Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Досудебные разбирательства по НК РФ являются обязательными. Лицу, которое хочет провести обжалование действий налогового органа в отношении себя, необходимо сначала подать жалобу в вышестоящий налоговый орган.
Досудебное разбирательство
Обязательное досудебное урегулирование налоговых споров происходит путем подачи жалобы, которая составляется в письменной форме с подписью заявителя или в электронной форме.
Подать жалобу на сегодняшний день можно лично в отдел, посредством Почты России, электронной почты, личного кабинета налогоплательщика или портала ГосУслуги.
Жалоба подается в свободной форме, в ней стоит указать следующее:
- Сведения о заявителе (ФИО/наименование, адрес);
- Сведения о налоговом органе (наименование, адрес);
- Указание на обжалуемый акт, действие или бездействие должностного лица;
- Мотивированное обоснование факта неправомерности акта, действия или бездействия должностного лица налогового органа;
- Требование заявителя;
- Указание на способ получения ответа на жалобу.
Также заявителем должны быть приложены документы, доказывающие основания для обжалования.
Когда жалобу оставят без рассмотрения
При получении жалобы вышестоящий налоговый орган в пятидневный срок имеет право не принять ее к рассмотрению в части или полном объеме по следующим основаниям:
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, а заявление о восстановлении срока не подано;
- Если прошел срок, установленный законодательством для подачи такого вида жалобы, но основания, указанные в заявлении о восстановлении срока, не являются уважительными;
- Если жалоба не была подписана заявителем;
- Если в течение срока рассмотрения жалобы, заявитель ее отозвал;
- Если ранее уже предпринималась попытка обжалования заявителем данного акта налогового органа, действий или бездействия его должностных лиц по этим же основаниям.
Порядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу
Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа.
Жалоба в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) по общему правилу подается в течение трех месяцев со дня, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав. К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.
В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы этот срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен соответственно вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.
Жалоба подается в письменной форме соответствующему налоговому органу или должностному лицу.
Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать на основании письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.
Какие действия представителей налоговой могут быть обжалованы
Деятельность налогового органа осуществляется в соответствии с нормами НК РФ, а также с учетом иных федеральных законодательных актов. Однако на практике зачастую это не всегда так. Такой вывод можно сделать исходя из числа претензий, направляемых налогоплательщиками для обжалования действий должностных лиц налоговых органов. Причем под «действием должностного лица» в данном случае понимают следующее: волеизъявление лица, имеющего определенную власть, но не выраженное в виде ненормативного акта, нарушающего права и свободы определенного лица, создавая тем самым препятствия для их реализации в полном объеме. В соответствии с указанным определением, перечень действий сотрудников ФНС, имеющих неправомерный характер и рассматриваемых в качестве основания для обжалования, довольно внушительный. Если обратиться к истории судебных разбирательств, то в качестве наиболее частных оснований для подачи жалобы можно выделить следующие:
Основания | В чем заключается нарушение |
По выдаче справок | Несоблюдение сроков на:
· обращение взыскания средств; · обращение взыскания на имущество, иную собственность · направление требований для уплаты налогов |
Начисление налогов | Если сведения о снятии с учета ТС, продажи квартиры или др. несвоевременно поступает в ФНС, то это может явиться причиной ошибочного направления уведомления на оплату |
Инкассовые поручения | Поводом для подачи жалобы обычно становиться несоблюдение должностными лицами установленного двухмесячного срока для направления инкассового поручения |
Контролирующие мероприятия | Например действия по:
· выемке документов · истребованию документов о ряда лиц · осмотру помещений налогоплательщика |
Бездействие (отказ выполнять какие-либо действия должностными лицами) | Отказ от выполнения действий, возложенных на должностное лицо обязанностей (например, невозврат денежных средств) |
Как обжаловать в суде решения налогового органа
В п.2 ст. 138 НК РФ сказано, что вы имеете право обратиться в суд в перечисленных ниже ситуациях:
- Налоговым органом в установленные сроки не было принято решение по жалобе, которую вы подали. Этот момент зафиксирован в п.6 ст.140 НК РФ;
- На поданную вами жалобу в вышестоящий налоговый орган пришел отрицательный ответ;
- Вы приняли решение обжаловать акт налогового органа, который был принят по итогам рассмотрения вашей жалобы (апелляционной жалобы).
Административное исковое заявление на ваше усмотрение подается в районный суд по месту нахождения налогового органа, который принимал оспариваемое вами решение. К примеру, по месту, где находится имущество, в отношении которого вам с ошибками исчислили налог и так далее. Или заявление можно подать по месту вашего жительства. Эти моменты прописаны в п.2 ч.2 ст.1, ст. 19, ч.1 ст. 22, ч.1,5 ст. 218, ч.3 ст. 24 КАС РФ.
Для данной процедуры установлен срок – это три месяца (п.4 ст. 138, ст. 142 НК РФ; ч.1 ст.219 КАС РФ):
- Со дня, когда истек срок принятия решения по жалобе (апелляционной жалобе), который установлен п.6 ст.140 НК РФ;
- Со дня, когда вы получили информацию о том, что налоговый орган принял решение по вашей жалобе (апелляционной жалобе).
Если у вас есть уважительные причины, то срок, в течение которого вы имеете право обратиться в суд, может быть восстановлен в суде. Этот момент прописан в п.30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 №36, ч.1 ст. 95, ч.5,7 ст. 219 КАС РФ.
Если вы обращаетесь в суд с административным исковым заявлением (жалобой), то вам понадобится уплатить госпошлину. Это сказано в с.103, ч.1 ст. 104 КАС РФ; пп.1 п.1 ст. 333.18 НК РФ.
Как обжаловать решение налоговой. Способы оспаривания налогового решения — Сбербанк
Как оспорить решение налоговой
Бизнесмен тоже способен ответить ФНС проверками и требованиями, если его права нарушают. Налоги начислены неправильно или инспектор необоснованно выставил штрафы? Повод писать жалобу.
Любой человек имеет право обжаловать действия налоговой, если считает их неправомерными, обратившись в вышестоящий налоговый орган — региональное управление Федеральной налоговой службы (УФНС).
Причин для жалоб предпринимателей на работу ФНС много. Например, бизнесмен не согласен:
- с начисленным налогом;
- с выводами комиссии после камеральной проверки в налоговой или выездной проверки в офисе компании;
- с применением штрафов и пени к предприятию.
Немало вопросов у налогоплательщиков возникает и при обжаловании взаимосвязанных ненормативных актов. Как известно, налоговым законодательством установлена процедура принудительного взыскания налогов, предполагающая последовательное принятие налоговым органом нескольких соответствующих ненормативных актов (решение о привлечении к налоговой ответственности, требование об уплате налога, решение о взыскании задолженности за счет денежных средств в банке, о взыскании задолженности за счет иного имущества налогоплательщика и т.п.).
При этом признание недействительным одного из них, как правило, сказывается на действительности остальных ненормативных актов и на процедуре принудительного взыскания в целом. Учитывая это, многие налогоплательщики, чтобы преодолеть истечение установленного законом срока для обжалования одного ненормативного акта, обжалуют по тем же основаниям ненормативный акт, принятый позднее (например, при пропуске сроков на обжалование решения о привлечении к налоговой ответственности обжалуют требование об уплате налогов).
Судебная практика. Для устранения такой практики Президиум ВАС РФ в Постановлении от 18.06.2013 N 18417/12 по делу N А78-3046/2012 присоединился к позиции тех судов, которые считают, что ненормативные акты налогового органа, принятые во исполнение вступившего в законную силу решения о привлечении к ответственности, не могут быть оспорены по мотиву необоснованности привлечения к налоговой ответственности и начисления налоговых платежей. Они могут быть оспорены только по мотиву нарушения сроков и порядка их принятия.
Иными словами, по мнению Президиума ВАС РФ, при оспаривании ненормативных актов налоговиков предмет доказывания должен быть ограничен тем актом, который обжалуется. Правомерность предшествующих решений налогового органа, послуживших основанием для вынесения оспариваемого налогоплательщиком акта, может оцениваться исключительно в случае, когда такое требование указано налогоплательщиком в просительной части жалобы (заявления).
Вместе с тем приведенная позиция нисколько не умаляет общего положения о том, что налогоплательщик вправе оспорить любой ненормативный акт налогового органа, принятый в рамках процедуры принудительного взыскания налогов, даже если решение о привлечении к налоговой ответственности (как основополагающий в такой процедуре документ) налогоплательщиком не обжаловалось. Этот вывод неоднократно подчеркивался высшими судебными инстанциями.
Судебная практика. В п. 48 Постановления Пленума ВАС РФ N 5 отмечено, что, поскольку в НК РФ не установлено иное, налогоплательщик вправе обжаловать в суд требование об уплате налога, пеней и требование об уплате налоговой санкции независимо от того, было ли им оспорено решение налогового органа, на основании которого вынесено соответствующее требование. Это же положение позже было продублировано в Определении Конституционного Суда РФ от 04.12.2003 N 418-О.
Повторное обжалование
И наконец, последний аспект, который хотелось бы затронуть в связи с рассмотрением особенностей обжалования ненормативных актов налоговых органов, — повторное обжалование ненормативных актов по иным основаниям. Встречаются ситуации, когда налогоплательщики, неудачно оспорив в вышестоящем налоговом органе или в суде ненормативный акт инспекции, находят новые основания для признания его недействительным и подают повторную жалобу.
Судебная практика. Президиум ВАС РФ в Постановлении от 26.06.2012 N 17292/11 по делу N А76-23228/2010 установил преграду распространению такой практики. Арбитражный суд надзорной инстанции отметил, что повторное обжалование ненормативного акта налогового органа препятствует рассмотрению этой жалобы в суде, поскольку в данном случае имеет место спор между теми же лицами по тому же предмету и по тем же основаниям, что и в предыдущем споре. В силу ст. 150 АПК РФ данное обстоятельство является основанием для прекращения производства по делу.
Более того, Президиум ВАС РФ указал, что при противоположном подходе по существу была бы допущена возможность ревизии вступившего в законную силу судебного акта по предыдущему спору путем инициирования повторного процесса оспаривания ненормативного акта со ссылкой на иные мотивы и доводы о нарушении налоговым органом иных норм материального права, помимо приведенных налогоплательщиком при первоначальном обращении в суд.
Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если по мнению этого лица такие акты, действия или бездействие нарушают его права.
Нормативные правовые акты налоговых органов могут быть обжалованы в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
Оснований для лишения налогоплательщика (и иных лиц) права на обжалование действующим законодательством не предусмотрено.
Объекты обжалования. Конкретизируя положения ст. 46 Конституции применительно к налоговой сфере, НК определяет объектом обжалования решения и действия (бездействие) налоговых органов и их должностных лиц. Обжалованию может быть подвергнута не только резолютивная, но и мотивировочная часть ненормативного акта налогового органа.
Нормативные правовые акты налоговых органов исключены из состава объектов, процесс обжалования которых устанавливается преимущественно НК. Их обжалование происходит в соответствии с действующим федеральным законодательством и дополнительно НК не регламентируется.
В установленном НК порядке подлежат обжалованию и те решения и деяния таможенных органов, которые были приняты на основании использования ими норм НК, предоставляющих таможенным органам полномочия налоговых органов.
Реализация права на обжалования. НК устанавливает два альтернативных способа реализации налогоплательщиком своего права на обжалование.
Налогоплательщик может реализовать процедуру обжалования:
– в вышестоящем налоговом органе (или у вышестоящего должностного лица налогового органа) (внесудебный порядок обжалования);
– в суде (судебный порядок обжалования).
Право на обжалование может быть реализовано двумя путями:
1) подачей письменной жалобы соответствующему налоговому органу или вышестоящему должностному лицу налогового органа;
2) подачей искового заявления или жалобы в суд.
Отсутствие в НК упоминания о возможности налогоплательщика обратиться за защитой своих прав в прокуратуру вовсе не лишает его этого права, установленного иными нормами действующего законодательства. В этом случае процесс обжалования будет проходить в порядке, урегулированном Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Полный перечень инстанций, рассматривающих в России жалобы налогоплательщиков, выглядит следующим образом:
– вышестоящее должностное лицо налогового органа;
– вышестоящий налоговый орган;
– органы прокуратуры;
– суды общей юрисдикции (в том числе Верховный Суд РФ);
– арбитражные суды (в том числе Высший Арбитражный Суд РФ);
– Конституционный Суд РФ.
По заявлению налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) исполнение обжалуемых актов, совершение обжалуемых действий могут быть приостановлены.
Общая характеристика судебного порядка обжалования. Судебный порядок обжалования является универсальной формой защиты налогоплательщиком своих прав. Обжалование в судебном порядке может быть проведено по отношению к любому акту налоговых органов, действиям (бездействию) их должностных лиц независимо от того, обжаловал ли налогоплательщик эти акты или деяния в ином порядке и имеются ли по жалобе иные решения, полученные во внесудебном порядке ранее. Напомним, что для нормативных актов налоговых органов предусмотрена исключительно судебная форма обжалования.
В рамках судебного порядка обжалования физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, получает возможность обжаловать не только сами акты или деяния налоговых органов и их должностных лиц, но и информацию, послужившую основанием для их совершения или принятия.
За судебным решением налогоплательщик может обратиться независимо от того, обращался ли он ранее с аналогичной жалобой в вышестоящий налоговый орган (к вышестоящему должностному лицу налогового органа) и вынесено ли на момент его обращения решение по жалобе.
С 1 января 2009 г. решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования этого решения в вышестоящем налоговом органе. В случае обжалования такого решения в судебном порядке срок для обращения в суд исчисляется со дня, когда лицу, в отношении которого вынесено это решение, стало известно о вступлении его в силу.
Объекты обжалования в суде. К актам налоговых органов и действиям (бездействию) их должностных лиц, которые могут быть обжалованы в судебном порядке, относятся принятие актов или совершение деяний коллегиально или единолично, в том числе представление официальной информации, ставшей основанием для совершения указанных деяний и принятия актов, в результате которых:
– нарушены права и свободы гражданина;
– созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;
– незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.
Основания для обжалования нормативных правовых актов налоговых органов могут быть сформированы путем обнаружения несоответствия обжалуемой нормы или в целом нормативного акта:
– Конституции;
– федеральным законам;
– нормативным правовым актам Президента РФ;
– нормативным правовым актам Правительства РФ.
Отдельные нормативные акты налоговых органов, которые отнесены действующим законодательством к группе затрагивающих права и свободы граждан и в связи с этим подлежащих обязательной регистрации в Минюсте России, могут быть обжалованы на основании отсутствия подобной регистрации.
Перечень инстанций, рассматривающих жалобы в судебном порядке. При судебном обжаловании налогоплательщик согласно действующему законодательству имеет возможность при условии соблюдения соответствующего порядка обратиться за защитой своего нарушенного права в одну из трех судебных систем РФ:
1) в суд общей юрисдикции;
2) арбитражный суд;
3) Конституционный Суд РФ.
В связи с тем, что налоговое законодательство относится к сфере публичного права, рассмотрение возникших на основе его правоотношений в третейском суде исключено.
Разграничение подсудности дел по обжалованию актов налоговых органов и деяний их должностных лиц происходит по критерию организационно-правового статуса субъекта, реализующего свое право (п. 2 ст. 138 НК):
– для организаций и индивидуальных предпринимателей – арбитражный суд;
– физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, – суд общей юрисдикции.
Следует помнить, что если обжалуемое действие (решение) отнесено действующим законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ, то оно подлежит исключительной подсудности данному суду.
На основании 137 статьи Налогового кодекса Российской Федерации у каждого налогоплательщика или налогового агента есть право на обжалование актов налогового органа, действий или бездействия должностных лиц.
Относительно различий материальных норм и процессуального порядка, нормативно-правовые акты Российской Федерации предусматривают определенное количество способов защиты прав налогоплательщиков: обратиться к Президенту Российской Федерации, на административном или судебном уровне, самостоятельно защитить свои права.
Президент Российской Федерации может обжаловать любые действия (бездействие) в лице контролирующего органа в области финансов. Также Президенту РФ можно обжаловать решения, предоставленные налоговыми органами или органами внутренних дел.
Административный способ предполагает, что потерпевшие будут обращаться за защитой и восстановлением нарушенных прав к вышестоящим органам власти в отношении органа, которым было принято решение или выполнено какое-либо действие. В административном порядке предполагается проведение упрощенного производства относительно поданных жалоб.
Помимо этого административным порядком не отрицается возможность того, что впоследствии пострадавший обратится в суд в поисках защиты.
Вместе с административным может применяться и судебный порядок. В основных налоговых отношениях для всех действителен общий порядок, который предусматривает действия на основании Закона Российской Федерации от 27 апреля 1993 года под номером 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». На основании данного закона предусматривается, что право на обжалование определенных действий есть у каждого гражданина, который считает, что:
-
его права и свободы были нарушены;
-
на него в незаконном порядке возложили обязанность;
-
его незаконно привлекли к ответственности;
-
были созданы препятствия для того, чтобы осуществить его права и свободы.
У юридических лиц — субъектов налогового права, есть права на то, чтобы обращаться в поисках судебной, если оспариваемые финансовые отношения оформлялись договором.
В последние годы заметно значительное усиление роли Конституционных Судов Российской Федерации относительно защиты нарушенного права и законного интереса в лице субъектов налогового права.
Полномочиями Конституционного Суда Российской Федерации, которые закреплены в 125 статье Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года под номером 1-ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», предусматривается возможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб (включая налоговую сферу) о:
-
соответветствии законов Конституции, точно так же, как и других нормативных актов;
-
разрешении вопросов по поводу компетенции между государственными органами;
-
конституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающих их права и свободы.