Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение и окончание исполнительного производства. Просто и доступно.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Основания для прекращения исполнительного производства
В Гражданско-правовом кодексе Российской Федерации все причины, по которым могут быть прекращены исполпроизводства, разделены на несколько категорий.
В первую входят основания, при которых Сторона ответчика выбыла и не может быть заменена. Например, этот параграф закона применяется, если должник скоропостижно скончался. Чаще всего, долг, а соответственно, и исполнительное производство, переходят наследнику согласно правопреемству. Однако бывают ситуации, когда это невозможно: наследников нет или обязанности не могут быть реализованы приставами. В этом случае, дело полностью закрывается по решению суда.
Кроме того, исполпроизводство может прекратить сам пристав, если одна из сторон исключена из Единого государственного реестра юридических лиц.
Вторая категория причин для прекращения работы приставов – это истечение срока действия документов. В этом случае, специалисты прекращают исполнительное производство, если сам лист уже недействителен или был отменен в суде, так же, как и судебный акт, на основании которого возбуждено взыскание долгов с гражданина.
Сюда же относятся следующие причины:
- Суд прекратил действие исполнительного листа.
- Суд прекратил взыскания по делу об административном правонарушении.
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
При наличии каких оснований оканчивается исполнительное производство?
Окончание ИП – процедура, которая проводится по закрепленному в законе алгоритму. Часть должников ошибочно считает, что оплата долга автоматически приводит к закрытию производства. Отчасти это так. Исполнение обязательств действительно является основанием для окончания ИП, но только если у пристава есть подтверждение этому – платежное поручение, банковская квитанция, расписка от взыскателя о возврате долга. Чтобы производство перешло в категорию оконченных, СПИ выносит Постановление об окончании ИП и совершает ряд других процессуальных действий.
Основаниями для окончания любых ИП (в том числе сводных и ИП неимущественного характера) являются:
- Исполнение должником требований в исполнительном документе.
- Возвращение исполнительного документа по требованию судебного органа или по просьбе взыскателя.
- Истечение срока давности по взысканию.
- Финансовая несостоятельность должника.
- Направление исполнительного документа по месту получения должником дохода.
- Решение суда.
Срок осуществления исполнительного производства
Срок осуществления исполнительного производства — это период времени, в течение которого с должника должна быть взыскана сформировавшаяся у него задолженность. Все сроки действий, выполнение которых направлено на взыскание долга, установлены ст. 36 ФЗ № 229.
Согласно этой статье, все требования, изложенные в исполнительном документе, должны быть выполнены в течение 2 месяцев с момента начала исполнительного производства.
Но, течение 2 месяцев прерывается согласно ч. 7 этой же статьи. В период осуществления исполнительного производства не включается время:
⦁ в течение которого проведение исполнительных действий было отложено;
⦁ в течение которого осуществление исполнительного производства было приостановлено;
⦁ отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа;
⦁ когда какой-либо из участников исполнительного производства обратился в суд или иной компетентный орган с заявлением о разъяснении положений документа;
⦁ в течение которого действовало постановление о назначении специалиста, привлекаемого к процедуре реализации исполнительного производства;
⦁ проведения процедуры реализации имущества, конфискованного у должника (она считается завершенной в момент поступления денежных средств от продажи собственности на банковский счет службы судебных приставов).
В каких случаях происходит окончание исполнительного производства
Окончание исполнительного производства – это процессуальное действие, совершаемое судебным приставом-исполнителем или судом (арбитражным судом) и означающее фактическое исполнение исполнительного документа, или случаи, когда исполнительные действия не производятся.
Закон об исполнительном производстве предусматривает различные формы окончания исполнительного производства, которые могут быть разделены на две группы.
В первую группу следует отнести окончание исполнительного производства в связи:
· с фактическим исполнением требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47);
· с фактическим исполнением за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47);
· с направлением исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое (п. 5 ч. 1 ст. 47);
· с направлением копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47).
Во вторую группу следует отнести окончание исполнительного производства:
· без производства исполнительных действий по причинам возвращения взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 закона об исполнительном производстве (п. 3 ч. 1 ст. 47);
· в случае возвращения исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ (п. 4 ч. 1 ст. 47);
· в случае ликвидации должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 закона об исполнительном производстве (п. 6 ч. 1 ст. 47);
· в случае признания должника-организации банкротом и направления исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 закона об исполнительном производстве (п. 7 ч. 1 ст. 47);
· в случае истечения срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 закона об исполнительном производстве), независимо от фактического исполнения этого акта (п. 9 ч. 1 ст. 47).
Общим для отмеченных форм окончания исполнительного производства является то, что юридически окончание исполнительного производства оформляется путем вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства.
Исполнительное производство: время совершения, действия судебного пристава
В данном цикле статей представлена общая информация об исполнительном производстве, которая носит информативный характер и не может быть использована как исчерпывающая инструкция или руководство к действию.
В тексте приведены выдержки из Федерального Закона «Об исполнительном производстве».
Некоторые статьи приведены с комментариями Председателя Комитета по работе с проблемными кредитами Ассоциации Банков Северо-Запада Мартынова Олега Викторовича и ответами на вопросы заемщиков, обратившихся в Ассоциацию Банков Северо-Запада.
Суд вынес решение о взыскании с Вас как с должника денежной суммы. Возникают вопросы: «Что далее будет происходить? Как будут развиваться события? Каково правовое регулирование в данной ситуации? Что необходимо знать, чтобы понимать свои права и обязанности, как стороны исполнительного производства?».
Как приставы прекращают исполнительное производство?
Как остановить исполнительное производство у судебных приставов? Оно прекращается в случаях:
- принятия судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа по вышеуказанным основаниям;
- принятия судом отказа взыскателя от взыскания;
- утверждения судом мирового соглашения, соглашения о примирении между взыскателем и должником;
- отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
- внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;
- если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;
- прекращения алиментных обязательств по основаниям, предусмотренным абзацем вторым пункта 2 статьи 120 Семейного кодекса Российской Федерации;
- признания безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- если исполнительный документ содержит требование о взыскании государственной пошлины по рассмотренному судом делу о взыскании задолженности по платежам в бюджет, в отношении которой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, принято решение о признании ее безнадежной к взысдлчаовоапроканию;
- прекращения обязательств заемщика — физического лица перед кредитором-залогодержателем в соответствии с пунктом 5 статьи 61 Федерального закона от 16 июля 1998 года N 102-ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» (далее — Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости»).
Прекращение ИП взыскателем
При отмене судебного акта, ставшего основанием для прекращения исполнительного производства, либо изменении обстоятельств, послуживших основанием для прекращения исполнительного производства, оно возобновляется по заявлению взыскателя или инициативе судебного пристава-исполнителя.
Итак, в отличии от суда, который вправе определять законность прекращения исполнительного производства самостоятельно, судебный пристав-исполнитель (СПИ) прекращает исполнительное производство либо на основании судебного акта, либо по безусловным основаниям установленным законом. В любом случае без постановления СПИ прекращение исполнительного производства невозможно.
Иными словами одного решения суда мало, нужно обратиться с заявлением о прекращении исполнительного производства в службу судебных приставовов.
Прекращение или окончание исполнительного производства — разница
После прекращение исполнительного производства судебным приставом исполнительный документ остается в материалах дела и не может быть повторно предъявлен к исполнению. При окончании эту бумагу возвращают взыскателю.
Прекращение исполнительного производства судом или приставом означает, что по данному исполнительному листу производство больше не будет возбуждено. При этом окончание процедуры не препятствует повторной подаче документа к исполнению.
Пример
Если в процессе работы пристав понимает, что у должника нет имущества и официального заработка, он выносит постановление об окончании исполнительного производства за невозможностью взыскания. Документы возвращают взыскателю. Он может подать их вновь.
Если исполнительное производство прекращено, возобновить его не получится.
Возбуждение исполнительного производства.
Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.
Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
- исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Окончание исполнительного производства.
Под окончанием исполнительного производства понимаются различные исполнительные действия, которые влекут за собой завершение исполнительных действий по конкретному исполнительному документу с самыми различными правовыми последствиями, среди которых может быть как сохранение права на возбуждение исполнительного производства, так и утрата такого права либо продолжение исполнительного производства в другом подразделении Службы судебных приставов. В этом смысле окончание исполнительного производства — не самостоятельное основание завершения исполнительного производства, а институт, объединяющий различные основания для завершения исполнительного производства, содержащиеся в гл. 1 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Согласно ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство оканчивается по следующим основаниям:
1. Фактическое исполнение исполнительного документа (п. 1 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеется в виду самый оптимальный вариант окончания исполнительного производства — реальное исполнение должником или судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, т.е. передача имущества, денежных средств, совершение соответствующих периодических действий должником и т.д., следовательно, исполнение судебного акта либо акта иного органа.
2. Фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство.
3. Возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
4. Возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ. Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны органа, выдавшего исполнительный документ.
5. Направление исполнительного документа из одного подразделения судебных приставов в другое. В данном случае имеется в виду направление исполнительного документа в другую Службу судебных приставов по правилам ст. 33 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
6. Ликвидация должника-организации и направления исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
7. Признание должника-организации банкротом и направление исполнительного документа конкурсному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В соответствии со ст. 126 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве).
8. Направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом (п. 8 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
9. Истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 Федерального закона «Об исполнительном производстве») независимо от фактического исполнения этого акта. Подлинник исполнительного документа в случаях, предусмотренных п. 1, 2, 8 и 9 ч. 1 ст. 47 Федерального закона «Об исполнительном производстве», остается в оконченном исполнительном производстве. В остальных случаях в оконченном исполнительном производстве остается копия исполнительного документа. Об окончании исполнительного производства выносится постановление с указанием основания окончания. В постановлении об окончании исполнительного производства отменяются розыск должника, его имущества, розыск ребенка, а также установленные для должника ограничения, в том числе ограничения на выезд из Российской Федерации и ограничения прав должника на его имущество.
Основания для закрытия производства
Исполнительные документы существуют для обеспечения судебных исков (как правило, в интересах кредиторов). В случае добровольного неисполнения решения суда установлены жесткие законодательные нормы: в определенный момент времени в игру вступают судебные приставы.
ФССП возбуждает дела не только для истребования денежных обязательств, но и для восстановления имущественных прав на недвижимость, в процессе исковых разбирательств или для возврата собственности. Исполнительное производство инициируется на основании судебного решения, судебного приказа и нотариальной надписи.
Закрыть производство можно по вердикту либо суда, либо судебного пристава. Сотрудник ФССП принимает решение самостоятельно или по заявлениям сторон, а суд прекращает производство на основании заявлений (одной из сторон или того же пристава).
Форма заявления установлена Приказом ФССП.
Как возобновить исполнительное производство после его прекращения
- отменено судебное решение, которое послужило причиной прекращения производства;
- изменились обстоятельства, которые легли в основу прекращения производства.
Инициатором возобновления в этой ситуации может быть как взыскатель (для этого ему нужно подать в ФССП заявление), так и пристав.
В ряде случаев исполнительное производство может быть приостановлено судом или приставом-исполнителем (ст. 39–40 Ззакона № 229). Главное основание для возобновления исполнительного производства — это устранение обстоятельств, из-за которых оно было приостановлено (ч. 2 ст. 42).
Чтобы суд возобновил согласно ч. 1 ст. 438 ГПК РФ приостановленное по его решению производство, требуется:
- Подача взыскателем или приставом соответствующего ходатайства.
- Фактическое устранение препятствующих ходу исполнительного производства оснований.
Кроме того, согласно ч. 2 указанной выше статьи ГПК, срок, на который изначально приостановлено производство, может быть сокращен судом.