Процедура внешнего управления при банкротстве

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Процедура внешнего управления при банкротстве». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с нормами стат. 93 № 127-ФЗ внешнее управление вводится судебными органами на общий срок не больше 18 месяцев. Продление возможно по просьбе кредиторов банкрота, но не более, чем еще на 6 мес. Обязательно наличие соответствующих оснований – к примеру, внесение важных изменений в утвержденный план управления или достижение реально ощутимых результатов оздоровления предприятия и т.д. Общий срок санации и внешнего управления максимально не может превышать два года (п. 2 стат. 92 № 127-ФЗ).

Контроль за выполнением плана внешнего управления

Подтверждение функций, возложенных на внешнего управляющего, выполняется с помощью плана управления, разработать который необходимо в срок до 1 мес. со дня утверждения кандидатуры (п. 1 стат. 106 № 127-ФЗ). Документ должен соответствовать законодательным нормам, содержать срок восстановления состоятельности банкрота и обоснования для предпринимаемых мероприятий.

О ходе проводимых действий управляющий отчитывается собранию/комитету кредиторов. Отчет представляется по итогам руководства предприятием-должником по основаниям, предусмотренным в п. 1 стат. 117 № 127-ФЗ. Это, в первую очередь, оглашение результатов управления, полное погашение обязательств перед кредиторами, требования ряда лиц, а также другие основания для прекращения управления досрочно.

Обязанности арбитражного управляющего

  • принимать меры по защите имущества должника;
  • анализировать финансовое состояние должника и результаты его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности;
  • вести реестр требований кредиторов;
  • в случае выявления признаков административных правонарушений или преступлений сообщать о них в соответствующие органы;
  • предоставлять собранию кредиторов информацию о сделках и действиях, которые влекут или могут повлечь за собой гражданскую ответственность третьих лиц;
  • разумно и обоснованно осуществлять расходы, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  • выявлять признаки преднамеренного и фиктивного банкротства;

В качестве финансового управляющего может выступать гражданин Российской Федерации, состоящий в одной из СРО (саморегулируемой организации АУ). Для этого необходимо соответствовать следующим требованиям, согласно ст. 20 Закона № 127-ФЗ:

  • Наличие высшего образования
  • Стаж работы на должности руководителя
  • Стажировка в качестве помощника АУ
  • Пройденное обучение и сданный экзамен на должность АУ
  • Отсутствие наказания в виде дисквалификации при совершении административного проступка и запрет на ведение определенной деятельности
  • Отсутствие судимости
  • Наличие договора социального страхования
  • Внесение в СРО членских взносов

Отчет арбитражного управляющего

Арбитражный управляющий составляет следующие отчеты (заключения):

  • отчет временного управляющего;
  • отчет внешнего управляющего;
  • отчеты конкурсного управляющего — о своей деятельности, об использовании денежных средств должника, о результатах проведения конкурсного производства;
  • заключения административного управляющего — о ходе и результатах выполнения плана финансового оздоровления, о соблюдении графика погашения задолженности, об удовлетворении требований кредиторов в соответствии со статьями 87 и 88 Закона о банкротстве.

Вознаграждение и ответственность арбитражного управляющего в деле о банкротстве

Хоть АУ – ключевая фигура в процедурах несостоятельности, его работа не бесконтрольна. Кредиторы, сам должник всегда могут заявить о нарушениях в его деятельности. Управляющего могут отстранить от работы или привлечь к ответственности – административной, материальной и даже уголовной. СРО, в котором состоит АУ, строго контролирует его работу, а при наличии нарушений – аннулирует членство.

Читайте также:  Премия многодетным семьям Татарстан в 2023 году

Внешнему, временному, конкурсному управляющему, по закону, положено ежемесячное вознаграждение. В зависимости от процедуры банкротства оно варьирует от 15 000 до 45 000. Также предусмотрена процентная часть вознаграждения, величина которой зависит от балансовой стоимости активов предприятия. Вознаграждение финансового управляющего – 25 000 рублей. Предусмотрена и процентная часть – 7% от стоимости реализованного имущества.

Виды арбитражных управляющих в банкротстве и порядок их действий

Порядок введения процедур, применяемых при банкротстве и полномочия управляющих в этих процедурах подробно описаны в Законе о банкротстве. Основное отличие процедур и полномочий управляющего сводятся к различной степени контроля над действиями должника. Временный управляющий – это должность арбитражного управляющего в процедуре банкротства наблюдение.

Соответственно в процедуре финансовое оздоровление – это административный управляющий, внешний управляющий при внешнем управлении, и конкурсный при конкурсном производстве.

Итак, арбитражный и конкурсный управляющий, временный, внешний и административный управляющий — в чем разница? Рассмотрим процедуры банкротства и деятельность арбитражного управляющего подробнее.

Где и на кого нужно учиться

Перед тем как стать арбитражным управляющим, нужно получить высшее образование по программе «Антикризисное управление». Оно доступно в некоторых российских вузах:

ИГСУ РАНХиГС (Москва);
Северо-Западный институт управления РАНХиГС (Санкт-Петербург);
СПбГЭУ (Санкт-Петербург);
КНИТУ (Казань);
ТюмГУ (Тюмень) и в других.
Стоит понимать, что практически во всех вузах обучение на антикризисного менеджера платное, а бюджетных мест не предусмотрено вообще. Соответственно, поступить будет не так сложно, но платить придется 100 тысяч рублей и больше в год в зависимости от уровня заведения.

Имеющим высшее образование можно пройти курсы профессиональной переподготовки. Например, в МАСПК, в котором обучение длится в дистанционном формате от 250 до 506 часов, есть возможность помесячной оплаты, а при успешной сдаче экзаменов выдается документ об образовании. Еще желаемую профессию можно получить на курсе «Арбитражное антикризисное управление» в МИПО, где также можно учиться дистанционно.

Процедура введения внешнего управления

Совет кредиторов или другое лицо, которое инициирует банкротство, обращается в арбитражный суд с заявлением о назначении внешнего управляющего. Но чтобы процедура внешнего управления вступила в силу, кредиторы или иные лица должны аргументированно убедить судью, что предприятие может быть восстановлено. Внешний управляющий не назначается по инициативе компании-должника (статья 93 «Закона о банкротстве»). В редких случаях инициатором процедуры внешнего управления становится арбитражный суд.

Арбитражный суд обращается в комитет СРО (Саморегулируемую организацию арбитражных управляющих). Суд потребует предоставить данные специалиста, который осуществит внешнее управление компании-должника. У собрания кредиторов есть возможность предложить своего кандидата во внешние управляющие и аргументировать их.

После того как документы были предоставлены, судья принимает решение о назначении.

Требования к внешнему (арбитражному) управляющему согласно ст. 20 «Закона о банкротстве»:

  • Гражданин/гражданка Российской Федерации.
  • С обязательным членством в СРО.
  • Сдавший экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих.
  • Имеющий высшее образование, навыки и опыт работы на руководящей должности.
  • Прошедший стажировку внешнего управления не менее 2 лет.
  • Не имеющий судимостей, включая административные правонарушения.
  • Не имеющий судебных запретов на этот вид деятельности.

Как только суд арбитража утверждает временного управленца, руководство организации передаёт ему свои полномочия. В начале деятельности управленец занимается разработкой решений для эффективного управления компанией, которые помогут вернуть её платёжеспособность.

Важная миссия временного руководителя заключается в устранении ошибок, которые допустило прежнее руководство фирмы, чтобы вывести компанию из критической ситуации.

На своей должности временный управляющий выполняет следующие функции:

  • ликвидация убыточных подразделений организации;
  • изменение направлений бизнеса;
  • продажа или передача в аренду части активов компании для получения дополнительного дохода;
  • открытие специальных банковских счетов, необходимых для проведения операций;
  • эмиссия ценных бумаг;
  • повышение профессионального уровня трудового коллектива;
  • взыскание дебиторской задолженности;
  • увеличение основного капитала компании;
  • ведение промежуточных отчётов.
Читайте также:  Имеют ли право сотрудники полиции, забирать граждан в отдел полиции,

В процессе внешнего управления принимается решение о рациональности внедрения стадии финансового оздоровления на предприятии.

В целом полномочия внешнего управляющего можно разделить на два этапа:

  1. Выявление причин, которые привели компанию к банкротству.
  2. Реализация мероприятий, направленных на восстановление платёжеспособности фирмы.

Как назначается конкурсный управляющий

Конкурсные управляющие – это специально обученные и выполняющие определенные действия в момент банкротства объекта люди, которые являются членами саморегулируемой организации арбитражных управляющих.

Конкурсный управляющий назначается арбитражным судом. Конкурсный управляющий является руководителем несостоятельного объекта и органов его управления, а также собственником имущества должника, если таковым является унитарное предприятие.

Для назначения конкурсного управляющего суд выносит соответствующее определение, которое может быть обжаловано. Действие конкурсного управляющего заканчивается в момент прекращения данного конкурсного производства.

Чтобы стать конкурсным управляющим, надо работать юристом, экономистом или иметь практику выполнения хозяйственных работ.

Форма отчета конкурсного управляющего

Пользоваться специалисты должны только типовой формой, но при необходимости они могут вносить в нее какие-либо изменения и новые пункты. Стандартно документ содержит следующие сведения:

  • дата и место формирования документации;
  • сведения об управляющем, представленные его Ф. И. О. и адресом проживания;
  • наименование арбитражного суда, в котором рассматривается конкретное дело о банкротстве человека или компании;
  • номер рассматриваемого дела;
  • перечисляются документы, которые подтверждают наличие открытого дела;
  • указывается документ, на основании которого был утвержден конкретный управляющий;
  • приводятся сведения о сроке действия полиса ответственности управляющего за причинение ущерба какому-либо имуществу, принадлежащему банкроту;
  • вносится информация о банкроте, причем если он представлен физлицом, то указывается его Ф. И. О., адрес проживания и паспортные данные;
  • если банкротом выступает компания, то прописывается ее наименование, организационная форма, адрес регистрации и сведения из учредительной документации;
  • включается информация о сотрудниках, которые привлечены для ведения конкретного дела в арбитражном суде;
  • приводятся сведения о том, какое вознаграждение получит управляющий и привлеченные работники;
  • перечисляются данные о жалобах, которые были поданы на управляющего за его бездействие или какие-либо незаконные действия;
  • указываются итоги рассмотрения каждой жалобы на управляющего;
  • приводится информация о СРО, в которой состоит управляющий.

Вышеуказанные сведения являются основными, но при этом могут вноситься при необходимости и другие важные данные в отчет конкурсного управляющего.

Внешний управляющий это арбитражный управляющий, который утверждается в рамках дела о банкротстве арбитражным судом при введении в отношении должника процедуры внешнего управления.

Факт введения внешнего управления является основанием для отстранения руководителя должника от занимаемой должности.

С учетом изложенного внешний управляющий является тем должностным лицом, к полномочиям которого относится вопрос по руководству деятельностью должника.

Направление деятельности, обязанности и задачи внешнего управляющего должны соответствовать достижениям целей введенной процедуры банкротства – внешнего управления.

Общие требования к внешнему управляющему утверждаемому арбитражным судом совпадают с теми, которые предъявляются к арбитражным управляющим.

Утверждаемый арбитражным судом внешний управляющий должен быть гражданином Российской Федерации и являться членом одной из действующих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (СРО).

Читайте также:  Как платить земельный налог в 2023 году

Данное правила применяются не ко всем должникам, так при проведении процедуры внешнего управления в отношении главы крестьянского (фермерского) хозяйства внешним управляющим может быть утверждено лицо не соответствующее требованиям Закона о банкротстве, предъявляемым к арбитражным управляющим.

В процедуре внешнего управления внешнему управляющему предоставляются следующие права:

  • по распоряжению имуществом должника в соответствии с нормами Закона о банкротстве и утвержденным планом внешнего управления;
  • по заключению мирового соглашения;
  • по отказу от исполнения ущербных для должника договоров, по оспариванию сделок и взысканию убытков с органов управления должника или иных третьих лиц;

Внешний управляющий обладает полномочиями по привлечению специалистов, для обеспечения своей деятельности.

Пунктом 2 статьи 20.3 Закона о банкротстве определяется, что в случае, если в соответствии с Законом о банкротстве на арбитражного управляющего возложена обязанность по привлечению третьих лиц для исполнения каких либо работ, то он должен их привлечь на договорной основе с оплатой их деятельности в соответствии со статьей 20.7 закона.

Стоимость услуг привлеченных конкурсным управляющим в процедуре конкурсного производства лиц определяется пунктом 4 статьи 20.7 Закона о банкротстве и зависит от стоимости активов должника.

Пунктом 5, статьи 20.3 Закона о банкротстве, ограничиваются возможности внешнего управляющего в части передачи своих полномочий третьим лицам.

Как следует из пункта 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 N 60 (ред. от 20.12.2016) пункт 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве не содержит запрета на передачу арбитражным управляющим своих полномочий как лицом, осуществляющим руководством деятельностью должника, третьим лицам. Данная норма ограничивает возможность по передаче исключительных полномочий предоставленных Законом о банкротстве, в том числе, таких как:

  • принятие решений об утверждении и подписание заключения о финансовом состоянии должника и иных отчетов;
  • решений о включении в реестр требований о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;
  • принятие решения о созыве и проведении собрания кредиторов, ведение реестра требований кредиторов (кроме случая передачи его ведения реестродержателю) и другие.

Пункт 5 статьи 20.3 Закона не исключают возможности материального и процессуального представительства для передачи арбитражным управляющим полномочий на совершение сделок и иных юридических действий, в том числе на заключение договоров, получение исполнения по обязательствам, на представление интересов в суде.

В силу положений ГК РФ о представительстве юридические действия, совершенные представителем от имени арбитражного управляющего, считаются совершенными самим арбитражным управляющим.

Как при банкротстве назначают конкурсного управляющего?

Процедура при банкротстве — юридических лиц или физических, неважно – одинакова. Финансовый управляющий предыдущего этапа подает судье отчет. По его результатам принимается решение о переходе к финальной стадии банкротства – продаже активов «с молотка». Конкурсным управляющим назначается либо тот же менеджер, что вел предыдущий этап, либо новый.

ВНИМАНИЕ! Собрание кредиторов вправе подать суду ходатайство о смене не только самого управляющего, но и СРО, которую он представляет.

Чем больше активов осталось у компании ко времени завершающего этапа, тем легче найти конкурсного управляющего. Вознаграждение конкурсного управляющего, помимо фиксированной платы за этап (25 000 руб. за банкротство физлица, 30 000 руб. за банкротство юрлица), составляет до 7% средств, вырученных на торгах. Это серьезная мотивация. Если же продавать фактически нечего, поиски управляющего могут затянуться.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *