Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отмена приказа Минздрава № 835н». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проведения предварительного или периодического осмотра медицинской организацией формируется постоянно действующая врачебная комиссия под руководством врача-профпатолога, состав которой утверждается приказом (распоряжением) руководителя медицинской организации.
Получение результатов медосмотра
Предварительный или периодический медосмотр считается завершённым, когда выдано заключение врачей-специалистов и результаты лабораторных и функциональных исследований в объеме, установленном договором между медицинской организацией и работодателем, с учетом результатов ранее проведенных (не позднее одного года) медицинских осмотров и диспансеризации.
Кроме заключения составляется заключительный акт по итогам проведения периодических остров не позднее чем через 30 дней после их завершения. В его разработке принимает участие проводившая медосмотр организация, представители работодателя и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление государственного контроля и надзора в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Когда проводят медицинский осмотр
Заступая на работу, до выхода на линию, водители должны пройти медосмотр и поставить отметку контролера о техосмотре ТС. Независимо от того сколько времени занимает дорога до медорганизации и обратно, включая сам осмотр, оно засчитывается в рабочие часы. Работодатель не имеет права возлагать эту обязанность только на водителя, тем более, вычитать этот период из трудового дня.
Послерейсовый или послесменный медконтроль осуществляют в конце смены или по завершению поездки, если она превышает раб. день. Необходимо также соблюдать режим рабочего времени. В графике сотрудника учитывают периоды отдыха и нахождения за рулем. Правила учета нормо-часов, регулируются Законом №197-ФЗ. Время проведения ПМО медик указывает в штампе-допуске путевого листа.
Как проводить предрейсовый осмотр водителей: порядок действий
Процедура предрейсового медосмотра водителей включает в себя:
- проверку шофёра на наркотическое и алкогольное опьянение;
- измерение его температуры и давления;
- визуальную проверку фактического состояния здоровья и его возможности сесть за руль;
- расспросы водителя о самочувствии и возможных жалобах.
Кому не требуется медосмотр
Медосмотр водителя перед рейсом не требуется сотрудникам экстренных служб. Их работа предполагает срочность, поэтому тратить время на регулярные проверки нет возможности. Сотрудники таких организаций проверяются лишь один раз, перед началом смены.
Цель проведения процедуры
Медосмотры – это проверка того, насколько готовы граждане управлять транспортом так, чтобы это было безопасно. Благодаря таким мероприятиям становится проще отслеживать, в каком состоянии находится здоровье водителя. Упрощается обнаружение отклонений, как в физиологическом, так и в психическом плане.
После прохождения таких проверок при необходимости выписывают направления для получения соответствующей помощи. Если найденные проблемы удаётся устранить к ближайшему времени, то сложностей с возвратом к работе возникнуть не должно.
Рекомендации по лечению могут быть направлены как водителю, так и самому руководителю. Потом обе стороны договариваются о том, какой график составить на время этих мероприятий. От этого зависят выплаты различных пособий, документальное оформление на предприятии.
Исходя из названия, можно предположить, что послерейсовые осмотры проводятся по окончании перевозки. Они обязательны лишь для тех водителей, которые транспортируют опасные грузы и пассажиров.
Внимание! Под опасными грузами принято подразумевать вещества, которые угрожают здоровью или жизни человека.
Проходить предрейсовый медосмотр водителей нужно в самом начале рабочего дня. Исключением являются шоферы экстренных служб (скорая помощь, полиция и т.д.). Перед вызовом им не нужно посещать медика.
Внимание! Несоблюдение требований, предъявляемых к порядку проведения послерейсовых осмотров, чревато штрафами.
Особенности процедуры послерейсового осмотра:
- Проводится в конце рабочего дня для установления устойчивости организма к нагрузкам.
- Организуется и финансируется работодателем.
- Проводится медиками, имеющими необходимую квалификацию, подтвержденную соответствующим сертификатом.
Административная ответственность (штрафы) за несоблюдение правил
Открытие своего транспортного предприятия уже связано со значительными тратами, а затраты на ежедневную проверку персонала дешевыми не назовешь. Поэтому в данной сфере часто фиксируются нарушения, что может стать причиной трагических событий.
В связи с этим законодательно установлены предельно допустимые суммы административных санкций для таких работодателей:
- за нарушения правил, предусмотренных лицензией штраф до 40 тыс. руб.;
- за нарушение требований ПМО — до 30 тыс. руб.;
- за несоответствие порядка проведения осмотра — до 50 тыс. руб.;
- за допуск водителя к управлению транспортным средством без прохождения ПМО — до 130 тыс. руб.
Проверкой по данным вопросам занимаются сразу несколько госслужб — инспекция по ОТ, Госавтодорнадзор, ГИБДД и Росздравнадзор.
Ответственность работодателя
Так как дорога является объектом повышенной опасности, то и требования к работодателю высокие, поэтому ответственность за выпуск автомобиля на линию без медосмотра водителя карается немалыми штрафами.
Вот, например, если допустить водителя без прохождения обязательных предрейсовых и послерейсовых медосмотров или при наличии у него медицинских противопоказаний к работе, то по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ грозит штраф:
- на должностных лиц – от 15000 до 25000 руб.;
- на предпринимателей – от 15000 до 25000 руб.;
- на юридических лиц – от 110000 до 130000 руб.
Если нарушить порядок проведения медосмотров, то будет привлечены к административной ответственности по ст. 11.32 КоАП РФ:
- на граждан – от 1000 до 1500 руб.;
- на должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.;
- на предпринимателей и юридических лиц – от 30000 до 50000 руб.
В случае допуска водителя в состоянии алкогольного опьянения будите отвечать по ст. 12.32 КоАП РФ:
- на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств – 20000 руб.;
- на юридических лиц и предпринимателей – 100000 руб.
Кто проводит предрейсовый контроль
Законодательство устанавливает, что обязательное освидетельствование вправе осуществлять:
- лицензированные медучреждения;
- привлечённые медработники;
- медики, включённые в штат предприятия, осуществляющего перевозки.
Важно: к проведению диагностики допускаются только лица с высшим или средним медицинским образованием. При этом они обязаны иметь лицензию на этот вид деятельности (или её должно иметь медучреждение, где проводится проверка).
Некоторые предприятия, занимающиеся перевозками людей или грузов, организуют дистанционные проверки, т. е. вне стен медучреждения или медкабинета. Такой формат контроля предполагает наличие специальной аппаратуры: алкотестера, приборов для измерения температуры, давления, а также камеры для визуальной фиксации тестируемого. Кроме того, необходимо программное обеспечение, которое будет сводить все полученные данные в единую форму.
Как происходит дистанционная проверка:
- работник, используя терминал, вводит свою фамилию, имя и отчество;
- затем с помощью установленной аппаратуры проводится замер температуры и давления, измеряется количество промилле в выдыхаемом воздухе.
Медработник дистанционно через камеру следит за процессом. При наличии приемлемых показателей он выдаёт заключение, заверенное цифровой подписью.
Важно: описанный способ контроля вызывает юридические споры по поводу его правомерности. Дело в том, что в законодательных актах нет прямой ссылки на то, что предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры водителей могут осуществляться с использованием телекоммуникационного оборудования.
Порядок проведения периодических и предварительных медицинских осмотров установлен Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83. Согласно п. 5 Порядка они проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на указанный вид деятельности.
Порядок проведения предрейсовых медосмотров регламентирован другим документом — Методическими рекомендациями «Об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств» (далее — Методические рекомендации). В Письме Минздрава России от 21.08.2003 N 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств» сказано, что Методические рекомендации утверждены Минздравом России совместно с Минтрансом России и помогут работодателю правильно организовать данные медосмотры.
Арбитражные суды, рассматривая дела о привлечении к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, применяют именно этот нормативный документ.
Кто имеет право проводить предрейсовый медосмотр водителей?
Организовать контроль водителя перед рейсом можно одним из трёх способов:
- Нанять врача, у которого есть сертификат. Он работает в штате компании по трудовому договору, каждый месяц ему платят зарплату. При этом сама организация не должна получать какие-либо лицензии.
- Получить лицензию на предрейсовый осмотр водителя и всё организовать своими силами. Это целесообразно только в случае, если у вас крупная компания, или вы планируете предоставлять услуги по проведению медосмотров более мелким компаниям.
- Оптимальный путь, который поможет сэкономить ваше время и ресурсы — заключить договор с лицензированной клиникой, которая всё организует.
Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.
Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.
Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:
- самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
- направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ МЕДИЦИНСКОГО КОНТРОЛЯ ВОДИТЕЛЕЙ
По закону, все водители должны проходить медицинские осмотры как перед сменой, так и после нее. Это обязательно для таких категорий сотрудников как водители такси, перевозчики, занятые транспортировкой опасных грузов, лица, относящиеся к группе риска по здоровью. Кроме того, прохождение медицинского осмотра может стать обязательным условием для допуска к работе для определенных сотрудников, перечень которых утверждается руководством транспортной компании.
Обследование проводится для достижения следующих целей:
- Уменьшение рисков, связанных с дорожными происшествиями.
- Охрана здоровья и жизни всех участников дорожного движения.
- Выявление нарушений, мешающих сотруднику приступить к выполнению своих обязанностей. К таким может относиться плохое самочувствие, сопутствующие заболевания, алкогольное или наркотическое опьянение.
В кабинете предрейсового осмотра работает медицинский сотрудник, имеющий соответствующее разрешение на проведение освидетельствования. Он должен пройти профессиональное обучение в компании работодателя или на базе стороннего учебного центра. Его рабочее время исчисляется теми часами, которые он проводит за организацией медосмотра.