Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за нарушение противопожарных норм, и как за это могут отобрать землю». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С 1 ноября 2018 года в Подмосковье вступил в силу закон, который предполагает значительные штрафы за неуничтоженный борщевик. За нескошенный борщевик физическим лицам грозят штрафы до 5 тыс. рублей, должностным лицам — до 50 тыс., юридическим лицам — до миллиона рублей. Для борьбы с сорняком советуют опрыскивать очаги произрастания борщевика гербицидами, скашивать и убирать сухие растения, выкапывать их корневую систему.
По решению главы СНТ за домашних животных
Если участок находится в садовом товариществе, то уставом СНТ и решениями общего собрания владельцев участков могут быть предусмотрены специфические санкции, пояснила адвокат. По ее словам, собственника могут оштрафовать за порчу имущества или даже разведение домашних животных, которые мешают членам товарищества. «Владелец питомцев сначала получит предупреждение от председателя СНТ, его обяжут выполнить ряд мероприятий по устранению причин возникновения претензии. Решить возникшую проблему обычно получается путем обращения к председателю СНТ. Если соседи направят претензию в муниципалитет, власти выделят специалиста для оценки ситуации. Жалобы удовлетворяют, но не всегда, так как отдельные граждане могут направлять претензии «из вредности». Если объективно установить нарушение правил невозможно, дальнейшие жалобы от недовольного соседа будут игнорироваться», — объяснила Тарасова.
О нарушениях законодательства, связанных с самовольным снятием, перемещением, уничтожением или порчей плодородного слоя почвы
Практика свидетельствует о широкой распространенности правонарушений, посягающих на общественные отношения по использованию и охране почвы.
Контролирующими органами выявляются многочисленные факты самовольного снятия, перемещения, уничтожения или порчи плодородного слоя почвы.
Земельным кодексом РФ провозглашен принцип приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде.
В соответствии с Федеральным законом от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» плодородием земель сельскохозяйственного назначения является способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений.
Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденным Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67, под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, а также их арендаторов, землепользователей, землевладельцев возлагаются определенные обязанности. В частности, указанные лица обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны причинять вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.
Ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления предусмотрена частью 2 ст. 8.6 КоАП РФ.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в виде таких действий, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, и т.п. Уничтожение плодородного слоя почвы может быть следствием механического воздействия, например, сноса плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т.п.
Порча земель представляет собой действия (бездействие), приводящие как к частичному или полному разрушению плодородного слоя в результате умышленных или неосторожных действий, так и частичной утрате плодородного слоя или ухудшению его физических, химических или биологических свойств, а также снижению природно-хозяйственной ценности земель.
Согласно п. 8 Определения основных понятий видов нарушений земельного законодательства, утвержденного Роскомземом 29 марта 1994 г. N 3-14-1/404, под порчей и уничтожением плодородного слоя почвы понимается частичное или полное разрушение почвенного покрова, характеризующееся ухудшением его физического и биологического состояния, а также снижением (потерей) плодородия почв, вследствие чего использование земельного участка невозможно либо требует введения специальных ограничений, включая консервацию земель для проведения мероприятий по восстановлению плодородия почв.
Следует обратить особое внимание на необходимость четкого разграничения ответственности по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ от уголовной ответственности, предусмотренной ст. 254 УК РФ «Порча земли».
В соответствии с ч. 1 ст. 254 УК РФ влечет уголовную ответственность отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Установление последствий земельного правонарушения осуществляется соответствующими специалистами, обладающими специальными познаниями. Поэтому в случае выявления фактов порчи земли необходимо обеспечить проведение экспертизы. Значительным опытом по проведению лабораторных исследований о загрязнении почвы на территории Свердловской области обладает ФГБУ Свердловский референтныйцентр «Россельхозадзора».
Следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с п. 2 ст. 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.
В настоящее время получили распространение случаи снятия плодородного слоя почвы с последующей ее розничной продажей гражданам для осуществления растениеводства.
Данная деятельность в силу ее противоправности подлежит пресечению путем принятия соответствующих мер прокурорского реагирования.
При этом следует иметь в виду, что Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» относит почву к компонентам природной среды с целью их особой охраны, но не в качестве объекта имущественных отношений.
Таким образом, почва не может рассматриваться в качестве обычного товара. Исходя из нормы ст. 135 ГК РФ, земельный участок является главной вещью, а почва — его принадлежностью. Следовательно, юридическая судьба почвы (принадлежности) следует судьбе земельного участка (главной вещи).
Правообладатель земельного участка получает его в пользование вместе с почвой, и он не может распорядиться ею отдельно от земельного участка.
Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда. Для озеленения и благоустройства территорий населенных пунктов и других целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, преимущественно используются соответствующие санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям потенциально плодородные слои и породы, а также плодородный слой почвы, снимаемый в черте населенных пунктов при проведении строительных и иных работ.
Самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет административную ответственность по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ. Ответственность за правонарушения, предусмотренные ч. 1 ст. 8.6 наступает независимо от наступления опасных последствий. К выявлению и пресечению указанных правонарушений целесообразно привлечь органы внутренних дел, в том числе подразделения ГИБДД. От контролирующих органов следует потребовать незамедлительного принятия мер, направленных на пресечение незаконной деятельности.
В случае невыполнения предписания об устранении нарушения земельного законодательства ,влечет административную ответственность по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.
Информацию подготовил государственный инспектор отдела земельного надзора В. А.ПелевинМетки:
- земельное законодательство,
- нарушение,
- снятие и перемещение плодородного слоя почвы
← Все публикации
О нарушениях земельного законодательства
КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ И ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВУ
ПИСЬМО
от 29 марта 1994 года N 3-14-1/404
О нарушениях земельного законодательства
Роскомзем направляет для руководства и использования в практической работе следующие документы:
— приказ Роскомзема от 18.02.94 N 18 «Об утверждении Инструкции о порядке работы госземинспекторов по привлечению физических, должностных и юридических лиц к административной ответственности за нарушение земельного законодательства» /зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 28 марта 1994 г. N 528/ на 18 листах.
— письмо Центрального банка Российской Федерации от 17.02.92 N 02-31/2293 — на 1 листе.
— определение основных понятий видов нарушений земельного законодательства — на 2 листах.
Заместитель председателя Комитета
С.Л.Громов
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРЕДСЕДАТЕЛЮ КОМИТЕТА ПО
(Банк России) ЗЕМЕЛЬНОЙ РЕФОРМЕ И
ЗЕМЕЛЬНЫМ РЕСУРСАМ ПРИ
ПЕРВЫЙ ЗАМЕСТИТЕЛЬ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ
ПРЕДСЕДАТЕЛЯ ФЕДЕРАЦИИ
103016, Москва, КОМОВУ Н.В.
ул.Неглинная,12
119862, г.Москва,
от 17.12.92 N 02-31/2293 ул.Льва Толстого, 5/1
Центральный банк Российской Федерации рассмотрел проекты постановлений Правительства Российской Федерации «О внесении дополнений в Положение о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 года N 594» и считал бы возможным изложить дополнение в следующей редакции:
«Взыскание денежных средств в размере суммы штрафа с юридических лиц, за исключением иностранных и международных организаций, привлеченных к административной ответственности за нарушение земельного законодательства, производится в бесспорном порядке на основании постановлений комиссий специально уполномоченных органов, осуществляющих государственный контроль за охраной и использованием земель.
Взыскание денежных средств с иностранных, международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица и граждан производится на основании решения арбитражного суда или суда».
А.В.Войлуков
Даже если правонарушитель длительное время использует в своих целях чужую территорию (например, собственник не интересуется своим участком), это не сделает его полноправным владельцем. При временном использовании он не может провести никаких сделок с чужой землей, он не может ею распоряжаться.
Как только настоящий собственник обнаружит присвоение его имущество, временный пользователь обязан сразу вернуть чужую землю. Если он построил на ней какие-то постройки (в том числе и жилой дом), эти строения подлежат сносу. Постройки чаще всего вызывают споры, нарушитель не желает терять имущество, в которое он вложил много денег.
ВАЖНО! Сколько бы не было потрачено на незаконное возведение зданий, они подлежат сносу без любой компенсации. Если снос не происходит добровольно, настоящий владелец земли добьется сноса принудительно, через суд, может привлечь и органы власти к решению данной проблемы.
Еще один момент. За время незаконного использования чужой земли могла быть получена прибыль, ее нужно будет вернуть собственнику. Ведь по закону речь идет о незаконном обогащении.
Комментарий к ст. 8.6 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 , под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).
За захламление земель — к ответственности
При этом иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет. В силу п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ
«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.
Пунктом 1 ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» также предусмотрено, что организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами.
За порчу земель законодательством предусмотрена административная и уголовная ответственность
Земля является важнейшим природным ресурсом, неотъемлемым компонентом биосферы, необходимой для существования жизни, базисом любой деятельности человека.
Поэтому законодательство Российской Федерации содержит ряд положений, направленных на охрану земли от ухудшения ее качественного состояния. В их числе административная ответственность за порчу земель, предусмотренная статьей 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Частью 1 указанной статьи КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы.
Частью 2 статьи 8.6 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления.
Уничтожение плодородного слоя почвы может выражаться в таких действиях, как насыпка поверх него другого грунта, залив бетоном, асфальтом, приведение в негодность при заготовке и трелевке древесины, сносе плодородного слоя при строительстве, прокладке дорог; невыполнения мероприятий по рекультивации земель, проезда тяжелого транспорта и т. п.
Следует отметить, что законодательство Российской Федерации предусматривает также уголовную ответственность за порчу земли. Отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде, влекут уголовную ответственность по ч. 1 ст. 254 Уголовного кодекса РФ.
Указанные деяния, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, влекут ответственность по ч. 2 ст. 254 УК РФ.
Судебная практика по статье 8.6 КоАП
Отменяя принятые по делу судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, суд округа указал, что суды отождествили факт причинения вреда лесному участку действиями предприятия с фактом привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (постановление Октябрьского районного суда города Краснодара от 03.08.2018), что противоречит смыслу статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Постановлением Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области от 12.12.2017 N 5-911/2017 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного в части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статей 65, 69 и 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе протоколы об административных правонарушениях от 28.09.2012 N 08-09/926 (01) по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, от 28.09.2012 N 08-09/925 (01) по части 2 статьи 8.6 КоАП Российской Федерации, постановление от 11.10.2012 N ПСТ-08-09/2173, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 и части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, суд установил, что в процессе использования обществом земельного участка причинен вред окружающей среде, и, руководствуясь статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пунктом 10 Методики исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, утвержденной приказом Минприроды России от 08.07.2010 N 238, в отсутствие доказательств вины собственника и арендатора участка, удовлетворил иск.
Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив кассационную жалобу Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 29.01.2019 по делу N А19-20582/2018 и постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.04.2019 по тому же делу по заявлению товарищества собственников жилья «Сибиряк» к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Иркутской области о признании незаконным и отмене постановления от 01.08.2018 N З-211 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Суды исходили из следующего: с территории используемого Обществом гостиничного комплекса произошел аварийный разлив жидких бытовых отходов на поверхность земли с частичным попаданием в границы акватории озера Байкал, что повлекло негативные последствия для окружающей среды; данный факт Общество не отрицает; поскольку ответчик использует гостиничный комплекс, расположенный в водоохранной зоне озера Байкал, он обязан не допускать загрязнения и иного негативного воздействия на уникальную экологическую систему озера Байкал; вступившим в законную силу решением Иркутского районного суда от 10.01.2018 по делу N 12-35/2018 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по факту причинения им ущерба ледяному покрову озера Байкал в результате аварийного сброса жидких бытовых отходов; поскольку вина ответчика в причинении вреда окружающей среде подтверждена представленными в дело доказательствами, он обязан возместить вред в размере, определенном истцом на основании указанных методик.
Постановлением Управления от 23.07.2015 N 95/з Общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Беловского районного суда Курской области от 16.09.2015 указанное постановление оставлено без изменения.
По данному факту управлением составлен протокол от 26.06.2015 N 809-3Н/12 об административном правонарушении, на основании которого вынесено постановление от 10.07.2015 N 662-ЗН/39 о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
При разрешении спора, суды, руководствуясь статьями 15, 1064, 1079, 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей природной среды», разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2012 N 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», установили, что общество, являясь арендатором земельного участка на основании договора о переуступке прав и обязанностей на аренду земельного участка от 26.08.2015 было привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Согласно результатам анализов проб почвы имеются превышения концентрации нефтепродуктов. По факту загрязнения земельного участка нефтепродуктами определением от 09.06.2011 возбуждено дело об административном правонарушении N 03-12/2011 в связи с наличием признаков правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Как накажут нарушителя
В московском Административном кодексе о правонарушениях в статье 6.9 «Захламление земельных участков» содержатся все пояснения о том, какое наказание грозит за нарушения порядка.
Если случай захламления выявлен впервые, то, согласно части 1 статьи 6.9, обычный гражданин может быть оштрафован на сумму от 1 тыс. до 3 тыс. рублей. Должностные лица облагаются штрафом от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, а юридические лица заплатят от 50 тыс. до 150 тыс. рублей.
Если ранее выявленное захламление не убрали, то может быть возбуждено дело об административном нарушении. Здесь вступает в силу часть 2 статьи 6.9. Штрафы становятся выше. Граждане заплатят от 2 тыс. до 5 тыс. рублей. Должностные лица — от 20 тыс. до 50 тыс. рублей. Самый высокий штраф грозит юрлицам — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.
Собственник или арендатор земли должен сам убирать захламленную им территорию. Но если она сдана в субаренду другим организациям, можно перевыставить штраф субарендаторам. Они же будут убирать мусор.
Изучаем нормативные акты
Все правовые вопросы, связанные с использованием земельных участков, регулируются следующими нормативно-правовыми актами:
- Гражданским кодексом РФ.
- Земельным кодексом РФ.
- Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Для того чтобы распоряжаться земельным участком, необходимо оформить его в собственность. Это право можно реализовать несколькими путями:
- Приватизацией, т.е. бесплатным получением в собственность объекта недвижимости из муниципальной собственности (гражданин РФ может приватизировать земельный участок только один раз).
- Покупкой.
- Наследованием по закону или по завещанию.
Оформив землю в собственность, лицо, тем самым, определяет границы собственной территории от муниципальных и иных земель. Вышеназванные нормативные акты определяют порядок приобретения земли в собственность, а также основные правила ее межевания, но ни один из документов не дает четкого определения понятию «придомовая территория».
Придомовая территория не является исключительной атрибутикой частных домов. Многоквартирные дома также имеют придомовые участки, и здесь нарушения использования этих участков встречаются гораздо чаще, чем в частном секторе.
Захламление придомовой территории имущества граждан
В связи со значительным увеличением суммы взыскания административная ответственность является средством эффективной борьбой с нарушениями в области земельного законодательства.
Лишение права собственности на земельный участок — исключительная мера, соразмерная последствиям, вызванным самовольным строительством (например, причинён вред окружающей среде).
ГК РФ обычаи, противоречащие основным началам гражданского законодательства, а также обязательным для участников соответствующего отношения положениям законов, иных правовых актов или договору, не применяются.
Эксплуатация участка для с/х производство, вызвавшая существенное снижение плодородия или значительное ухудшение экологической обстановки, — грубое нарушение правил рациональной эксплуатации земли.
В нем сказано, что в состав придомовой территории могут входить детские и спортивные площадки, коллективные автостоянки, пожарные проезды, трансформаторные подстанции и т. д.
Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.85), договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № был расторгнут. Из передаточного акту от ДД.ММ.ГГГГ к соглашению о расторжении договора аренды (л.д.86) следует, что земельный участок возвращен Арендодателю в состоянии, пригодном для использования.
Регистрация незаконных сделок с земельной площадью – статья 170 Уголовного Кодекса. А также умышленное изменение сведений Государственного кадастра на заведомо неверную информацию и начисление сниженных платежей за землю. Исходя из акта земельный участок был передан Арендатору в состоянии, пригодном для использования (л.д.84).
За хлам на своей территории ответит арендатор участка
Собственник участка не должен во вред владельцам соседних участков проводить оросительные, мелиоративные и геодезические работы, использовать вредные химические удобрения, которые могут нанести вред окружающей среде. В противном случае иные собственники могут обратиться в суд за защитой своих гражданских прав.
Перечень земельных правонарушений, за совершение которых наступает административная ответственность, приводится в нормативно-правовых актах административного и земельного права. По общему правилу, к административной ответственности виновные привлекаются независимо от того, в рабочее или нерабочее время они совершили правонарушение.
Соответствующие дополнения в ст. 8.6 КоАП разработаны Минэкономразвития России. В настоящее время проект ФЗ вынесен на общественное обсуждение на Едином портале.
Для подтверждения отнесения отходов к конкретному классу опасности для окружающей среды хозяйствующий субъект направляет в орган Росприроднадзора документы, перечисленные в пункте 6 Приказа Минприроды России от 5 декабря 2014 года № 541 «Об утверждении порядка отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности». Ответственность за захламление земельного участка Кроме самовольного занятия земель административная ответственность применяется, когда нарушаются установленные правила застройки земельного участка, т.е. в случаях самовольного строительства. Статья 143 КоАП устанавливает административную ответственность за строительство объектов недвижимости без разрешения на строительство. Специальная норма ст. 1431 КоАП рассматривает нарушение правил строительства летних садовых домиков, а также организации и ведения коллективного садоводства как административное правонарушение. Земельный кодекс предусматривает административную ответственность за захламление земель.
В случае выявления земельного правонарушения орган местного самоуправления при этом выносит недобросовестному собственнику или пользователю земельного участка предупреждение, в соответствии с которым необходимо устранить все выявленные нарушения. Если же выставленные требования будут проигнорированы и нарушения не будут устранены, администрация имеет право обращаться в суд.
По этой причине любому собственнику земельного участка полезно знать основные законодательные положения, которые могут помочь именно ему сберечь своё «земельное богатство» и избежать развития негативного сценария «расставания» с ним.
Юридическая ответственность за нарушения земельного законодательства
Как уже отмечалось в предыдущем параграфе, все виды ответственности за нарушения земельного законодательства можно подразделить на традиционные и специальные.
Если материалами дела будет установлено, что вред причинен несколькими предприятиями, учреждениями, организациями, арбитражный суд, руководствуясь п. 3 ст. 87 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды», должен определить размер ответственности каждого причинителя вреда, в том числе изыскательской, проектной, строительной организаций, с учетом степени его вины.
Совместно с Комитетом по экологии и природопользованию администрации г. Екатеринбурга и с Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству на основе данных инвентаризации несанкционированных свалок решить вопрос о выборе мест и оформить документы по организации официальных полигонов для складирования промышленных и бытовых отходов.
Комментарий к ст. 8.6 КоАП
1. Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с использованием и охраной плодородного слоя почвы. Состав правонарушения по ч. 1 формальный, т.о. объективную сторону образуют действия, т.е. снятие или перемещение плодородного слоя почвы; субъективная сторона характеризуется виной в форме прямого умысла или неосторожности. Состав правонарушения по ч. 2 материальный, т.о. объективную сторону образуют действия или бездействие, т.е. несоблюдение или ненадлежащее соблюдение правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления, последствия, т.е. уничтожение плодородного слоя почвы, и причинная связь; субъективная сторона характеризуется виной в форме косвенного умысла или неосторожности. Субъектом правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
2. Согласно Основным положениям о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утв. Приказом Минприроды РФ от 22 декабря 1995 г. N 525 и Приказом Роскомзема от 22 декабря 1995 г. N 67 , под плодородным слоем почвы понимается верхняя гумусированная часть почвенного профиля, обладающая благоприятными для роста растений химическими, физическими и агрохимическими свойствами (п. 19 прил. N 6). Условия приведения нарушенных земель в состояние, пригодное для последующего использования, а также порядок снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы устанавливаются органами, предоставляющими земельные участки в пользование и дающими разрешение на проведение работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экологической экспертизы. Разработка проектов рекультивации осуществляется на основе действующих экологических, санитарно-гигиенических, строительных, водохозяйственных, лесохозяйственных и других нормативов и стандартов с учетом региональных природно-климатических условий и месторасположения нарушенного участка. Нормы снятия плодородного слоя почвы, потенциально плодородных слоев и пород устанавливаются при проектировании в зависимости от уровня плодородия нарушаемых почв с учетом заявок и соответствующих гарантий со стороны потребителей на использование потенциально плодородных слоев и пород. Снятый верхний плодородный слой почвы используется для рекультивации нарушенных земель или улучшения малопродуктивных угодий. Использование плодородного слоя почвы для целей, не связанных с сельским и лесным хозяйством, допускается только в исключительных случаях, при экономической нецелесообразности или отсутствии возможностей его использования для улучшения земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда (п. 6 (1), п. 6 (2), п. 8 (1), п. 8 (2)). Плодородие земель сельскохозяйственного назначения в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» от 16 июля 1998 г. N 101-ФЗ представляет собой способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико-химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений (ст. 1).
———————————
БНА. 1996. N 4.
СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3399; см. с изм. и доп.
3. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель (ч. 1 ст. 13 ЗК РФ) . Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, согласно Федеральному закону «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ , обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенными способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в т.ч. приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным воздействиям хозяйственной деятельности (абз. 1 ч. 1 ст. 6).
———————————
СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; см. с изм. и доп.
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3018; см. с изм. и доп.
Прокурор разъясняет — Прокуратура Калужской области
Специалистами отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Мордовия проведена плановая проверка по выполнению обязательных требований земельного законодательства РФ в ОАО «Мордовиягосплем».
В ходе обследования земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения общей площадью 158,8 га, расположенного вблизи поселка Озерный Октябрьского района городского округа Саранск, принадлежащего на праве собственности ОАО «Мордовиягосплем», выявлено захламление земельного участка сельскохозяйственного назначения отходами животноводческого производства и бытового характера, расположенного в 300 метрах западнее от основной изгороди периметра животноводческих помещений общества.
В соответствии с требованиями, установленными Земельным кодексом РФ, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, а также защите земель от захламления отходами производства и потребления. Тем не менее, за 2014 год специалистами отдела государственного земельного надзора по Республике Мордовия Управления Россельхознадзора по РМ и Пензенской области было выявлено около 100 случаев захламления земельных участков сельскохозяйственного назначения отходами производства и бытового потребления.
Победой завершилось дело проекта «Зеленый трибунал» по борьбе со стихийными свалками в Химках. Виновное в загрязнении окружающей среды предприятие ООО «Химки-Лэнд» будет оштрафовано на крупную сумму; также его обязали устранить все нарушения.
В конце 2013 года инициативная группа граждан микрорайона Клязьма-Старбеево (г. Химки, Московская область) обратилась в «Зеленый трибунал» по поводу появления рядом с их домами незаконных свалок, загрязняющих окружающую среду.
Разработанный при участии Росреестра законопроект о штрафах за нарушения земельного законодательства в зависимости от кадастровой стоимости был одобрен на заседании Правительства РФ и рекомендован к внесению в Госдуму, сообщает пресс-служба Росреестра.
Напомним, что проект федерального закона «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях», подготовленный Минэкономразвития России при участии Росреестра предусматривает увеличение административных штрафов, а также устанавливает порядок исчисления их размеров за нарушения земельного законодательства в зависимости от кадастровой стоимости земельного участка, на котором допущено нарушение.
Поговорим подробнее о самовольных захватах. Как уже было сказано в предыдущем пункте, все нарушения касательно ЗОП должны быть предусмотрены законом нашей страны.
Такой вид нарушения землепользования как самовольный захват территории, предназначенной для общего пользования, причисляется к административному правонарушению и регулируется статьей 7.1 главы 7 Кодекса Административных Правонарушений РФ.
Расследования по этому правонарушению проводят государственные федеральные инспекторы, специализирующиеся на использование и охране тех ЗУ, которые внесены в Росреестр. Статья, регламентирующая это нарушение называется «Самовольное занятие земли».
По ней занятие ЗОП по собственной воле в случаях, если на это не имеется документов, которые предусмотрены законом (или в случаях, если отсутствуют документы на разрешение хозяйственной деятельности), влечет за собой административную ответственность. А именно, штраф для физического лица в размере 500-1000 рублей, для должностного лица от 1000 до 2000 рублей и для юридического лица от 2000 до 20 000 рублей.
Помимо этого, касательно самозахвата действует статья №21 главы 23 Кодекса Административных Правонарушений РФ, которая именуется «Органы, выполняющие государственный контроль за эксплуатацией и охраной земельных участков».
Органы, отмеченные в этой статье, имеют особое право рассмотрения тех дел, которые касаются ситуаций, предусмотренных в статьях 7.10, 7.2 (часть 1), 7.1 (в объеме самовольной уступки права использования участка и мены земли), а также в статьях 8.8., 7.34 КоАП РФ.
Этими органами государственной службы являются следующие:
- Главный государственный инспектор Российской Федерации по охране и эксплуатации земли, а также его заместители.
- Главные государственные инспекторы отдельных регионов РФ по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
- Главные городские и районные госинспекторы по охране и эксплуатации земли, а также их заместители.
Обратимся к ситуациям, в которых самовольно захватываются ЗОП, к чему они могут привести и почему эти ситуации не являются законными.
Постройки, как известно и понятно каждому, должны находиться на территории земли их владельца, причем по указанным нормам, соблюдая все отступы согласно пожарной безопасности и другим нормам.
Строительство гаража не требует разрешения, не подведено какому-либо контролю, но гараж, тем не менее, должен находиться в границах ЗУ. Но бывают такие случаи, когда хозяин построил гараж так, что его часть выходит на дорожную зону, являющуюся ЗОП, что незаконно и является поводом для обращения в Росреестр.
Захламление земель коап рф
Липецк, ул. Опытная, д. Рощинский, ул. В соответствии с ч.
Проводится механическое воздействие на почву, перемешивание отходов с плодородным слоем почвы строительной техникой для создания обваловки несанкционированного места размещения отходов.
Плодородный слой почвы перекрыт абиотическим неплодородным слоем от 0.
Видео: О борьбе Управления Россельхознадзора по Костромской и Ивановской областям с захламлением земель сельскохозяйственного назначения Одним из распространенных видов выявляемых специалистами отдела земельного надзора правонарушений является захламление земельных участков сельскохозяйственного назначения твердо-бытовыми отходами, а также отходами производства навоз, куриный помет. Не выполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв является административным правонарушением, ответственность за которое предусмотрена ч. Статья 8. Порча земель Новая редакция Ст.