносить новое лакокрасочное покрытие кузова.
Читайте также:  Схема очередности наследников по закону

Величины коэффициентов указаны в таблицах данной методики.

Как видим из представленного материала, в 2023 году страховая компания по ОСАГО обязана возмещать утраченную в результате ДТП товарную стоимость автомобиля, если соблюдаются предусмотренные условия. Если сумма ущерба превышает максимально возможный размер выплат, пострадавшему необходимо взыскивать компенсацию с виновного в ДТП в судебном порядке.

Вопрос Ответ
При каком возрасте автомобиля можно претендовать на выплату компенсации по УТС при ДТП в 2023 году? Иномарки – до пяти лет, отечественные авто – до трех.
Возможна ли выплата компенсации по УТС, если автомобиль попал в ДТП повторно? Нет.
Кто возмещает ущерб по УТС, если стоимость ремонта превышает размер максимально возможной выплаты по ОСАГО? Виновник ДТП.
Относится ли утрата товарной стоимости машины к реальному ущербу? Да.
Предусмотрено ли возмещение УТС по КАСКО? Да, если обратное условие не зафиксировано в договоре.

Основные методики расчета УТС автомобиля

Лишение имущественной стоимости обусловливается невозможностью восстановить транспортное средство до состояния предшествующего аварии. Данные факторы выражены следующими необратимыми процессами, как то:

  • нарушение технических параметров;
  • габаритов машины;
  • физических характеристик конструктивных узлов, деталей;
  • эксплуатационных характеристик вследствие повреждения механических элементов.

Невольному участнику ДТП следует обратить внимание, что компенсационные выплаты по утс рассчитываются только для автомобилей не старше 5 лет со дня эксплуатации. Кстати, срок эксплуатации транспортного средства обусловлен датой его производства. Показатель дополняется и величиной эксплуатационного износа, который не должен превышать 35%. Расчет так же не берет во внимание замененные полностью детали. Однако бывают случаи, когда величина утерянной стоимости не покрывает размер ущерба. Подобное случается при мелких авариях с новой машиной. Тогда провести точный расчет поможет квалифицированный оценщик.

Можно и самостоятельно рассчитать утери, но при подаче искового заявления в суд рассматриваются документы, где значение утери рассчитано специализированной организацией и подтверждено соответственными подписями и мокрой печатью. Расчеты же страховой компанией утраты товарного вида могут достигать 20%, взятых от первоначального оценивания экспертом после наступления страхового случая.

При малейшем сомнении о правильности расчетов агентством, водитель имеет право прибегнуть к помощи независимой экспертной организации. Конечно, страховщик будет избегать результатов такого оценивания, но данный документ может фигурировать в суде. Подобная практика недавно утверждена законодательством, и водитель может настоять на возмещении УТС по ОСАГО в 2023 году, опираясь на решение закона. Расчеты утери первоначальной цены проводятся одним из двух классических приемов:

  • метод руководящего документа — РД;
  • способ Хальбгевакса.

Немного о судебной практике в РФ

Большинство исков удовлетворяется в пользу требования истца к страховщику оплатить УТС. Но бывают и отрицательные результаты, что может быть связано с неправильным заполнением документов, превышением суммы УТС и другими причинами, которые суд сочтёт неправомерными со стороны заявителя. В подобных случаях дела выигрывает страховщик, а не клиент.

В делах по оплате УТС ключевую роль играет соответствие автомобиля всем параметрам по нормам начисления УТС. Если машина чересчур старая, то стоит подать иск в судебные органы против виновника ДТП. Иногда суд вменяет виновнику аварии выплатить сумму УТС в пользу потерпевшего.

Итак, законодательство обязывает страховую компанию выплатить возмещение на УТС авто по ОСАГО. Но это будет реализовано только в том случае, когда соблюдены определённые условия, а машина соответствует описанным выше в статье требованиям. Также стоит учитывать, что если в соглашении ОСАГО прописан пункт об отказе в выплате УТС, то суд будет на стороне страховой компании.

Заявление в страховую организацию

Ходатайство в страховую фирму на УТС по ОСАГО должно оформляться в любом случае. Оно подается на регистрацию в канцелярию страховщика в нескольких экземплярах.

ВНИМАНИЕ! Первый, заверенный вариант, идет на рассмотрение начальства, а второй передается заявителю.

Чаще всего, составляется иск, потому, что порядок возмещения утери товарной стоимости еще не разработан до конца. Таким образом, не все страховые компании сразу бросятся удовлетворять данные требования.

Для разрешения проблемы необходимо знать, как заполнить заявление корректно. Документ должен содержать:

  1. Название суда.
  2. Данные страховщика, как ответчика.
  3. Данные клиента страховщика, как заявителя.
  4. Сведения о виновной стороне — третьего лица.
  5. Цена иска и размер сбора.
  6. Описание аварии и характер повреждений авто.
  7. Уточнить, что истец считается клиентом страховой фирмы, это подтверждается полисом ОСАГО.
  8. Доказательство факта обращения к страховой организации за выплатами.
  9. Необходимые статьи.
  10. Отчетная документация независимой экспертизы.
  11. Цена заявления — это невыплаченного типа сумма УТС.
  12. Затем описывается требование.
  13. Потом указываются все документы, которые присоединяются к иску.
  14. В конце в любом случае выставляется дата создания и подпись истца.
Читайте также:  Как отразить задержку выплаты зарплаты в 6-НДФЛ с начала 2023 года

К документам, которые отправляются вместе с заявлением, можно причислить следующие:

  • Паспорт и его копия.
  • водительские права.
  • Полис ОСАГО или соглашение.
  • Копия иска и претензии.
  • Платежный документ.
  • Паспорт автомобильный, свидетельство о регистрации, талон технического осмотра или диагностическая карточка.
  • Документация из ГИБДД.
  • Копия акта о возникновении страхового случая.
  • Документы независимой проверки о реальной стоимости восстановления машины.
  • Акт осмотра специалистом.
  • Отчетность о размере УТС.
  • Соглашение.

Возмещение потери товарной стоимости автомобиля ограничены суммой страховки. И вполне возможно, что вы не получите утрату товарной стоимости вашей машины в полном размере. А если вы оформляете все документы без участия сотрудников полиции, то размер выплаты может оказаться еще меньше, поскольку в этом случае размер страховой выплаты не может быть больше 50 000 рублей.

Что касается аварий, которые произошли в Москве или Санкт-Петербурге, а также на территории Московской или Ленинградской области, то возмещение выплачивают в полном размере — в пределах 400 000 руб. Однако в этом случае владельцу пострадавшей машины нужно будет предоставить данные об аварии, которые имеются на технических носителях. Это:

  • видеосъемка на которой отчетливо видны повреждения, причиненные машине в результате аварии;
  • фотографии таких повреждений, сделанные в разных (спереди, сзади, сбоку);
  • сведения ГЛОНАСС, если на вашей машине она установлена.

В каких случаях УТС не выплачивают

Утрату товарной стоимости автомашины можно получить не всегда. Так, страховые компании отказывают в возмещении потери товарной стоимости автомобиля по полису ОСАГО по следующим основаниям:

  • заявитель сам виноват в дорожно-транспортном происшествии, и его вина установлена;
  • транспортное средство не соответствует установленным в законе критериям (степень износа или возраст машины);
  • владелец автомашины не направил претензию по УТС в страховую компанию;
  • ремонт автомашины был проведен собственником транспортного средства самостоятельно;
  • в договоре страхования имеется прямой запрет на выплату страховки по УТС;
  • пострадавшему в ДТП уже была произведена страховая выплата премия в полном размере (400 000 руб. в соответствии с полисом ОСАГО).

Какие документы нужны для получения компенсации по УТС?

Чтобы получить компенсацию за УТС, вам потребуется заказать услуги независимого оценщика, после чего обратиться в свою страховую компанию. Но сперва убедитесь, что ваш случай подходит под все условия, описанные выше (возраст авто, наличие страховки у виновника и т.д.)

В страховую компанию необходимо будет направить ряд документов:

  • заявление, в котором должны быть указаны основные данные о водителе и автомобиле:
    • ФИО;
    • паспортные данные;
    • водительское удостоверение;
    • номер и серия полиса ОСАГО;
    • марка и модель автомобиля;
  • результаты работы оценщика;
  • квитанция об оплате услуг оценщика;
  • протокол ГИБДД о результате аварии.

Зачастую страховые компании предлагают образец заявления, которое необходимо заполнить для получения компенсации за УТС. Получить его можно либо на сайте страховщика, либо в одном из отделений. После этого вам потребуется дождаться решения и получения выплаты. Однако, как мы уже сказали ранее, бывают и такие случаи, когда страховщик отказывает в компенсации. Такие вопросы решаются через суд.

УТС по КАСКО при условии ремонта на СТО

Возмещение по полису КАСКО происходит путем направления поврежденного автомобиля в автосервис, с которым у страховщика заключен договор. Если у страховой компании отсутствует договор с СТО, либо ближайший сертифицированный автосервис находится вне пределов места жительства автовладельца, допускается выплата в денежной форме.

При проведении ремонтных работ происходит восстановление функциональных характеристик автомашины — она сможет передвигаться по дороге, перевозить пассажиров и грузы, и т.д. Однако завершение ремонта на СТО не восстанавливает рыночную (товарную) стоимость автомобиля. При поломках или повреждениях, даже при условии качественного ремонта, продать автомобиль значительно сложнее, а его стоимость будет заметно снижена по сравнению с аналогичными моделями без ремонта. Именно для этих целей предусматривается компенсация за утрату товарной стоимости по КАСКО.

Вот какие виды работ, проведенных на поврежденном автомобиле, позволят претендовать на возмещение УТС:

  • восстановление геометрии кузова;
  • полная или частичная замена несъемных частей кузова;
  • ремонт отдельных узлов и агрегатов автомашины, а также их замена;
  • окрашивание внешних поверхностей кузова или пластмассовых элементов;
  • демонтаж салона для проведения ремонта, если это нарушает целостность элементов заводской сборки.

Что делать при отказе в возмещении ущерба по УТС?

Если страховая компания при рассмотрении заявления на возмещение материального ущерба по УТС вынесла отрицательное решение, не стоит опускать руки. Зачастую отказы страховых компаний не обоснованы, и у заявителя всегда есть возможность оспорить полученный документ в суде.

Читайте также:  Какое наказание грозит за неуплату алиментов в Казахстане

Участие в судебном процессе требует наличия на руках у истца:


  • пакета оригинальных документов ГИБДД, подтверждающих наступление страхового случая,
  • документов станции техобслуживания, подтверждающих выполнение восстановления транспортного средства;
  • заключений экспертной комиссии;
  • официально оформленного отказа страховой компании.

Значение и предназначение УТС

Утрата товарной стоимости характеризуется снижением стоимости ТС после аварии и других форс-мажорных ситуаций. На вторичном рынке автомобилей никто не предложит больше 80% от реальной цены авто, несмотря на то, что послеаварийный ремонт будет сделан идеально. И это логично, автомобиль уже считается битым, хотя все запчасти, кузовные детали, агрегаты, пострадавшие при ДТП, были заменены или отремонтированы.

Отсюда следует расхождение в цене и вынужденная продажа авто дешевле, чем можно было бы продать ее до аварии. В данном случае потерпевшей стороной выступает автовладелец, но ситуация уже не кажется настолько критичной, если на руках у него есть полис КАСКО.

Ещё недавно не больше 5% собственников а/м знали о существовании такого понятия, как УТС, поэтому лишь единицы получали деньги от страховой компании на покрытие ущерба при продаже авто. Но после того, как Верховный суд стал реально оценивать ситуацию и ущерб, нанесенный автомобилю, ситуация изменилась.

Расчет утраченной стоимости транспортного средства

Будучи потерпевшим, вам могут отказать в выплате потерянной выгоды по причине превышения суммы установленного лимита. Но в подобных случаях, непокрытую сумму разрешено требовать с инициатора ДТП.

Метод Хальбгевакса, применяемый для расчета утраты товарной стоимости Данный метод применяется для автомобилей не старше 60 месяцев. Данный метод может быть рекомендован для оценки УТС автомобилей иностранного производства на территории России, на основании того, что применяется ведущими экспертными фирмами Европы. Также данный метод, как один из нескольких, применяется фирмой Audatex и Eurotax.

Все водители, попавшие в аварию и застрахованные полисом ОСАГО, идут в страховую компанию за страховым возмещением.

Для А 90% (т.е. когда стоимость запасных частей и материалов значительно превышает стоимость работ по восстановительному ремонту), УТС рассчитывать нецелесообразно.

Как определяются характеристик повреждений при утрате товарной стоимости

На показатели УТС будет влиять каждое повреждение, от мелкого скола на бампере, до разрушения подвески. В проекте методики определены правила для оценки повреждений по каждому основному узлу и агрегату.

Для оценки повреждений деталей кузова применяются показатели, которые напрямую влияют на методы и трудоемкость ремонта:

  • площадь повреждения либо соотношение площади повреждения к общей площади части, детали;
  • глубина (объем) повреждения;
  • в отдельных случаях – длина повреждения;
  • вид (характеристика) деформации детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • конструктивные характеристики детали транспортного средства в зоне повреждения;
  • локализация (место расположения) повреждений для определения доступности ремонта.

При описании эксперт обязан пользоваться терминами и определениями, указанными в методике.

Для оценки повреждений лакокрасочного покрытия используются следующие показатели:

  • тип лакокрасочного покрытия;
  • размерные характеристики повреждения (в единицах измерения или по отношению к размерам части, детали);
  • характеристика послойных повреждений покрытия (повреждение лака, наружный слой, до грунта, до материала);
  • материал окрашенной части, узла, агрегата или детали транспортного средства (пластик, сталь, алюминий и т.п.).

Эксперт обязан учесть места размещения рекламы на наружных поверхностях, наличие цветографических схем, опознавательных знаков и надписей, изображений, в том числе пленок, автомобильной аэрографии.

Как устанавливается причинно-следственная связь между ДТП и повреждениями

Оплачивать ремонт или рассчитывать компенсацию по ОСАГО будут только за повреждения от ДТП. Поэтому эксперт обязан установить причинно-следственную связь между возникновением повреждения и аварией. Для этого проводятся следующие мероприятия:

  • устанавливается возможность или невозможность получения повреждений при обстоятельствах, указанных в заявлении о страховом случае, в документах, оформленных ГИБДД;
  • проводится сопоставление повреждений с повреждениями автомобилей иных участников ДТП, с иными объектами (при их наличии), с которыми машина контактировало после столкновения;
  • анализируются данные, указанные в документах о ДТП (извещении о страховом случае, протоколе о нарушении ПДД, постановления о правонарушении, объяснениях участников аварии), проводится их сравнение с повреждениями, зафиксированными при осмотре.

Проверка связи повреждений проводится с использованием методов транспортной трасологии, анализа характера деформаций и направления действий сил, вызвавших повреждения следов, имеющихся на авто, проезжей части и объектах дорожной инфраструктуры. При невозможности натурного сопоставления строится графическая модель столкновения, в том числе с применением компьютерных графических программ.

При исследовании причинно-следственных связей могут проводиться другие виды экспертиз (металловедческая, экспертиза лакокрасочных покрытий, пожаротехническая, взрывотехническая и т.д.), а также комплексные экспертизы. Особенно это актуально на стадии судебного рассмотрения спора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *