Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Бесплатное социальное такси для инвалидов в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Благодаря такому транспорту люди с ограниченными возможностями могут без проблем добраться в нужное место и чувствовать себя полноценным человеком. Автобусы оснащены усиленной амортизационной системой, чтобы поездка была максимально комфортной. На таких такси работают только опытные водители, которые уверенно чувствуют себя на дороге, обязательно с большим стажем работы. Это необходимо для того, чтобы максимально быстро доставить человека в нужное место и сделать поездку менее утомительной. Они регулярно проходят проверки на профпригодность и повышают квалификацию.
Такси с пандусом для перевозка пассажиров с ограниченными возможностями
Инвалидность – это не приговор и каждый человек должен чувствовать себя полноценным. Такси для маломобильных граждан позволит решить одновременно несколько проблем. Теперь передвижение по городу и стране станет намного интереснее и комфортнее.
Любой из населенных пунктов имеет собственный номер телефона для льготной службы такси. Отдельными регионами был разработан сайт заказа специализированного транспорта, чтобы недееспособный мог оформить вызов по интернету.
Важно понимать, что в мегаполисах придётся ждать такой транспорт гораздо дольше, так как количество оборудованных машин ограничено, а число желающих достаточно большое. Как пример, в г. Москва подавать заявку на социальное такси нужно за два дня до предполагаемой даты поездки.
Столичное специализированное такси можно вызвать тремя способами:
Заказ услуг социального такси осуществляется каждый день с восьми утра до восьми вечера. Предоставление льготного транспорта осуществляется по будним дням до 16-30. Если у инвалида пропала потребность в социальном такси, а заказ уже был оформлен, он может отменить заявку.
Что говорит закон о маломобильных гражданах?
Документ, закрепляющий права людей с ограниченными возможностями, – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – закон «О социальной защите»).
Защиты прав потребителя в части передвижения касаются статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур» и 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур».
В регионах могут действовать локальные акты, содержащие дополнительные нюансы. Например, в столице действует закон города Москвы «Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов и иных маломобильных граждан к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы» (далее – Закон города Москвы).
Права инвалидов на доступную среду закреплены и в других документах, например в Конвенции о правах инвалидов от 13 декабря 2006 года, которую Россия ратифицировала в 2012 году. Курс на создание среды, доступной для всех, постулировался и в новейших программах по развитию РФ:
- Учрежденная Постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297 государственная программа «Доступная среда» на 2011–2020 годы.
- Учрежденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.
Московский тариф на пользование социальным такси включает в себя оплату бензина, амортизацию машины, ремонт подъёмника.
Бесплатное социальное такси для инвалидов можно заказать только в Москве, в других городах безвозмездных услуг не предоставляется. Кроме того, в столице утверждён самый широкий перечень услуг, входящих в транспортировку инвалида:
- самостоятельный вызов;
- комфортабельные условия проезда;
- самые низкие тарифы;
- выбор маршрута из предлагаемого перечня;
- сопровождение специалиста;
- встреча у двери, помощь при спуске по лестнице даже при отсутствии лифта;
- вызов специалиста для починки инвалидного кресла.
Социальные службы по вызову такси действуют также в следующих городах:
- Санкт-Петербурге (такси в основном ориентированы на колясочников);
- Ульяновске;
- Челябинске (в приоритете числятся больные гемипарезом, граждане с особыми заслугами перед Россией, одинокие пенсионеры и инвалиды);
- Перми (вызвать такси инвалидам можно до 8 раз в месяц, остальные категориям граждан — до 4 раз);
- Самаре (неограниченное количество вызовов для инвалидов) и др.
В октябре Илья очередной раз попытался вызвать соцтакси — нужно было попасть на рабочее совещание. Встреча была важной, так что молодому человеку необходимо было присутствовать на ней лично.
«Такси опоздало на два часа. Никаких предупреждений, никаких извинений, — говорит Илья. — Все это время я провел в холодном, всеми ветрами продуваемом подъезде. При моем диагнозе это очень плохо. Я быстро простываю, а в холодное время года не выдерживаю на улице более получаса. Тут пришлось терпеть: машина могла подъехать в любой момент. В регламенте прописано 20 минут ожидания, но никто не может гарантировать, успею ли я спуститься за это время, так что возвращаться домой было рискованно».
Выход есть, а дела никому нет
Самый частый отзыв на работу социального такси от его пользователей — «это дискриминация» или «издевательство». Многие из них просто махнули на службу рукой. Им проще вызвать обычное такси, написав в комментарии к заказу просьбу освободить багажник, и попросить кого-то быть сопровождающим.
«Эта система еще больше ограничивает таких людей в передвижении, — говорит Ирина Пудовинникова, специалист по инклюзии и руководитель программы “Инклюзивная капсула” фонда помощи больным детям “Журавлик”. — При этом деньги ты все равно платишь и стоимость поездки даже в соцтакси дороже, чем общественный транспорт, которым невозможно воспользоваться. Но настолько маленький парк машин, исключительно дневное время работы сервиса, сложность с вызовом автомобиля — все это нарушает саму суть работы такси. Его смысл, по идее, в том, что ты можешь вызвать машину в любое время по срочной надобности. Но соцтакси так не работает. Оно удобно только для разовых поездок, которые ты планируешь где-нибудь за месяц. И только».
Как производится перевозка граждан?
В социальном такси для инвалидов числится около 250 автомобилей. Стоянкой для них является автобусный парк Мосгортранспорта. Для транспортировки инвалидов используются автомобили, оборудованные поворотными сидениями, крепежами для колясок и специальными подъемниками.
Узнать машины службы можно по логотипу (белый цветок на зеленом фоне) и надписи «Социальное такси». По бокам автомобиля размещаются полосы зеленого цвета с номером телефона диспетчерской службы и наименованием транспортного средства.
Перевозка инвалидов производится, что называется, от двери до двери. Сотрудник службы встречает клиента, помогает ему сесть в автомобиль, а по прибытии в пункт назначения – провожает до нужного места.
Требования к транспорту для перевозки маломобильных граждан
Основным законом, предусматривающим требования к оборудованию транспорта для перевозки инвалидов и маломобильных граждан – автомобилей, городского и междугороднего автотранспорта, наземного и подземного ж/д транспорта, а также купе и вагонов ж/д поезда, воздушного и морского транспорта, является Федеральный закон РФ №419 «О социальной защите инвалидов».
На сегодняшний день, перевозка маломобильного человека не является большой проблемой, так как такие услуги по перевозке оказываются на различных видах транспорта и могут включать дополнительные услуги – использование дополнительного медицинского оборудования, сопровождение, подъем/спуск багажа и др. Государство старается принимать участие в данной сфере и сотрудничать со многими организациями, так как стоимость таких услуг может быть велика для этой категории лиц.
Заказать социальное такси могут:
- Дети-инвалиды до 7 лет.
- Несовершеннолетние инвалиды, которые не могут самостоятельно передвигаться и нуждаются в средствах реабилитации. К таким средствам реабилитации принадлежит коляска, костыли, трости.
- Родители или опекуны детей-инвалидов.
- Лица с ограниченными возможностями 1-ой группы.
- Лица, получившие инвалидность во время Отечественной войны и заключения в фашистском лагере.
- Дети, которым присвоена инвалидность по зрению.
- Зарегистрированные жители Москвы, которые являются членами многодетных семей.
- Инвалиды 2-ой группы, которым исполнилось 80 лет.
- Лица, что сопровождают инвалидов.
Услуга по транспортировке льготных пассажиров
Использование и работа социального транспорта регламентируется региональными нормативными актами. К примеру, в Воронежской области это Приказ Департамента труда и социального развития Воронежской области от 10 декабря 2013 года N 4248/ОД “О СЛУЖБЕ “СОЦИАЛЬНОЕ ТАКСИ”.
Рекомендуем: Порядок трудоустройства инвалидов в 2021 году
В Челябинской области – Постановление Администрации города Челябинска от 22.05.2017 N 201-п “Об утверждении Положения о деятельности службы “Социальное такси” (вместе с “Положением о деятельности службы “Социальное такси”).
Также деятельно таких служб может быть регламентирована муниципальными актами. К примеру, Постановлением Администрации г. Шахты Ростовской
области
от 14 июня 2021 г. N 3070 “Об утверждении Положения о службе “
Социальноетакси
” в городе Шахты”, Приложением к постановлению Администрации города Ростова-на-Дону от 07.09.2018 № 860 “Порядок предоставления дополнительной меры социальной поддержки в виде доставки отдельных категорий граждан к объектам социальной инфраструктуры”.
Такие НПА принимаются в соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ “О социальной защите инвалидов в Российской Федерации”, п. 4.1 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”.
Благодаря таким нормативно-правовым актам льготники получили возможность передвижения на специальных автомобилях, где установлена доступная цена или предоставлено право безвозмездного пользования ТС.
Такси для инвалидов нельзя рассматривать как альтернативу льготным тарифам в общественном транспорте. Они пользуются ими, сохраняя свои права. Это один из способов поддержки данной группы населения.
Обслуживание касается всех категорий льготников. Средства на проезд выделяются на федеральном и региональном уровне.
Пассажиры с ограничениями жизнедеятельности
Авиакомпания Азимут учитывает потребности всех своих пассажиров, обеспечивая возможности для беспрепятственного пользования воздушным транспортом.
Авиакомпания Азимут предлагает целый ряд специальных услуг, максимально адаптированных к потребностям инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности. Специальные услуги предоставляются бесплатно по запросу, оформленному и направленному в адрес авиакомпании не менее чем за 36 часов до отправления рейса.
Авиакомпания Азимут имеет возможность организовать помощь пассажиру в аэропорту:
- при прохождении регистрации на рейс и оформлении багажа;
- при прохождении досмотра авиационной безопасности;
- при прохождении паспортного, пограничного контроля;
- доставку от аэровокзала до самолета/от самолета до аэровокзала;
- посадку/высадку в /из самолета;
- помощь в размещении ручной клади на борту.
Авиакомпания Азимут не имеет возможности оказать пассажиру следующие услуги:
- перемещение с кресла-каталки на пассажирское кресло во время полета;
- помощь в приеме пищи;
- помощь в посещении туалетной комнаты;
- квалифицированную медицинскую помощь.
Обслуживание в аэропорту и на борту воздушного судна
Для прохождения предполетных процедур рекомендуем прибыть на регистрацию в аэропорт заблаговременно, не менее чем за 2 часа до времени вылета указанного в расписании.
С целью получения услуг, запрос по которым ранее был направлен в авиакомпанию, требуется обратиться на стойку регистрации для оповещения персонала о своем прибытии в аэропорт.
Инвалиды и лица с ограничениями жизнедеятельности на стойке регистрации обслуживаются без очереди.
Посадка на борт маломобильных пассажиров осуществляется до начала общей посадки пассажиров.
Просим прибывать к выходу на посадку не позднее времени начала посадки, указанного в посадочном талоне.
В случае регистрации через врачебный здравпункт аэропорта уточняйте на интернет-сайте аэропорта время прибытия и порядок обслуживания.
Маломобильный пассажир может взять с собой в салон самолета (без взимания дополнительной платы): костыли, трость, складные ходунки, необходимые в полете медицинские препараты, в случае, если они находятся при пассажире и не вложены в багаж. Если указанные вещи оформляются к перевозке в качестве зарегистрированного багажа, то их вес учитывается при взвешивании, перевозка осуществляется в счет нормы бесплатного провоза багажа.
Кресло-коляска, как средство передвижения маломобильного пассажира, перевозится бесплатно как сверхнормативный багаж. Кресло-коляску пассажир может сдать в багаж на стойке регистрации в аэропорту либо использовать до посадки в самолет.
В салонах воздушных судов Авиакомпании Азимут пассажирские кресла оборудованы поднимающимися подлокотниками для удобного перемещения пассажира с ограниченной подвижностью с кресла-коляски на сиденье пассажирского кресла. Для комфорта пассажир может забронировать и оформить одно или несколько дополнительных мест в салоне самолета, воспользовавшись услугой «дополнительное место». Услуга платная. Для заказа необходимо обратиться по телефону контакт-центра авиакомпании (863) 226-00-05 до покупки авиабилета.
РЖД: места для инвалидов
Федеральная пассажирская компания РЖД оснащает поезда вагонами для инвалидов, которые курсируют на дальние расстояния. Всего организация задействует 683 специализированных вагона, из которых 27 имеют 2 этажа. Каждый из них предприятие РЖД оборудовало одним купе для инвалидов, предназначенным для лица с ограниченными возможностями и его сопровождающего. Приобрести билет можно только в кассах, предоставив при этом национальный паспорт и один из нижеперечисленных документов:
- заключение медико-социальной экспертизы;
- справка врачебно-трудовой экспертизы;
- удостоверение инвалида;
- индивидуальная программа реабилитации.
Социальное такси нельзя вызывать слишком часто, а потому существует лимит — 80 поездок в месяц для инвалидов-колясочников и тех, кто не может передвигаться без специальных приспособлений, 20 поездок в месяц — для всех прочих льготников.
Правилами предоставления социального такси предусмотрен порядок очерёдности вызовов — если перед обратившимся кто-то уже вызвал машину, и свободных автомобилей нет, придётся дожидаться очереди. Поэтому установлено правило, согласно которому в первую очередь обслуживаются инвалиды-колясочники, затем инвалиды 1-ой и 2-ой групп, а уже потом остальные категории граждан.
Поскольку социальное такси можно вызвать и для ребёнка-инвалида, существует требование о сопровождении детей с ограниченными возможностями кем-то из взрослых.
Оплачивать социальное такси можно специальными талонами (рассчитаны на 30-45 минут), которые на каждый квартал выдаёт общество инвалидов, при этом нужно предъявить водителю также социальную карту. Существует несколько списков, по которым пассажирам предоставляются скидки на перевозку — например, инвалидам I группы гарантируют получение 90% скидки, также можно претендовать на 70% скидки, 80% и 50% по дополнительному списку.
Основная целевая аудитория действующих программ социального такси – это граждане с инвалидностью, которые в силу своих ограничений здоровья сталкиваются с серьезными трудностями в вопросе передвижения или вовсе не могут ездить куда-либо самостоятельно.
Если говорить конкретно о категориях населения, то правом пользования услуг социального такси обладают:
- граждане с инвалидностью I группы;
- граждане старше 80 лет, которым была присвоена II группа инвалидности;
- ветераны Великой Отечественной Войны;
- родители ребенка с инвалидностью (услуга доступна только в том случае, если услуги перевозчика необходимы именно для транспортировки ребенка куда-либо);
- граждане, сопровождающие инвалидов.