Налог на прибыль 2022: cтавка, срок уплаты и пример расчета

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налог на прибыль 2022: cтавка, срок уплаты и пример расчета». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и пр.

Доходы, которые участвуют в расчёте налога

Доходы для этой цели делятся на две группы: от реализации и внереализационные. Доходы от реализации организация получает следующим образом (статья 249 НК РФ):

  • от продажи своих товаров, работ, услуг, имущественных прав;
  • перепродавая ранее приобретенные товары.

Все прочие доходы считаются внереализационными. Это, например, доходы от долевого участия в других компаниях, от сдачи имущества в аренду, проценты по вкладам и другие.

Налогом облагается не вся прибыль — список исключений приводится в статье 251 НК РФ. Он исчерпывающий, то есть, если какого-то вида доходов в этой статье нет, значит, он облагается. Необлагаемых доходов довольно много, вот лишь некоторые:

  • предоплата;
  • имущество, которое получено в виде залога или задатка;
  • кредитные и заёмные средства;
  • всё, что передано в виде вклада в уставный или складочный капитал.

Как рассчитать налог на прибыль организаций

Налог на прибыль организаций начисляется за год. Если представлять себе самую простую формулу, то она будет выглядеть так:

Налог = (Доходы − Расходы) × Налоговая ставка

Но считать придётся отдельно для налога, зачисляемого в региональный и федеральный бюджеты. Например, ваш годовой доход — 5 миллионов. Расходы составили 3,5 миллиона. Значит, вам придётся отдать 17% от 1,5 миллионов в казну субъекта и 3% — в федеральную.

Если для каких‑то доходов действуют другие ставки, сумма к уплате исчисляется отдельно. По ним нужно вести отдельный учёт доходов и расходов.

Но ещё есть авансовые платежи. Большинство организаций должны вносить их ежемесячно, хотя некоторым разрешается делать это ежеквартально. К исключениям относятся предприятия, у которых доходы за предыдущие четыре квартала не превышали 15 миллионов рублей за квартал, и некоторые другие компании.

Квартальные платежи рассчитывают из фактического дохода. Ежемесячные — из предполагаемого (на основании данных за предыдущий отчётный период). При этом компании, которые платят ежемесячные авансовые платежи, имеют право перейти на расчёты по фактически полученной прибыли.

Вот как считаются ежемесячные авансовые платежи:

  • В первом квартале они равны платежам, рассчитанным на четвёртый квартал предыдущего года.
  • Во втором квартале ежемесячный платёж составляет треть от суммы уплаченного аванса за первый квартал.
  • В третьем квартале — это треть от разницы аванса за полугодие и первый квартал.
  • В четвёртом квартале — треть от разницы аванса за 9 месяцев и полугодие.

Комментарий к ст. 13 НК РФ

Комментируемая статья устанавливает перечень федеральных налогов и сборов.

В статье 13 НК РФ указаны шесть федеральных налогов (НДС, регулируемый главой 21 НК РФ, НДФЛ, регулируемый главой 23 НК РФ, налог на прибыль, регулируемый главой 25 НК РФ, налог на добычу полезных ископаемых, регулируемый главой 26 НК РФ, водный налог, регулируемый главой 25.2 НК РФ, а также акцизы, регулируемые главой 22 НК РФ) и два федеральных сбора (государственная пошлина, регулируемая главой 25.3 НК РФ, и сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, регулируемые главой 25.1 НК РФ). Круг налогоплательщиков (плательщиков сборов), элементы налогообложения применительно к каждому из них установлены отдельными главами части второй НК РФ.

Отметим, что как федеральные налоги следует рассматривать и специальные налоговые режимы.

Пример расчета налога на прибыль

Давайте рассмотрим пример.

Читайте также:  Лишение прав за неуплату алиментов

Предприятие получило кредит в банке в сумме 1 млн. руб. в текущем отчетном периоде.

Предоплата составила 400 тыс. руб.

Выручка от продаж в 1-м квартале составила 1,770 тыс. руб., в т. ч. НДС в сумме 354 тыс. руб.

В производственном цикле были использованы сырье и материалы – 560 т. руб.

Заработная плата рабочим составила 350 тыс. руб., страховые взносы из нее – 91 тыс. руб.

Амортизация – 60 т. руб., проценты по выданному другой фирме кредиту – 25 т. руб.

Налоговый убыток предприятия прошлого периода составил 120 тыс. руб.

Расходы в данном примере за 1-й квартал 2019 составят: 1086 тыс. руб. (560+350+ 91+60+25)

Налогооблагаемая прибыль: 210 тыс. руб. ((1770 тыс руб. – 354 тыс. руб.) – 1086 тыс. руб. – 120 тыс. руб.)

Сумма налога на прибыль: 42 тыс. руб. (210 тыс. руб.* 20%), в т. ч. для перечисления в федеральный бюджет – 4.2 тыс. руб, в местные бюджеты – 37.8 тыс. руб.

Признание доходов и расходов

Момент признания доходов и расходов — период, в котором проводятся поступления или издержки, учитываемые при расчете. Момент признания напрямую зависит от метода признания доходов и расходов. Выделяют кассовый метод и метод начисления.

Если организация выбрала кассовый способ, то доходы ей надлежит отражать в учете при их непосредственном поступлении, а расходы — в момент списания денежных средств. Отметим, что кассовый метод доступен только тем, кто вправе вести упрощенный учет. Кассовый метод нельзя использовать банковским организациям.

При методе начисления все доходы и расходы проводятся в бухгалтерском учете при их возникновении, а уплата налога отражается по датам, подтвержденным первичными документами. Фактическая дата оплаты значения не имеет.

Налог на добавленную стоимость

Первый федеральный налог, рассматриваемый нами — налог на добавленную стоимость, или как его обычно сокращают, НДС. Подробно все его аспекты описаны в главе 21 НК РФ.

НДС — форма обязательной уплаты в госбюджет доли от стоимости товара (материального или нематериального продукта, услуги), создаваемой на всех этапах производственного процесса, и вносимая в бюджет по мере его реализации потребителям.

НДС — косвенный налог. То есть это такой вид налога, который устанавливается в форме надбавки к цене товара. Получается, что, по сути, налог платит покупатель товара, а продавец выступает в роли сборщика налога.

Налогоплательщики НДС: юридические лица (в т. ч. некоммерческие, иностранные и государственные), индивидуальные предприниматели, лица занимающиеся перевозкой грузов через границу Таможенного союза.

Объекты налогообложения (на территории РФ): реализация товаров (услуг, работ), передача товаров (оказание услуг, выполнение работ) и выполнение строительно-монтажных работ для собственных нужд, ввоз товаров из заграницы.

Основная налоговая ставка в случае НДС — 20% (вся сумма полностью поступает в федеральный бюджет). Кроме того, в некоторых ситуациях используется пониженная ставка: 10% (реализация мясных и молочных продуктов, яиц, сахара, соли, ряда других продовольственных товаров; продажа определенных детских товаров, журналов и газет, медикаментов и пр.) или 0% (услуги международной транспортировки товаров, сбыт экспортируемой продукции и т. д.). Также в особых случаях используются расчетные ставки НДС: 20/120, 10/110 или 16,67%.

Акциз — налог, налагаемый в момент производства на особые категории товаров массового потребления (табак, алкоголь, легковые автомобили) внутри страны.

Это косвенный налог, поскольку величина акциза включена в цену товара или тарифа на услугу, и фактически уплачивается конечным потребителем.

Как правило, величина акцизов довольно большая (до 1/2 или даже 2/3 от цены товара), а потому они считаются крупным и важным источником пополнения бюджетов современных государств.

Объектом налогообложения является реализация производителями подакцизных товаров на территории РФ, их передача в уставный капитал организаций или для собственных нужд, импорт и ряд других операций.

Сборы за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Регулируются гл. 25.1 ч. 2 НК РФ.

В табл. 14 представлена характеристика основных элементов сбора.

Т а б л и ц а 14

Основные элементы сборов за право пользования объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов
Элемент сбора Характеристика
Плательщики сборов Плательщики сбора за пользование объектами животного мира, кроме объектов животного мира, относящихся к объектам водных биологических ресурсов, организации и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу объектов животного мира на территории РФ Плательщики сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов – организации и физические лица, в т. ч. индивидуальные предприниматели, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген
Объекты обложения Объекты животного мира согласно перечня, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу объектов животного мира.

Объекты водных биологических ресурсов согласно перечня, изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в т. ч. объекты водных биологических ресурсов, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.

Не признаются объектами обложения объекты животного мира и объекты водных биологических ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования

Ставки сборов Ставки сбора установлены в рублях на единицу объекта животного мира или за тонну объектов водных биологических ресурсов. Ставки предусмотрены в ст. 333.3 НК РФ.

Ставки сбора за каждый объект животного мира устанавливаются в размере 0 руб., когда их использование осуществляется в целях:
– охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний сельскохозяйственных и домашних животных, регулирования видового состава биологических ресурсов, предотвращения нанесения ущерба экономике, животному миру и среде его обитания, а также в целях воспроизводства объектов водных биологических ресурсов;
– изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с законодательством.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов устанавливаются в размере 0 руб. в случаях, если пользование такими объектами водных биологических ресурсов осуществляется при рыболовстве:
– в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов;
– в научно-исследовательских и контрольных целях.

Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов для индивидуальных предпринимателей, которые удовлетворяют критериям, предусмотренным для рыбохозяйственных организаций, устанавливаются в размере 15 % процентов ставок сбора

Порядок исчисления сборов Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта животного мира Сумма сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта водных биологических ресурсов
Порядок и сроки уплаты сборов. Порядок зачисления сборов Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами животного мира при получении разрешения на добычу объектов животного мира.
Уплата сбора за пользование объектами животного мира производится плательщиками по месту нахождения органа, выдавшего разрешение
Плательщики уплачивают сумму сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов в виде разового и регулярных взносов.
Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10 %.
Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов).
Оставшаяся сумма сбора уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.
Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:
– плательщиками – физическими лицами, за исключением индивидуальных предпринимателей, – по месту нахождения органа, выдавшего разрешение;
– плательщиками – организациями и индивидуальными предпринимателями – по месту своего учета
Зачет или возврат сумм сбора Организации и индивидуальные предприниматели не позднее 10 дней с даты получения разрешения представляют в налоговый орган по месту нахождения органа, выдавшего разрешение, сведения о полученных разрешениях, суммах сбора, подлежащих уплате, и суммах фактически уплаченных сборов.

По истечении срока действия разрешения организации и индивидуальные предприниматели вправе обратиться в налоговый орган за зачетом или возвратом сумм сбора по нереализованным разрешениям. Зачет или возврат сумм сбора осуществляется при условии представления документов, перечень которых утверждается федеральным налоговым органом

Читайте также:  Что делать, если арестовали пенсионную карту

Налог на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья

Регламентирован гл. 25.4. Налогового кодекса РФ. Введен на территории РФ с 01.01.2019 г.

Дополнительным доходом от добычи углеводородного сырья на участке недр признается расчетная выручка от реализации сырья, добытого на определенном участке недр, уменьшенная последовательно на величину фактических расходов по добыче и на величину расчетных затрат.

Налогоплательщиками признаются организации, осуществляющие виды деятельности, предусмотренные НК РФ, и являющиеся пользователями недр, права пользования которыми предоставлены им на основании лицензий, выданных в соответствии с законодательством РФ.

К углеводородному сырью законодательство относит: нефть обезвоженную, обессоленную и стабилизированную; газовый конденсат и газ горючий природный.

Регламентирующие правовые акты

Все требования и условия, которые касаются предпринимательских отчислений в бюджеты, зафиксированы в главном правовом акте фискальной службы – Налоговом Кодексе Российской федерации.

В частности, он содержит положение о том, что отдельные вопросы, касающиеся налогообложения, могут быть решены на уровнях региональных или местных властей. Это значит, что на той или иной территории могут быть приняты собственные правила и нормы для особенностей уплаты некоторых отчислений. При этом в самом Налоговом Кодексе выписываются основные нормы, а местные законы их конкретизируют.

Таким образом, любой вид отчислений может быть отнесен к одной из трех категорий:

  • федеральный налог или сбор;
  • региональный;
  • местный.

Налогообложение имущества организаций

Один из элементов региональных налогов — это имущественный сбор, который исчисляют и уплачивают экономические субъекты, а именно юридические лица. Объектом обложения является имущество, которое находится в собственности компании. Причем сбор исчисляется не только с недвижимых активов (зданий, строений, сооружений), но и с движимого имущества (станки, оборудование, основные средства).

Максимальная налоговая ставка за имущество компаний равна 2,2 %. Однако при установлении региональных налогов законодательными органами чиновники некоторых регионов утверждают более низкие значения. Также законодатели предусматривают определенные льготы для налогоплательщиков.

Читайте также:  Изменение в полисе КАСКО

Периодичность предоставления отчетности, как и сроки уплаты авансовых платежей и окончательного расчета, каждый регион устанавливает самостоятельно. То есть для имущественного сбора в одном регионе могут быть предусмотрены ежеквартальные перечисления в казну и сдача расчетов в ФНС. А в другом субъекте организации рассчитываются с бюджетом один раз в год, и декларацию сдают в ФНС ежегодно.

Общие положения, единые для применения на территории всего нашего государства, закреплены в 30 главе НК РФ. О том, как узнать нормы и правила для конкретного региона, мы расскажем в конце статьи.

Налог на прибыль организаций

Взимание этого налога регулируется гл. 25 «Налог на прибыль организаций» НК РФ.

Налогоплательщики:

  • – российские организации;
  • – иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в России.

Объектом налогообложения является прибыль, полученная налогоплательщиком.

Прибылью признается:

  • – для российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих свою деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства, – полученный доход, уменьшенный на величину произведенных расходов;
  • – для иных иностранных организаций – доход, полученный от источников в России.

Возврат переплаты по налогу на прибыль

Переплата по налогу на прибыль возникает по нескольким причинам. Бывает, что в конце года финансовый результат получается неожиданно убыточным. Наконец, не исключена бухгалтерская ошибка. В итоге сумма авансовых платежей больше, чем реальные обязательства перед бюджетом.

Есть два пути решения этой проблемы: зачет на будущий период и возврат переплаченных средств.

На обе операции действует срок давности – 3 года.

По запросу ИФНС выдает справку о расчетах с бюджетом. Сверку проводить не обязательно: будет достаточно, если сумма переплаты совпадает. Решение принимается в течение нескольких дней. Если оно положительное, Федеральное казначейство по поручению ФНС вернет средства.

Зачет переплаты оформляется проводкой Дт 68 (субсчет «расчеты по налогам») – Кт 68 («учет налога на прибыль» на зачтенную сумму).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *