Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
До возбуждения уголовного дела осмотр места происшествия должен проводиться при наличии сообщения о преступлении, в жилище являющимся местом происшествия и при необходимости неотложности исследования жилища.
Статья 176 УПК РФ. Основания производства осмотра (действующая редакция)
- Решение Верховного суда: Определение N 30-О09-11, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Что касается протокола осмотра места происшествия, то он проведен в соответствии с требованиями ст.ст.176, 177 УПК РФ. В соответствии с ч.2 ст. 176 УПК РФ осмотр места происшествия может быть проведен до возбуждения уголовно го дела…
- Решение Верховного суда: Определение N 20-О12-18СП, Судебная коллегия по уголовным делам, кассация Как следует из материалов дела, осмотр зала совещаний МВД России по району Республики произведен в соответствии с требованиями ст. 176, 177 УПК РФ с участием двух понятых, самого Пахрутдинова М.С, которые по окончании осмотра своими подписями удостоверили правильность отраженных в нем сведений…
- Решение Верховного суда: Определение N 74-АПУ16-8СП, Судебная коллегия по уголовным делам, апелляция Судья, установив, что осмотр места происшествия от 11.07.2015 произведен в соответствии с требованиями статей 176, 177, 170 УПК РФ, также обоснованно отказал в удовлетворении ходатайства защиты о признании его недопустимым доказательством…
Наличие понятых при проведении осмотра при отсутствии видео фиксации является обязательным условием (за исключением случаев предусмотренных в ч.3 ст. 170 УПК РФ, когда в силу труднодоступности местности и отсутствия возможности видео фиксации следователь производит осмотр без понятых и видеофиксации, о чем делает запись в протоколе).
Протокол осмотра составляется по общим правилам ст. 166 УПК РФ и ст. 167 УПК РФ с дополнительными обязательными требованиями предусмотренными частью 2 и частью 3 статьи 180 УПК РФ
В протоколах описываются все действия следователя, а также все обнаруженное при осмотре и (или) освидетельствовании в той последовательности, в какой производились осмотр и освидетельствование, и в том виде, в каком обнаруженное наблюдалось в момент осмотра и освидетельствования. В протоколах перечисляются и описываются все предметы, изъятые при осмотре и (или) освидетельствовании.
ч.2 ст.180 УПК РФ
В протоколах также должно быть указано, в какое время, при какой погоде и каком освещении производились осмотр или освидетельствование, какие технические средства были применены и какие получены результаты, какие предметы изъяты и опечатаны и какой печатью, куда направлены после осмотра труп или предметы, имеющие значение для уголовного дела.
ч.3 ст. 180 УПК РФ
В протоколе осмотра излагаются только наблюдавшее следователем обстоятельства, а предположения и выводы следователя относительно механизма следов и их образования в протоколе не указываются.
Ниже приведена форма протокола осмотра места происшествия, которая ранее была обязательной, сейчас протокол осмотра составляется в свободной форме с учетом правил и требовании предъявляемым к нему УПК РФ.
Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
ч.4 ст. 177 УПК РФ
Осмотр жилого помещения допустим только с согласия проживающих в нем лиц, при этом согласие должны выразить все проживающие лица, если хотя бы один проживающий не согласен на проведение следственного действия, следователю необходимо обратиться в суд с ходатайством об проведении осмотра. Проведение осмотра без согласия проживающего лица, может привести к признанию образовавшихся в ходе такого осмотра доказательству в виде протокола недопустимым( ст.83 УПК РФ).
Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
ч.5 Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
При разрешении ходатайств о производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия проживающих в нем лиц, обыска и (или) выемки в жилище (пункты 4 и 5 части 2 статьи 29 УПК РФ) судам следует исходить из понятия жилища, содержащегося в пункте 10 статьи 5 УПК РФ.С учетом положений части 5 статьи 177 УПК РФ на производство осмотра жилища требуется разрешение суда, если хотя бы одно из проживающих в нем лиц возражает против осмотра.
п.8 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 01.06.2017 N 19 «О практике рассмотрения судами ходатайств о производстве следственных действий, связанных с ограничением конституционных прав граждан (статья 165 УПК РФ)»
Извлечение трупа из места захоронения производиться по постановлению следователя, при этом следователь обязан уведомить близких родственников и получить от них согласие на эксгумацию. Родственники в праве возражать, в этом случае решение об эксгумации принимается судом с учетом всех доказательств необходимости данного следственного действия предоставленного следователем суду.
При необходимости извлечения трупа из места захоронения следователь выносит постановление об эксгумации и уведомляет об этом близких родственников или родственников покойного. Постановление обязательно для администрации соответствующего места захоронения. В случае, если близкие родственники или родственники покойного возражают против эксгумации, разрешение на ее проведение выдается судом.
ч.3 ст.178 УПК РФ
Расходы, которые будут в дальнейшем понесены родственниками на повторное захоронение труппа возмещаются за счет средств федерального бюджета в порядке ст. 131 УПК РФ.
Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей К.В. Арановского, А.И. Бойцова, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, О.С. Хохряковой, В.Г. Ярославцева,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина Е.К. Левченко к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, установил:
1. В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин Е.К. Левченко утверждает, что в принадлежащем ему жилище вопреки его воле было проведено следственное действие — осмотр места происшествия, и просит признать часть пятую статьи 165 «Судебный порядок получения разрешения на производство следственного действия», статьи 176 «Основания производства осмотра» и 177 «Порядок производства осмотра» УПК Российской Федерации не соответствующими статье 25 Конституции Российской Федерации, поскольку, по мнению заявителя, эти нормы не обязывают следователя, производящего осмотр места происшествия в жилище без согласия и вопреки воле его собственника, обращаться в суд за разрешением на производство осмотра либо за решением по вопросу о его законности ни до, ни после проведения данного следственного действия.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Статья 176 УПК Российской Федерации устанавливает, что осмотр места происшествия, местности, жилища, иного помещения, предметов и документов производится в целях обнаружения следов преступления, выяснения других обстоятельств, имеющих значение для уголовного дела (часть первая); осмотр места происшествия, предметов и документов может быть произведен до возбуждения уголовного дела (часть вторая). Эта статья не регламентирует основания и порядок получения разрешения суда на производство следственного действия, которые определены пунктом 4 части второй статьи 29 и статьей 165 того же Кодекса.
Часть пятая статьи 177 УПК Российской Федерации прямо предусматривает, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения, а если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 того же Кодекса, которая допускает в случаях, не терпящих отлагательства, проведение данного следственного действия и без получения судебного решения, на основании постановления следователя или дознавателя с последующим уведомлением судьи и прокурора о его производстве.
Таким образом, оспариваемые нормы не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя. Разрешение же вопроса о соблюдении порядка осмотра жилища в его деле, равно как и оценка правильности составления протокола осмотра места происшествия в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, определенные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», не входят.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Левченко Евгения Константиновича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации |
В.Д. Зорькин |
Осмотр как следственное действие процессуально урегулирован ст. 176-178 УПК.
Понятие «следственный осмотр» относится к числу общих, собирательных категорий. Этим понятием охватываются несколько видов следственных действий, связанных с исследованием (изучением) различных объектов путем их непосредственного восприятия дознавателем (следователем) и другими участниками осмотра.
Процессуальные правила отдельных видов осмотра содержатся и в иных статьях уголовно-процессуального закона. Так, ст. 185 УПК регламентирует осмотр почтово-телеграфной корреспонденции, ч. 7 ст. 186 УПК касается осмотра фонограммы, полученной в результате контроля и записи переговоров. В указанных случаях осмотр является не составной частью таких следственных действий, как наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, а представляет собой самостоятельное следственное действие, так как оформляется самостоятельным протоколом осмотра.
Поэтому наряду с общими положениями, одинаково важными для всех видов осмотра, зафиксированными в ряде норм УПК РФ, уголовно-процессуальный закон содержит ряд специальных норм, регулирующих некоторые виды осмотра (трупа, жилого помещения и др.).
Статья 177 УПК РФ. Порядок производства осмотра
- Исключена.
- Осмотр следов преступления и иных обнаруженных предметов производится на месте производства следственного действия, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи.
- Если для производства такого осмотра требуется продолжительное время или осмотр на месте затруднен, то предметы должны быть изъяты, упакованы, опечатаны, заверены подписью следователя на месте осмотра. Изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. При этом в протоколе осмотра по возможности указываются индивидуальные признаки и особенности изымаемых предметов.
- Все обнаруженное и изъятое при осмотре должно быть предъявлено участникам осмотра.
- Осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения. Если проживающие в жилище лица возражают против осмотра, то следователь возбуждает перед судом ходатайство о производстве осмотра в соответствии со статьей 165 настоящего Кодекса.
- Осмотр помещения организации производится в присутствии представителя администрации соответствующей организации. В случае невозможности обеспечить его участие в осмотре об этом делается запись в протоколе.
Комментарии к ст. 12 УПК РФ
1. Согласно ст. 25 Конституции РФ жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения. В этой связи суды должны рассматривать материалы, подтверждающие необходимость проникновения в жилище, если таковые представляются в суд.
2. В случае если судья не дал разрешения на проведение указанных действий, уполномоченные на то органы и должностные лица вправе обратиться по тому же вопросу в вышестоящий суд.
3. Законодатель налагает запрет на производство выемки, обыска, наложения ареста на имущество до возбуждения уголовного дела. Осмотр же места происшествия — одно из следственных действий, которые разрешено производить на первой стадии уголовного процесса, — нельзя осуществлять против воли проживающих в осматриваемом жилом помещении лиц.
4. Основания и общий порядок обыска, выемки и осмотра помещения закреплены в ст. ст. 176 — 177, 182 — 184 УПК. Помимо указанных статей правовая основа названных уголовно-процессуальных действий закреплена в ст. 450 УПК, а также в ст. 16 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» и ст. 12 Федерального закона «Об уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».
5. За незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 139 УК). Незаконное проникновением в жилище, помещение либо иное хранилище является, кроме того, по ряду преступлений квалифицирующим признаком (п. «б» ч. 2, п. «а» ч. 3 ст. 158, ч. 2 ст. 161, п. «в» ч. 2 ст. 162 УК).
6. Редакция ч. 2 коммент. ст. позволяет говорить, что органу предварительного расследования предоставлена возможность выбора, как производить обыск или выемку в жилище — на основании судебного решения или без такового. Между тем заложенная в данной статье идея указывает на то, что в жилище обыск и выемка не могут производиться без разрешающего их проведение судебного решения. И исключение из этого правила лишь одно — случаи, предусмотренные ч. 5 ст. 165 УПК.
Статья 177 УПК РФ осмотр в уголовном процессе
1.
Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.
2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством.
А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.
: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).
3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием “обследование помещений” (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности”).
Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).
Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.
2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).
3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).
Осмотр — это следственное действие, в ходе которого зрительно и с применением технических средств производится общее исследование места происшествия, местности, помещений, жилища, трупа, предметов и документов в целях обнаружения, описания и изъятия следов преступления и установления обстоятельств, значимых для уголовного дела.
Сущность осмотра заключается в том, что следователь посредством наблюдения, сравнения, измерения, применения других методов познания, убеждается сам в существовании фактов, имеющих доказательственное или иное значение для уголовного дела и удостоверяет их существование путем составления предусмотренного в законе процессуального документа.
Основанием производства осмотра является наличие обоснованного предположения следователя, о том, что при производстве того или иного вида следственного осмотра могут быть обнаружены следы преступления, выяснены друге обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела.
Значение следственного осмотра состоит в том, что данное следственное действие позволяет получить исходные данные для выдвижения версий, а также составить наиболее точное и полное представление о характере и механизме происшествия, является одним из надежных способов получения доказательственной информации. Следственный осмотр места происшествия, в ряде случаев, имеет решающее значение для установления наличия или отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела. В случаях не терпящих отлагательств закон допускает производство осмотра места происшествия до возбуждения уголовного дела (ч.2 статьи 176 УПК РФ).
Выделяются следующие виды следственного осмотра:
места происшествия,
местности,
жилища,
иных помещений,
предметов и документов,
осмотр трупа.
В следственной практике встречаются также случаи осмотра животных.
Следственный осмотр может производиться как самостоятельное следственное действие, так и в ходе производства других следственных действий (например осмотр документа или предмета может быть произведен в ходе обыска или выемки, в ходе осмотра места происшествия при наличии трупа может быть произведен его осмотр и т.д.).
Если осмотр производится как самостоятельное следственное действие, то его ход и результаты фиксируются соответственно в протоколах осмотра места происшествия, осмотра предметов (документов), протоколе осмотра местности, жилища, иного помещения, протоколе осмотра трупа, с учетом требований статьи 166 УПК РФ (Протокол следственного действия) и статьи 167 УПК РФ (Удостоверение факта отказа от подписания или невозможности подписания протокола следственного действия).
Форма бланков данных процессуальных документов закреплена в статье 476 УПК РФ (Перечень бланков процессуальных документов досудебного производства):
протокол осмотра места происшествия – приложение 4 статьи 476 УПК РФ;
протокол осмотра трупа– приложение 5 статьи 476 УПК РФ;
протокол осмотра предметов (документов) – приложение 51 статьи 476 УПК РФ;
протокол осмотра местности, жилища, иного помещения– приложение 86 статьи 476 УПК РФ.
В случае извлечения трупа из места захоронения и последующего его осмотра составляется протокол эксгумации и осмотра трупа — приложение 44 статьи 476 УПК РФ.
Предъявление для опознания — это следственное действие, в ходе которого опознающему предъявляется какой-либо объект для того, чтобы он установил его тождество или различие с тем объектом, о котором ранее давал показания.
Предъявлению для опознания обязательно должен предшествовать допрос опознающего. Им может быть свидетель, потерпевший, подозреваемый или обвиняемый. В протоколе допроса должно быть отражено, сможет ли данный участник процесса опознать какое-либо наблюдавшееся им ранее лицо или предмет и по каким именно признакам.
Если же он заявляет о том, что не сможет опознать объект или не может назвать особых примет или признаков объекта, предъявление для опознания теряет всякий смысл.
В зависимости от объекта различают предъявление для опознания лица, предмета, трупа. На практике встречается также предъявление для опознания животных, помещений, строений, участков местности и других объектов.
Предъявление для опознания производится в присутствии понятых.
Лицо предъявляется для опознания вместе с другими лицами, по возможности сходными между собой по внешности (одного пола, примерно одного роста, возраста, если это имеет значение — с одинаковым цветом волос, глаз, в похожей одежде и т.д.). Общее число лиц, предъявляемых для опознания, должно быть не менее трех. Это правило не распространяется на опознание трупа.
Перед началом следственного действия опознаваемому предлагается занять любое место среди предъявляемых лиц, о чем делается отметка в протоколе.
Предмет предъявляется для опознания в группе однородных предметов в количестве не менее трех. Обычно они располагаются под соответствующими пронумерованными карточками. В протоколе должно быть отражено, под каким номером находится опознаваемый предмет.
При невозможности предъявления для опознания лица или предмета в натуре оно может быть произведено по фотографии, предъявляемой одновременно с фотографиями других лиц или предметов, внешне сходных с опознаваемым. Количество фотографий должно быть не менее трех, которые также располагаются под номерами.
Опознающий приглашается в помещение, где производится опознание, только после выполнения указанных действий.
Если опознающим является свидетель или потерпевший, то они предупреждаются об ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, что отмечается в протоколе.
Опознающему предлагается осмотреть предъявляемые объекты и указать лицо или предмет, о котором он ранее давал показания, а также сообщить, по каким приметам или признакам он произвел опознание. Наводящие вопросы при этом не допускаются.
Нельзя проводить повторное опознание лица или предмета тем же опознающим и по тем же признакам.
Если существует угроза безопасности опознающего, по решению следователя опознание может быть проведено в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознающего опознаваемым. В этом случае понятые находятся в месте нахождения опознающего.
О предъявлении для опознания составляется протокол. В нем указываются сведения о личности опознающего, о лицах и предметах, предъявленных для опознания, и по возможности дословно излагаются показания опознающего. Если предъявление лица для опознания проводилось в условиях, исключающих визуальное наблюдение опознаваемым опознающего, то этот факт должен быть отражен в протоколе. Протокол зачитывается следователем вслух. Лица, участвующие в данном следственном действии, вправе требовать внесения в него дополнения и поправок. Протокол подписывается всеми присутствующими при опознании.
Другой комментарий к статье 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
1. Апробированный многолетней следственной практикой и детально регламентированный комментируемой статьей порядок производства следственного осмотра призван обеспечить достоверность протокольного описания наблюдаемого и обнаруженного, исключить подделку документа и споры по этому поводу в дальнейшем, а также подмену вещественных доказательств и не нарушить без действительной необходимости права и интересы лиц, оказавшихся участниками правоотношений, возникающих в связи с данным следственным действием. Тактике следственного осмотра отводится значительное и заслуженное место в науке криминалистике.
2. Если протокол следственного осмотра вызывает сомнения в своей точности и достоверности, а разрешить эти сомнения путем допроса участвовавших в производстве следственного действия лиц не представляется возможным, потому что ни понятые, ни другие лица к осмотру не привлекались, такой документ обречен на признание его недопустимым доказательством. А по делам о дорожно-транспортных происшествиях указанные недостатки протокола следственного осмотра влекут за собой еще и сомнения в достоверности выводов автотехнической экспертизы, для производства которой результаты осмотра дорожно-транспортного происшествия и транспортных средств, участвовавших в происшествии, имеют важнейшее исходное значение (см.: Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 2. С. 25, 26).
3. Осмотр жилища без согласия проживающих в нем лиц (часть пятая комментируемой статьи) имеет аналог в виде негласного оперативно-розыскного мероприятия под названием «обследование помещений» (пункт 8 части первой статьи 6 Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности»). Это мероприятие может проводиться как при наличии уголовного дела, так и до его возбуждения тоже только на основании судебного решения, только по мотивированному постановлению руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и только при наличии информации о признаках подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, а также о лицах, причастных к такому преступлению (пример из практики, отражающий позицию Верховного Суда РФ, см.: Постановление Президиума Верховного Суда Республики Татарстан от 11 мая 2005 г. // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 1. С. 31, 32).
Комментарии к ст. 177 УПК РФ
Актуальность норм, регулирующих обследование,сложно переоценить. Это важнейший источник вещественных доказательств и эффективный способ отработки следственных версий.
В силу недостаточно чётких юридических формулировок статей УПК, регламентирующих проведение различных видов осмотров, вспомогательную роль играют правовые комментарии соответствующих статей.
При разъяснении процедуры проведения осмотра юристы комментируют неоднозначные (с практической точки зрения) положения:
- Большую часть своего внимания правоведы сконцентрировали на утратившей силу части 1 статьи 177. Дискуссии касаются целесообразности придания институту понятых признака факультативности при проведении следственных действий.
- В юридической практике имеет хождение термин «специальной цели осмотра предметов». В качестве таковой указывается необходимость их криминалистического исследования и подтверждение их тождества. Как дополнительная цель рассматривается выяснение необходимости проведения узкоспециальной экспертизы.
- Наиболее полное разъяснение получили положения закона в части проведения осмотра жилища. Норма УПК по конструкции бланкетная, т.е. детализируется и уточняется другими нормами зачастую из смежных отраслей права. Необходимость соблюдать международные права человека, гарантированные Конституцией РФ, при расследовании преступлений приводит к законодательному закреплению дополнительных требований к оформлению и проведению следственных действий. Комментарии указывают, что осмотр жилища возможен и при устном согласии жильцов, которое всё же не освобождает следователя от отражения данного факта в протоколе, который подписывается присутствующими при осмотре лицами.
- Комментарии в части осмотра помещения организации в основном касаются проведения разграничения между следственными действиями в рамках расследования преступлений и межведомственного взаимодействия при проведении мероприятий налогового или банковского контроля.
- Вызывающим определённые споры является вопрос о необходимости получения судебного решения для производства обыска в помещениях юридического лица.
Комментарии направлены на разъяснение участникам уголовного процесса значения правомерности произведения тех или иных процессуальных действий. Ценой ошибки или несоблюдения какого-либо требования может быть неверная квалификация содеянного или вынесение неправосудного решения.
Комментарий к ст. 177 Уголовно-процессуального Кодекса РФ
Комментарии к статьям УПК помогут разобраться в нюансах уголовно-процессуального права.
1. Осмотр места происшествия производится, как правило, немедленно по получении информации о происшествии. Закон допускает его проведение в ночное время в случаях, не терпящих отлагательства (ч. 3 ст. 164). Однако лучше его производить днем, когда налицо более благоприятные условия для восприятия.
2. Следователь — руководитель и основной исполнитель всех производимых в процессе осмотра действий; он ответствен за полное и объективное проведение осмотра, за точное выполнение предписаний закона. Во время производства осмотра он вправе давать органам дознания обязательные для исполнения поручения.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ОСМОТРА В СЛУЧАЕ, НЕ ТЕРПЯЩЕМ ОТЛАГАТЕЛЬСТВА
К следственным действиям которые чаще всего производятся до возбуждения уголовного дела относится осмотр места происшествия В соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия может быть произведен до возбуждения уголовного дела. Разрешение суда на производство этого следственного действия не требуется, но если местом происшествия является жилище, то осмотр в этом случае является одновременно и осмотром жилища, а потому в этом случае для производства осмотра требуется либо согласие совершеннолетних лиц, проживающих в нем, либо судебное решение.
Как правило, проживающие в жилище лица дают свое согласие на проведение осмотра жилища в котором совершено преступление. Если же эти лица не дают своего согласия на осмотр, то провести его следователь может только получив разрешение суда и только после возбуждения уголовного дела.
На практике возникают ситуации, когда необходимо незамедлительно осмотреть место происшествия, а обращение в суд за разрешением на производство осмотра может существенно затруднить расследование. В этом случае следователь (дознаватель) руководствуется ч. 5 ст. 165 УПК РФ. В этом случае он не получает согласие руководителя следственного органа (прокурора), а выносит постановление о производстве осмотра жилища в случаях, не терпящих отлагательства. Это постановление предъявляется следователем (дознавателем) владельцу или иному лицу, проживающему в данном жилище, под роспись.
После производства осмотра следователь (дознаватель) в течение 24 часов уведомляет суд и прокурора о производстве такого осмотра.
Порядок осмотра жилища граждан в ходе уголовного судопроизводства регламентирован ч. 5 ст. 1 77 Уголовно-процессуального Кодекса РФ. Указанной нормой закреплена правовая гарантия того, что осмотр жилища производится только с согласия проживающих в нем лиц или на основании судебного решения.
Жилище может быть местом происшествия, в результате чего в нем остаются различные следы, подлежащие фиксации и изъятию. В связи с процессуальной важностью подобных осмотров необходимо обратить внимание на имеющиеся исключения из общего правила, регламентированные уголовно-процессуальным законом.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 176 УПК РФ в случаях, не терпящих отлагательства, осмотр места происшествия, в том числе и жилища, может быть произведен до возбуждения уголовного дела. На основании ч. 5 ст. 165 УПК РФ, в исключительных случаях, когда производство осмотра жилища не терпит отлагательства, данный осмотр может быть проведен на основании постановления следователя без получения судебного решения и согласия проживающих в нем лиц. В этом случае дознаватель или следователь в течение 24 часов с момента начала производства следственного действия должен уведомить судью и прокурора о его проведении.
Перед проведением следственного действия следователь выясняет мнение о возможности проведения осмотра жилища у всех проживающих в нем лиц.
Под лицами, проживающими в жилище, подразумеваются совершеннолетние лица, постоянно или временно проживающие в подлежащем осмотру жилом помещении или владеющие им на праве частной собственности, независимо от факта их регистрации в этом жилище. В ситуации, когда жилище сдано в аренду, нет необходимости получать согласие на осмотр от собственника, достаточно истребовать согласие арендатора. Если в жилище проживают недееспособные граждане или несовершеннолетние, на проведение осмотра требуется согласие их законных представителей. Согласие не испрашивается у несовершеннолетнего ребенка, няни, домработницы или соседа и т.п.
В случае, если хотя бы один из проживающих в жилище возражает против производства осмотра в нем и следователь не считает, что проведение данного следственного действия не терпит отлагательства, действует судебный порядок получения разрешения на осмотр.
Собственник жилища вправе давать согласие на любых условиях: например, разрешить осмотр первого этажа дома и не разрешить — второго. Если же возникла необходимость осмотреть иные помещения, а проживающие в квартире лица возражают, следователь вправе вынести соответствующее постановление и провести осмотр. В такой ситуации следователь также в течение 24 часов с момента начала осмотра должен уведомить судью и прокурора о производстве следственного действия, приложив к уведомлению копии постановления о производстве осмотра жилища и протокола осмотра жилища.