Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что изменится в режиме труда и отдыха водителей с 2021 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Главное, чтобы режим соответствовал нормам, установленным в законодательстве. Министерство Транспорта выпустило отдельное положение в 2004 году, которое отвечает за регулирование большинства вопросов данной сферы. Данное положение действует по отношению к любым водителям.
Почему же водители лишаются льгот по результатам СОУТ?
1. Дело в том, что в процедуре СОУТ появилась так называемая идентификация.
В рамках данной процедуры эксперт определяет все факторы, которые могут воздействовать на водителя (здесь очень похоже на АРМ). Но вот далее он сравнивает определенные факторы с классификатором (приложение №2 к приказу Минтруда № 33н от 24 января 2014 года).
И этот классификатор говорит следующее:
виброакустический фактор можно оставить только там, где есть технологическое оборудование, являющееся его источником;
микроклимат можно оставить лишь, если есть технологическое оборудование, являющееся его источником (причем различные кондиционеры, печки к нему относить нельзя);
освещенность можно оставить, лишь если выполняются особо точные (прецизионные работы).
Что это значит? А значит это то, что из оценки условий труда водителей можно исключить весь виброакустический фактор, освещенность и микроклимат.
Все дело в том, что:
автотранспортное средство не относится к технологическому оборудованию, (согласно ГОСТ 3.1109-82 ЕСТД технологическое оборудование – это лишь средства технологического оснащения, в которых для выполнения определенной части технологического процесса размещают материалы или заготовки, средства воздействия на них, а также технологическую оснастку. Примерами технологического оборудования являются литейные машины, прессы, станки, печи, гальванические ванны, испытательные стенды);
водитель прецизионные работы не выполняет;
все, что может быть искусственным источником микроклимата – это оборудование для создания комфортных условий, которое учитывать нельзя.
2. Изменились критерии оценки напряженности трудового процесса.
Из оценки исключили интеллектуальные нагрузки, эмоциональные нагрузки и режим работы. Сенсорные нагрузки и монотонность труда, в свою очередь, тоже видоизменились.
И единственный фактор, по которому водителю в рамках СОУТ может быть присвоен вредный класс условий труда, это «плотность сигналов (световых и звуковых) и сообщений в среднем за 1 час работы».
В итоге, с учетом всех видоизменений, при проведении СОУТ эксперты не идентифицируют ряд потенциально вредных факторов, а по напряженности труда определяют либо допустимый класс, либо вредный первой степени (3.1). И водители лишаются если и не всех льгот, то дополнительного отпуска точно.
Надбавка за классность и страховые взносы
У бухгалтеров по заработной плате может возникнуть вопрос: начисляются ли страховые взносы на ОПС, ОМС и ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на сумму надбавки за классность водителям? Ответ утвердительный: страховые взносы начисляются в общем порядке.
Дело в том, что объектом обложения страховыми взносами для организаций признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ), в частности, в рамках трудовых отношений (пп. 1 п. 1 ст. 420 НК РФ).
База для исчисления страховых взносов для организаций определяется по истечении каждого календарного месяца как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных п. 1 ст. 420 НК РФ, начисленных отдельно в отношении каждого физического лица с начала расчетного периода нарастающим итогом, за исключением сумм, указанных в ст. 422 НК РФ, перечень которых является исчерпывающим (п. 1 ст. 421 НК РФ).
Профотбор водителей: три изменения 2021 года
Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:
- подтверждение соответствия предоставленных водителем документов Профессиональным и квалификационным требованиям (осталось без изменений);
- испытание.
- «Испытание» пришло на смену термину «стажировка». Срок испытания фактически устанавливает работодатель. Но при выборе срока нужно руководствоваться требованиями статьи 70 ТК РФ, устанавливающей максимальную длительность срока испытания в размере 3 месяцев для большинства случаев.
- Появился лист испытаний. Он содержит следующие сведения:
- номер листа испытаний;
- ФИО водителя;
- дата и время прохождения, испытательный период;
- сведения о транспортном средстве: тип, марка, модель транспортного средства;
- ФИО водителя-наставника;
- заключение специалиста, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего аттестацию на право заниматься соответствующей деятельностью, о допуске (не допуске) водителя к самостоятельной работе.
Водитель автомобиля вредные условия труда
- В первую очередь снизится вредность по критерию шум, поскольку теперь ПДУ этого фактора установлен для всех одинаковый – 80 дБ.
- Установленные показатели вибрации также могут отразиться на классе условий труда, и в большинстве случаев, кроме спецтехники, перейдут в класс допустимых условий.
- То же касается тяжести труда. Введенная категория – рабочая поза сидя, исключает возможность трактовать позу водителя как неудобную, фиксированную или вынужденную. Теперь это обычная поза.
- Оценка напряженности труда по Методике спецоценки во многих случаях приведет к снижению класса вредности. Это вызвано тем, что из ранее применявшихся 23 показателей теперь используются только 6 и все они имеют количественные измерения. Снижение класса вредности, прежде всего, коснется водителей, работающих в местностях, где нет интенсивного движения и мало светофоров.
Приветствую, уважаемые друзья! Всем руководителям и специалистам пассажирских автотранспортных предприятий принят к сведению новость об особенностях проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования, которые наконец-то прошли регистрацию в Минюсте России и в считанные дни вступят в законную силу. Небольшой обзор и сам документ в формате Word ждут вас ниже. Особенности проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах водителей городского наземного пассажирского транспорта общего пользования утверждены приказом Минтруда России от 30.06.2017 г. № 543н и, как я уже сказал выше, 13 декабря прошли регистрацию в Минюсте России. Особенности проведения СОУТ водителя начнут действовать с 25 декабря 2020 года.
Специальная оценка условий труда водителей автомобилей
Снип 12-03-2001. безопасность труда в строительстве. часть 1. общие требования Так, в соответствии со ст. Водителя лишили прав: действия работодателя Для водителей управляющих легковыми автомобилями может быть установлена ненормированная продолжительность рабочего дня. При этом график выхода в смены составляется с учетом нормальной продолжительности рабочей недели. Внимание ТК предусматривает, что время управления автомобилем не может составлять более 9 часов, а при суммированном учете рабочего времени не более 10 часов, при выходе в смену 2 раза в неделю, но не более 90 часов в неделю. Кроме того, согласно . 1 ст. Б.И рабочее место попадало в категорию вредных. Такие различия в оценке вызывали споры.Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:
- наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Также согласно ст.
Порядок оформления на работу
Кандидат на должность водителя подходит по возрасту, имеет нужную квалификацию и не имеет противопоказаний по состоянию здоровья. Теперь нужно правильно оформить водителя на работу.
Шаг 1. Подача заявления о приеме на работу
Будущий сотрудник подает заявление о приеме на работу, а также:
- паспорт (другой документ, удостоверяющий личность);
- трудовую книжку (если это не первое место работы);
- документ об образовании;
- справку органа ГНС о присвоении идентификационного номера (учетная карточка налогоплательщика);
- водительское удостоверение;
- документы, подтверждающие прохождение медосмотра (см. подробнее в «БАЛАНСЕ», 2020, № 46-47, с. 17);
- военный билет или свидетельство о приписке к призывному участку.
Изменения в специальной оценке условий труда водителей
Важно
В связи с изменением законодательства и отменой аттестации рабочих мест в с начала 2014 года изменился и подход к проведению специальной оценки условий труда водителей автомобилей. Это, в первую очередь, можно связать в основном с принятием новой методики спецоценки, заменившей собой старый порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда. Новшества в законодательстве и внесенные изменения в методике позволят большинству водителям, имевшим вредность при действующей аттестации, снизить её до допустимого уровня.
В первую очередь это связано с повышением допустимого уровня шума для легковых и грузовых автомобилей, и уравнением его с допустимым уровнем для спецтехники. Получается один и тот же фактор раньше оценивался по разному в зависимости от типа транспортного средства, теперь предельно допустимый уровень фактора шума привели к одному значению.
1.1. Водитель автобуса относится к категории рабочих и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].
1.2. На должность водителя автобуса принимается лицо, имеющее среднее общее образование, право на управление автомобилем категории [вписать нужное] и стаж вождения не менее [значение] лет.
1.3. Водитель автобуса назначается на должность и освобождается от нее приказом [наименование должности руководителя].
1.4. Водитель автобуса должен знать:
– устройство и правила технической эксплуатации автобуса, технические характеристики автобуса, нормы расхода топливно-смазочных материалов, запасных частей, принцип работы основных агрегатов и систем автобуса, способы определения и устранения неисправностей;
– правила дорожного движения;
– схему маршрута, особенности и опасные участки маршрута;
– порядок вызова техпомощи, подачи заявки на ремонт и оформления возврата автобуса в парк по техническим отказам;
– порядок работы с микрофоном, перечень обязательных объявлений;
– действующие формы оплаты проезда в наземном городском пассажирском транспорте общего пользования;
– способы связи с оперативным персоналом службы движения и работниками парка;
– порядок оформления путевых листов, билетно-учётных документов;
– особенности эксплуатации автобуса в осенне-зимних условиях;
– памятку водителя транспортного средства по предупреждению террористических актов на подвижном составе;
– влияние погодных условий на безопасность вождения транспортного средства;
– способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;
– сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра;
– основы трудового законодательства;
– правила внутреннего трудового распорядка;
– правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
– правила пользования средствами индивидуальной защиты;
– приемы оказания первой доврачебной помощи при несчастных случаях.
Новое время труда водителей
С 01.01.2021 меняется допустимое время управления автомобилем:
Как стало с 01.01.2021
Как было
- 9 часов;
- 2 раза в неделю разрешается увеличить время вождения до 10 часов;
- дополнительные 2 часа можно использовать для завершения перевозки или чтобы доехать до стоянки
- 9 часов;
- при суммированном учете рабочего времени разрешается увеличение до 10 часов 2 раза в неделю
- водителям междугородней перевозки при необходимости добраться до места отдыха;
- водителям организаций здравоохранения, коммунальных и аварийных служб, связи и др.
- Водителям регулярных городских и пригородных маршрутов;
- водителям в составе вахтовых бригад
Какие перерывы предусмотрены в работе?
Качество и безопасность напряжённого труда водителя автобуса немыслимы без грамотно спланированных и чётко соблюдаемых перерывов в работе. Они подразделяются на:
- Специальные перерывы в течение смены, которые предусмотрены для всех водителей. Первый из них наступает после 4 часов управления автобусом, а последующие должны происходить через каждые 2 часа. Специальный перерыв не предоставляется в случае его совпадения со временем обеда.
- Перерывы, предназначенные для приёма пищи и отдыха, могут длиться от 0,5 часа до 2 часов. Если смена продолжается свыше 8 часов, то предусмотрены 2 перерыва, в сумме составляющие от 0,5 часа до 2 часов.
- Междусменные перерывы в процессе ежедневной отчётности должны в 2 раза превышать длительность смены. При этом в междусменный отдых засчитываются обеденный перерыв.
Зачем нужна аттестация водителей
Комплекс мероприятий в рамках аттестации стимулирует персонал для постоянного личностного и профессионального роста. Сотрудники осознанно стремятся повысить свою квалификацию, поскольку итоги аттестационной комиссии напрямую определяют возможность карьерного роста и повышения оклада.
Профессиональное тестирование водителей поддерживает личный интерес каждого из них к овладению смежными специальностями и к совершенствованию мастерства.
При помощи подготовки и реализации аттестации вырабатывается заинтересованность персонала в повышении качества выполняемых работ. Кроме того, зная, что уровень профессионального мастерства подлежит периодической оценке, водитель вырабатывает в себе чувство ответственности за результаты своего труда.
Аттестационная система работает на повышение конкурентоспособности предприятия. Если аттестация водителей на соответствие занимаемой должности подготовлена грамотно и проведена со всеми законодательными нюансами и корпоративными требованиями, то у руководства есть возможность сформировать действительно профессиональную сильную команду, с которой можно расширять бизнес и выводить на рынок высококачественные услуги.
Что касается системы поощрения членов коллектива, которые успешно сдали все тесты, то это также один из стимулов водителей и способ выработки серьезного отношения к собственным трудовым обязанностям.
Аттестация водителя автобуса и погрузчика
К работе водителя автобуса предъявляются особые требования. Большой процент аварийности, связанным с данным видом транспорта, обязывает руководителей ужесточить контроль в этой области и систематически проводить профессиональное тестирование среди этой категории работников.
Аттестация водителей автобусов является обязательной для всех, каким бы видом транспорта они ни управляли. Например, сюда относятся и водители малогабаритных маршрутных автобусов, и рядовых таксистов.
Водитель, отказавшийся от плановой аттестации, может быть уволен. Министерство транспорта объясняет такую позицию тем, что она поможет повысить квалификационный уровень водителей и одновременно минимизировать процент непрофессиональных работников в данной области.
Аттестация рабочего места по условиям труда водителя ТС
Рабочее место водителя периодически аттестуют, чтобы оценить состояние условий труда. Эти работы выполняет специализированная экспертная организация, привлеченная работодателем на договорной основе, при условии соответствия исполнителя предусмотренным законодательством требованиям.
Работы выполняют в порядке, установленном утвержденной методикой, чтобы избежать субъективности в оценке неблагоприятных обстоятельств и объективно выдержать правила проведения данной процедуры.
В составе комиссионной группы присутствует аттестованный эксперт, производящий измерения. Проверку организует администрация предприятия, обязанная предоставить исполнителю необходимую документацию и разработать меры по итогам проведенного обследования.
Порядок аттестации регламентирован Федеральным законом № 426-ФЗ, принятым в декабре 2013 года.
Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса
В завершение предлагаю Вам рассмотреть пример. Режим труда и отдыха водителя пригородного автобуса, работающего по суммированному учету рабочего времени:
Действия водителя | Пн | Вт | Cр | Чт | Пт | Сб | Вс |
Предрейсовый медицинский осмотр | 7:30 | 6:00 | 17:00 | 14:00 | 14:00 | ||
Управление автобусом | 7:45 | 6:15 | 17:15 | 14:15 | 14:15 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | ||||||
Управление автобусом | 17:15 | ||||||
Перерыв | 11:45 | ||||||
Обед | 13:45 | 10:00 | 21:00 | 19:00 | 17:00 | ||
Управление автобусом | 14:45 | 11:00 | 22:00 | 20:00 | 18:00 | ||
Специальный перерыв для отдыха | 17:00 | 14:30 | 22:00 | ||||
Управление автобусом | 17:15 | 15:15 | 22:15 | ||||
Специальный перерыв для отдыха | 19:30 | 00:00 | |||||
Управление автобусом | 20:00 | 00:30 | |||||
Послерейсовый осмотр | 20:45 | 16:45 | 01:45 | 01:45 | 20:45 | ||
Междусменный отдых | 21:00 | 02:00 | 02:00 | 21:00 | |||
Еженедельный отдых | 17:00 | ||||||
Рабочее время, ч | 10,5 | 10 | 8 | 11 | 6 |
Какими качествами должен обладать водитель автобуса
В соответствии с квалификационными требованиями, утвержденными Приказом Министерства Транспорта России № 287 от 28.09.2015, водитель автобуса, помимо стандартных условий, предъявляемых к перевозчикам категорий В и ВЕ, должен знать:
- особенности законодательства РФ в областях автобусных перевозок пассажиров;
- законодательные акты в отношении обязательного страхования ответственности водителя за причинение вреда имуществу, здоровью и жизни пассажиров.
Навыки, которыми должен обладать водитель пассажирского автобуса:
- умение проверять исправность ТС перед поездкой и после нее;
- обеспечение безопасной посадки, транспортировки и высадки пассажиров;
- использование в работе тахографов.