Что является вторым высшим образованием?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что является вторым высшим образованием?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Начнем с того, если выбирать между возможностью поступить в магистратуру бесплатно и платить за второе высшее, то первое обойдется дешевле. Обычно обучение на бакалавриате оценивается дешевле, чем в магистратуре. По закону, человек имеет право один раз учиться бесплатно на каждой ступени высшего образования. Если его по каким-либо причинам не устраивает вуз, то можно попробовать подать документы в другой – тоже на бюджет.

Перспективы и навыки: что студент получает и на что может рассчитывать в будущем?

Магистратура – это достаточно узконаправленное и специализированное образование. Она предполагает, что у студента есть уже определенный багаж знаний, и ему нужно только добрать и углубить недостающие.

Несмотря на то, что в России у абитуриентов нет образовательных ограничений при поступлении (в Германии, к примеру, после конкретной программы пойти учиться дальше не по специальности практически невозможно, необходимо добрать курсы), чаще всего молодые люди выбирают ту магистратуру, которая пересекается со специальностью, полученной ими ранее.

Поступление предполагает сдачу экзаменов или участие в конкурсе портфолио, а это значит, что, в противном случае, абитуриенту самостоятельно придется осваивать программу другой специальности, чтобы пройти на программу.

Плюс в том, что в магистратуре, как и в бакалавриате, есть бюджетные места, на которые может рассчитывать любой абитуриент, достаточно выиграть конкурс и обойти конкурентов.

Магистратура чаще всего состоит из курсов по выбору, которые студенты выбирают при поступлении. Это дает возможность выстроить собственный узконаправленный трек обучения. Кроме того, магистранты учатся вечером, что дает возможность совмещать учебу со стажировкой или работой.

Диплом магистранта нередко выглядит более солидно перед работодателем. Он показывает, что профессия освоена глубоко, возможно, что с получением дополнительных навыков из смежных сфер (к примеру, если диплом бакалаврианта – филологический, а магистратуры – журналистский).

Также это дает возможность отсрочить еще на два года взрослую жизнь и попробовать себя в качестве стажера, параллельно получая практические знания и навыки.

Кроме того, работодатели в последние годы все чаще требуют от кандидатов не только диплом бакалавра, но и магистранта, так как считается, что магистрант смог получить более глубокие знания в конкретном деле и его можно считать квалифицированным специалистом, в отличие от бакалавра.

Второе высшее образование – это освоение новой специальности, приобретение общих и фундаментальных знаний.

Второе высшее образование необходимо тем, кто разочаровался в своей профессии/специальности или нашел себя в совершенно новом деле и осознал, что ему необходимы новые знания и полноценный диплом для работы в этой сфере.

Второе высшее – это хороший плюс в ваше портфолио. Такой диплом доказывает, что вы более многофункциональны и можете совместить несколько специальностей, выполнить более широкий спектр задач. Кроме того, если у вас хватило сил снова вернуться в стены вуза и стать студентом, совмещая обучение с основной работой, то это определенно может служить доказательством вашей целеустремленности и заинтересованности в новом деле.


Отличия второго высшего образования от магистратуры

Второе высшее образование будет обязательно платное. Но 2 года магистратуры и 4 года бакалавриата – это разная цена.

Если судить по степени усвоения материала, то за 4 года есть возможность хорошо освоить новую специальность, если сменить ее кардинально. Очень сложно учить новый материал и одновременно писать по нему научную работу. На это будет уходить практически все время. Если не работать – одно дело, если весь день будет занят, то очень сложно. Нужно реально оценить свои силы или идти на курсы переподготовки.

Читайте также:  Пособия на погребение в 2023 году кто платит

С другой стороны – потраченное время. По новой специальности студенту никто не сократит учебный процесс, так как профильные предметы он должен освоить и сдать экзамены. 2 года и 4 – есть разница. Либо напрягаться изо всех сил 2 года, либо спокойно учить материал 4 года. Здесь придется выбирать между ценой и временем.

Диплом о высшем образовании после магистратуры и диплом об окончании бакалавриата – это тоже разница. Вас никто не допустит к преподавательской работе без научной степени. Если планируете посвятить жизнь учительству, лучше поступать в магистратуру.

Могут быть и косвенные отличия, например, в рейтинге учебного заведения. Учился человек в областном центре и вдруг нашел приглашение на бакалавриат из столичного вуза, но по другой специальности. Понятно, что уровень преподавания будет отличаться. Московский бакалавриат может дать намного больше, чем местная магистратура. Если все дело в качестве знаний, то нужно идти за знаниями, где бы их не предлагали – хоть в колледж.

ИТОГ – стоит ли идти в магистратуру

Сказать однозначно, стоит ли идти в магистратуру, не представляется возможным. Бывают совершенно разные причины, которые могут быть важными для людей. Например, если студент хочет стать преподавателем или ученым, то ему обязательно нужно идти в магистратуру.

Однако если вас заставляют поступать против вашей воли, то стоит подумать. Готовы ли вы потратить 2-3 года на получение диплома, который будет лежать всю жизнь в далеком углу и пылиться?

Можем сказать одно, если вы все-таки решите поступать в магистратуру, то учитесь не ради кого-то, а ради себя. Не тратьте свое время впустую, а узнавайте новую информацию и впитывайте в себя все знания.

Чем различаются дипломы бакалавра и специалиста

Кроме самого звания — «бакалавр» или «специалист» по какому-то направлению — в дипломе специалиста дополнительно указывается еще и точная специальность: юрист, психолог, инженер.

Если изучить приложение к диплому, где указаны учебные дисциплины и затраченное на них время, можно увидеть, что у этих двух программ обучения разная глубина охвата предметов.

Выпускникам специалитета предоставляется больше карьерных возможностей. Бакалавр сможет поравняться со специалитетом только после того, как окончит магистратуру.

Вот наглядный пример того, как отличаются уровни подготовки и компетенций выпускников двух разных программ обучения (бакалавриата и специалитета) на юридическом образовании:

  1. Бакалавриат – Юриспруденция. Выпускник в целом хорошо подкован в законодательстве, может работать с документацией, проводить консультации, представлять частное лицо или компанию в суде. Но для получения специальных знаний придется осваивать ремесло на практике или в ходе обучения на следующей ступени образования.
  2. Специалитет – Судебная экспертиза. Здесь студенту передаются узкопрофильные знания по предмету. Выпускник может сразу расследовать преступления и проводить судебные экспертизы, так как его уровень знаний позволяет это сделать.

Диплом бакалавра включает лишь общее направление.

Обучение в магистратуре имеет общие черты с бакалавриатом, но имеются и различия. Главное из них – это все два года обучения направлены на написание итоговой работы, или магистерской диссертации. Она может быть продолжением бакалаврской дипломной работы или иметь самостоятельную тематику. Все практики, которые проходят студенты, направлены на наработку материала для диссертации.

Помимо этого, обучение после бакалавриата или специалитета имеет следующие отличительные черты.

  • Упор на самостоятельную работу. Во многих вузах студенты получают список литературы, которую им необходимо освоить. При этом количество лекций значительно сокращается по сравнению с бакалавриатом, что дает возможность совмещать обучение с работой. Большую часть аудиторных занятий составляют семинары, на которых студенты представляют свои аналитические работы.
  • Больше практики, чем теории. Занятия проводят преподаватели, которую имеют не только научную степень, но и практический опыт. Достаточную часть программы занимают практики, которые проходят в заведениях, связанных со специальностью. Они дают не только научно-исследовательскую базу, но и являются основанием для дальнейшего трудоустройства.
  • Активная подготовка к будущей работе по специальности. Важна часть обучение – имитация реальных рабочих ситуаций, проведение тренингов, деловых игр, подробный разбор кейсов из практики.
  • Научно-исследовательская деятельность. Помимо написания магистерской диссертации, студенты участвуют в конференциях, готовят доклады и презентации, публикуют в научных журналах исследовательские статьи. Большое количество таких работ и наград за них может стать преимуществом при поступлении в аспирантуру или при трудоустройстве.

Это форма высшего послевузовского образования для подготовки учёных и преподавателей университета. Стать аспирантом можно после специалитета или магистратуры, сдав профильные вступительные экзамены.

Программа предполагает изучение профильных дисциплин и сдачу экзаменов кандидатского минимума, написание и публикацию научных статей и докладов под кураторством научного руководителя, а также выступления на научных конференциях. Большую часть времени аспирант тратит на самостоятельное написание кандидатской диссертации, которую потом защищает перед диссертационным советом.

Обучение длится 3—4 года. По окончании, при успешной защите кандидатской диссертации, выпускнику присваивают учёную степень кандидата наук.

Учёная степень кандидата наук даёт возможность стать не просто преподавателем вуза, как магистры, а доцентом кафедры или старшим научным сотрудником. Также кандидат наук получает надбавку к зарплате, освобождается от службы в армии и становится более конкурентоспособным на рынке труда.

У обоих вариантов обучения есть свои заблуждения:

  • Миф № 1. «Магистратура дает полноценное высшее». Присоединение отечественных вузов к Болонской системе сократило срок обучения на год. Из-за этого стали считать бакалавриат неоконченным высшим. Так выросло убеждение, что высшее образование считается оконченным только после магистратуры. На самом деле, диплом бакалавра – это вышка I ступени, а магистратура – II ступень, которая, кроме специальности, дает академическую степень.
  • Миф № 2. «Разницы нет вообще». Студенты воспринимают магистратуру как второе высшее. Это не совсем так. Хоть и поступая на магистратуру можно выбрать любую специальность, но там вы получите более глубокие знания в узком профиле. Это позволит сменить специальность или немного ее скорректировать.

Второе высшее позволит выбрать то направление, которое вообще никак не связано с первым образованием.

Понять, что такое магистратура, можно при сравнении новой системы получения знаний с распространенной в России ранее. До недавнего времени просвещение происходило на протяжении пяти лет, по итогу которых выпускник считался специалистом.

Категоризировалась эта подготовка как специалитет. Сегодня многоуровневая система предполагает несколько этапов обучения. Основа или первый этап в виде бакалавриата является законченным высшим образованием. Точнее его первой ступенью. Затем следует магистратура.

Болонская схема предполагает следующую поэтапность в обучении:

  • Бакалавриат — 4 года.
  • Магистратура — 2 года.
  • Аспирантура — 3 года.

Кроме сопоставления с существовавшей ранее системой понятие магистратуры раскрывается и при ее сравнении с бакалавриатом. Последний представляется в виде нескольких курсов с прохождением общих дисциплин, но в своем направлении (филологическим, техническом и т.д.). Здесь преподаются более углубленные знания, чем в школе, но они не являются адаптированными и глубинными по определенной специальности. Магистратура же выступает первым шагом к научной деятельности и профилирует обучающегося по конкретной специализации.

Получение нескольких высших образований это специфическая практика, широко распространенная на просторах Российской Федерации. Зарубежное образование в высших учебных заведениях более мобильное или гибкое. Оно предполагает изменение курса обучения уже на первых этапах. Российское вопреки ему более стабильно и монументально. Поэтому было принято решение о присоединении к болонской системе обучения. Благодаря ей можно несколько изменить и расширить теоретические и практические знания, что будет отражено в итоговом дипломе.

Вторым высшим образованием следует считать полноценное обучение также длиною 4-6 лет, получаемое по окончанию или же параллельно иному диплому. То есть магистратура не является таковым. Для обывателей остается открытым вопрос о том, чем же считать бакалавриат. Это первичная ступень высшего образования, также предполагающая выпуск дипломированных специалистов, готовых к работе (но подходящих не для всех уровней профессиональной деятельности).

Преимущества степени магистра

К преимуществам обучения на магистратуре можно отнести:

  • Магистр — это академическая степень, которая присуждается во всем мире. Магистратура — это право и возможность реализовать себя в других странах.

  • Магистр может официально заниматься научной деятельностью. Есть возможность попробовать свои способности в роли преподавателя. Получение степени магистра дает возможность обучения в аспирантуре.

  • При обучении на бюджетной форме студентам предоставляется общежитие.

  • Дополнительные 2 года обучения продлят веселую студенческую жизнь.

  • Молодые люди получают отсрочку от армии.

Выпускники вузов до 2012 года

В 2012 году Россия перешла на Болонскую систему образования. Если раньше специалитет приравнивался к бакалавриату, то теперь он представляет собой отдельное самостоятельное образование. В дипломах старого образца, полученных до вступления в силу нового федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» (1 сентября 2013 года), указывается, что выпускник является «дипломированным специалистом». По статусу это то же самое, что степень бакалавра. Поэтому им и доступны бюджетные места в магистратурах вузов. Дипломы нового образца, выданные после 2013 года, также имеют графу «специалист», однако здесь на бюджетное место в магистратуре можно не рассчитывать. Последующее обучение с таким дипломом приравнивается к получению второго высшего образования.

Читайте также:  Что делать, если вас оскорбили

Магистратура: это второе высшее образование

Получение нескольких высших образований это специфическая практика, широко распространенная на просторах Российской Федерации. Зарубежное образование в высших учебных заведениях более мобильное или гибкое. Оно предполагает изменение курса обучения уже на первых этапах. Российское вопреки ему более стабильно и монументально. Поэтому было принято решение о присоединении к болонской системе обучения. Благодаря ей можно несколько изменить и расширить теоретические и практические знания, что будет отражено в итоговом дипломе.

Вторым высшим образованием следует считать полноценное обучение также длиною 4-6 лет, получаемое по окончанию или же параллельно иному диплому. То есть магистратура не является таковым. Для обывателей остается открытым вопрос о том, чем же считать бакалавриат. Это первичная ступень высшего образования, также предполагающая выпуск дипломированных специалистов, готовых к работе (но подходящих не для всех уровней профессиональной деятельности).

Плюсы и минусы второго бакалавриата

Возникает вопрос: какую программу все-таки выбрать: бакалавриат для получения второго высшего или магистратуру? Тут все зависит от конкретных целей.

Плюсы бакалавриата:

  • Можно выбрать новую специальность с «нуля», никак не связанную с предыдущей.
  • Получение «базовых» знаний по специальности.
  • Возможность зачесть общеобразовательные предметы и сократить срок обучения либо учиться по индивидуальной программе.

Минусы бакалавриата по сравнению с магистратурой:

  • Второе высшее на бакалавриате в России получают только платно (если первое было бесплатным).
  • Магистратура, в отличие от бакалавриата, является более высокой образовательной ступенью.
  • После окончания даже второго бакалавриата нельзя поступить в аспирантуру.
  • Углубить знания по специальности лучше в магистратуре.
  • Программы бакалавриата рассчитаны на 3–4 года, а магистратуры — на 1–2 года. При платной учебе на магистратуре экономится не только время, но и деньги.

В каких случаях магистратура будет считаться вторым высшим образованием?

Пунктом 2 части 8 статьи 69 закона оговорены следующие нюансы.

Вторым высшим образованием магистратура считается только для тех, кто поступил уже с дипломом специалиста или магистра. Вместе с тем в конце 2014 года в закон внесены изменения, ограничивающие часть специалистов в получении второго образования после окончания магистратуры.

Так считается ли вторая магистратура вторым высшим образованием? Ответ – да. Если гражданин поступил, уже имея диплом магистра, завершив обучение, он получит еще одно высшее образование.

Могут ли бакалавры получить второе высшее образование после магистратуры? Ответ положительный. Бакалавр, окончивший магистратуру, будет считаться магистром и, соответственно, получит дополнительное высшее образование, поступив на интересующую его программу высшего образования.

Особенности обучения по магистерской программе

В соответствии с Федеральным законом об образовании в РФ, поступить на магистратуру могут только лица, имеющие первую степень высшего образования (бакалавр или специалист). Отбор студентов осуществляется на конкурсной основе.

Обучение возможно в бюджетной и коммерческой форме. Студенты, учащиеся на бюджетных местах, могут получать стипендию и место в общежитии. Возможно совмещение получения образования и работы.

Для поступления в ВУЗ, необходимо предоставить следующие документы:

заявление (заполняет абитуриент в момент подачи документов);

диплом, подтверждающий получение высшего образования (оригинал и копия, наличие приложения обязательно);

паспорт гражданина РФ (оригинал и копия).

Вся подробная информация указана на официальном сайте учебного заведения.

Обучение на магистратуре длится 2-2,5 года, в зависимости от направления и сферы деятельности. В учебный процесс входят:

углубленная теоретическая подготовка;

приобретение практических профессиональных навыков;

проведение исследовательских и аналитических работ.

По большей части, процесс обучения строится на самостоятельном изучении материала.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *