Положение о воинском учете — 2023

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Положение о воинском учете — 2023». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Чаще всего, старшеклассники еще до окончания школы начинают планировать свое будущее, которое далеко не всегда связано с армией. Некоторые, выбрав профессию, собираются продолжать образование, поступив в ВУЗ, либо колледж и получив отсрочку.

Как вести воинский учёт: алгоритм

  1. Издайте приказ об организации воинского учёта. Это нужно сделать перед созданием компании и ежегодно (перед началом нового года) обновлять (п. 39 Методических рекомендаций). Проект приказа нужно согласовать с территориальным военкоматом, а при его отсутствии — с органом местного самоуправления, на который возложены функции первичного воинского учёта.
  2. Разработайте план работы по воинскому учёту и бронированию граждан, пребывающих в запасе. План разрабатывается в течение года, утверждается у руководителя и согласовывается с военкоматом. Документ следует ежегодно обновлять.
  3. Назначьте ответственного (ответственных) за воинский учёт. Кадровые вопросы, связанные с такими сотрудниками, согласовываются с военкоматом. Специалистов нужно утвердить отдельным распоряжением или общим приказом об организации воинского учёта. Если такую работу будет по совместительству выполнять работник отдела кадров, выполнение дополнительных обязанностей с ним необходимо обязательно согласовать и предусмотреть доплату. Объёмы дополнительной работы и информацию о доплате нужно зафиксировать в дополнительном соглашении к трудовому договору.
  4. Разработайте положение о воинском учёте и должностные инструкции для ответственных сотрудников. Положение можно разработать в произвольной форме, включив в него нормативные акты, согласно которым в организации ведётся воинский учёт, обязанности лиц, ответственных за ведение воинского учёта, виды обязательной информации и т.п.
  5. Определите состав и категории граждан, подлежащих воинскому учёту. Это лишь определённые категории граждан (п. 14 Положения № 719):
    • мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не пребывают в запасе;
    • военнообязанные в запасе (п. 1 ст. 52 № 53-ФЗ).
  6. Вести воинский учёт нужно как на основных работников, так и на сотрудников, работающих по совмещению.

    Согласно п. 16 Положения, воинский учёт может быть общим и специальным. На специальном учёте состоят военнообязанные сотрудники, которые получили от работодателя бронь. Такие сотрудники жизненно необходимы для бесперебойной работы организации. Бронь освобождает от призыва на службу в период мобилизации, военного положения и в военное время. Также на специальном воинском учёте состоят сотрудники, отслужившие в рядовом и начальствующем составе в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах уголовно-исполнительной системы и принудительного исполнения. Остальные военнообязанные сотрудники ставятся на общий воинский учёт.

  7. Составьте номенклатуру дел. Формы и перечень документов воинского учёта устанавливает Минобороны (п. 27 Положения). Документы для воинского учёта в организации приводятся в разделе IV инструкции из приказа № 700 от 22.11.2021.
  8. В организации должны иметься:

  • приказ о воинском учёте;
  • план работы по ведению воинского учёта и бронированию (если оно есть) — ежегодный список дел для специалиста по воинскому учёту, со сроками;
  • картотека личных карточек формы № 10 (раздел IV, приложение 22 инструкции № 700);
  • журнал проверок (раздел VII, приложение 29 Инструкции № 700);
  • расписки в приёме от граждан документов воинского учёта;
  • переписки с военкоматом (в том числе по сдаче отчётности;
  • списки граждан, пребывающих в запасе;
  • справочная информация;
  • прочие документы.

Номенклатуру дел по воинскому учёту нужно включить в сводную номенклатуру дел организации.

Хранятся учётные документы в течение сроков, которые определены приказом Росархива № 236 от 20.12.2019.

  • Поставьте организацию на учёт. Это можно сделать в территориальной комиссии по бронированию граждан в запасе. Обычно такие комиссии располагаются при городских администрациях и районных управах. Для регистрации потребуется заполнить карточку организации по форме 18.
  • Оформите информационный стенд по воинскому учёту. Специальных правил по его оформлению нет, организация оформить его на своё усмотрение. Нужно разместить всю необходимую информацию для военнообязанных работников: нормативные документы, правила оформления документов воинского учёта, контакты ответственного специалиста.
  • III. Порядок осуществления воинского учета в организациях

    27.Воинский учет граждан в организациях осуществляется по документам, перечень, формы, порядок хранения и заполнения которых устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации (далее — учетные документы).

    28. Документами воинского учета, на основании которых ведется воинский учет и заполняются документы, указанные в пункте 27 настоящего Положения, являются:

    • а) удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу, — для призывников;
    • б)военный билет (временное удостоверение, выданное взамен военного билета) или справка взамен военного билета — для военнообязанных.

    VII. Особенности обеспечения функционирования системы воинского учета территориальными органами министерства внутренних дел Российской Федерации

    46. Территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации при регистрации или снятии с регистрационного учета граждан по месту жительства выявляют граждан, обязанных состоять, но не состоящих на воинском учете, сообщают о них в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления, осуществляющие воинский учет.

    Читайте также:  Сроки сдачи отчетности и уплаты налогов (взносов) с 2023 года

    В этих целях должностные лица территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации проверяют наличие в паспортах граждан отметок об отношении их к воинской обязанности и направляют (вручают направление) граждан, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете, в соответствующие военные комиссариаты или органы местного самоуправления для постановки на воинский учет.

    Сведения о не вставших на воинский учет гражданах направляют в 2-недельный срок в соответствующие военные комиссариаты и (или) органы местного самоуправления.

    47. Порядок организации совместной работы территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации и военных комиссариатов по вопросам обеспечения функционирования системы воинского учета определяется совместно Министерством обороны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

    VIII. Документы воинского учета

    48. Документы воинского учета должны содержать сведения о гражданах, предусмотренные Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе».

    Перечень, формы документов воинского учета, порядок их хранения, заполнения, выдачи и замены устанавливаются Министерством обороны Российской Федерации.

    Бланки военных билетов, справок взамен военного билета, персональных электронных карт и удостоверений граждан, подлежащих призыву на военную службу, бланки удостоверений об отсрочке от призыва на военную службу в периоды мобилизации, военного положения и в военное время, а также бланки извещений о зачислении на специальный воинский учет изготавливаются по заказам Министерства обороны Российской Федерации, размещаемым в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

    Ответственность граждан за нарушение воинского учета.

    — неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, в установленные время и место без уважительной причины, неявка в установленный срок в военный комиссариат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства, расположенное за пределами территории муниципального образования, место пребывания на срок более трех месяцев либо выезде из Российской Федерации на срок более шести месяцев или въезде в Российскую Федерацию, а равно несообщение в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, об изменении семейного положения, образования, места работы или должности, о переезде на новое место жительства, расположенное в пределах территории муниципального образования, или место пребывания — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей

    статья 21.5 КоАП РФ;

    — уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии — штраф от пятисот до трёх тысяч рублей

    статья 21.6 КоАП РФ

    (за уклонение от призыва на военную службу предусмотрена уголовная ответственность в соответствии со ст. 328 УК РФ

    — умышленная порча или уничтожение документа воинского учёта, либо небрежное хранение, повлекшее его утрату — штраф в размере от пятисот до трёх тысяч рублей

    ст. 21.7. КоАП РФ

    Для чего нужна и что дает обязательная подготовка граждан к военной службе

    Основные цели обязательной подготовки граждан к военной службе заключаются в предоставлении нижеприведенных аспектов:

    • получение необходимых знаний в области обороны;
    • подготовка по основам службы (в государственных, муниципальных, негосударственных образовательных учреждениях);
    • получение военно-патриотического воспитания;
    • подготовка по военно-учетным специальностям (солдаты, матросы, сержанты, старшины);
    • медицинское освидетельствование и обследование;
    • проведение необходимых лечебно-оздоровительных мероприятий.

    Процесс подготовки граждан к военной службе регулируется правительством РФ. На занятиях предоставляют следующую информацию:

    1. знакомство с организацией системы защиты населения от возможных последствий при возникновении чрезвычайных ситуаций;
    2. изучение практических основ здорового образа жизни;
    3. получение нужных знаний о защите государства и выполнении воинского долга;
    4. приобретение практических навыков по гражданской обороне.

    Какими законами регламентируется

    Базовые нормативные документы, на которые в своей работе ссылаются кадровики и руководители предприятия в вопросе осуществления военучеты следующие:

    • Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне».
    • Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе».
    • Федеральный закон N 55-ФЗ от 07.03.2018 «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»»
    • Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете».
    • Постановление 258 Правительства РФ от 2006 г. «О субвенциях на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты»
    • Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях, имеющие максимально прикладное значение. В этой методичке собраны необходимые шаблоны документов, используемые работодателями при ведении воинского учета в учреждении.

    Введенные в действие нормативы имеют некоторые противоречия между собой. Так, например, вопрос о постановке на учёт лиц, которые признаны негодными или ограниченно годными к службе. В этом вопросе Постановление №719 розниться с требованиями ФЗ№53. Такие прецеденты считаются коллизией норм. И по общему правилу, в такой ситуации применяется та из норм, которая рассматривается, как более высокая в иерархии законов. В этом случае это ФЗ, поэтому норма Положения не работает.

    Читайте также:  Какие нужны документы на автомобиль, если управляет не собственник?

    Сотрудник предприятия, ответственный за ведение личных дел, заводит картотеку, в которой имеется информация обо всех военнообязанных работниках. Это делается в обязательном порядке.

    После этого необходимо составить план об организации воинского учета. Опираясь на него, в дальнейшем будут производиться все следующие действия.

    Еще одним документом, который должен быть в наличии у руководителя или же в отделе кадров, является журнал проверки воинского учета.

    Говоря о правильной организации этого процесса, нельзя забывать о следующем важном моменте. Каждый сотрудник, оформляясь на работу, должен представить ряд документов. Далее будут перечислены те из них, которые упоминаются в рекомендациях по ведению воинского учета, а значит, являются обязательными.

    Итак, для тех соискателей на должность, которые находятся в совершеннолетнем возрасте и еще не проходили службу в армии, документом, необходимым для предъявления, является удостоверение призывника, называемое в народе также припиской.

    Если же человек, устраивающийся на работу, находится в запасе, то есть уже отслужил в армии или был освобожден от этой обязанности по какой-либо причине, то у него нужно потребовать предъявления военного билета или документа, его заменяющего.

    Также работники организаций, ответственные за ведение воинского учета, осуществляют следующие действия. Они разъясняют остальным сотрудникам их права и обязанности в этой сфере. Эти специалисты обязаны информировать коллег о сроках подачи необходимых документов, пришедших повестках и так далее. В их обязанности входит и предупреждение людей о возможных штрафах, в случае неисполнения ими обязанностей по воинскому учету.

    Такие сотрудники сообщают в соответствующие органы о возможных поддельных документах, отсутствии в военных билетах листов. Докладывают они и о неисполнении работниками предусмотренных законом обязанностей в данной сфере. Не реже одного раза в год они должны проверять документы, выданные военкоматом персоналу. Они сверяют сведения из них с записями в карточках сотрудников. При появлении в документах новых отметок в личных делах производятся такие же поправки.

    При переводе сотрудника на новую должность или его увольнении они также информируют об этом комиссариат. Если в организациях числятся лица младше восемнадцати лет, то необходимо до 1 сентября текущего года подать в военкомат списки 15-16-летних. Их ставят на так называемый первоначальный учет.

    Что делать, если отказывают в постановке на воинский учет?

    Существуют разные ситуации, при которых вам могут отказать в постановке на воинский учет. Мы перечислили основные и разъяснили, что делать в таком случае.

    Вам отказывают после того, как поставили отметку о принятии.

    Второй экземпляр заявления, который вы забираете себе, можно использовать как доказательство того, что вы пытались встать на воинский учет. Он понадобится для обращения с жалобой в такие инстанции, как военкомат субъекта, органы прокуратуры, суд.

    Заявление о постановке на учет не приняли.

    Нужно обратиться в соответствующий военный комиссариат с заявлением. Сделать это можно по почте. После получения ответа (по закону ответ на обращение является обязательным) вы сможете обжаловать отказ в том же порядке, что и в первом случае.

    Также никто не отменяет возможность личной беседы с должностными лицами, которые ответственны за постановку на воинский учет. Для этого необходимо знать типичные причины для отказа в постановке на учет:

    Отказ в постановке на учет без регистрации.

    Как мы уже говорили ранее, воинский учёт осуществляется как по месту жительства, так и по месту пребывания.

    Отсутствие у граждан регистрации по месту жительства и месту пребывания не освобождает их от обязанности состоять на воинском учете, а значит, не может служить основанием для отказа в постановке на воинский учет.

    Не принимают заявление без снятия с учета в прошлом военкомате.

    В статье 10 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе» сказано, что для того, чтобы обеспечить воинский учет, граждане обязаны в течение двух недель прийти в военный комиссариат для снятия и для последующей постановки на воинский учет.

    Невыполнение одной из обязанностей не освобождает от исполнения следующей возникшей. То есть, даже если вы не снялись с воинского учета в старом военкомате, вы все еще должны встать на учет в новом.

    В военкомате перед постановкой на учет требуют пройти медкомиссию.

    Согласно статье 26 Федерального закона №53 «О воинской обязанности и военной службе», медицинское освидетельствование предусмотрено только в рамках призыва на военную службу, а также первоначальной постановки на воинский учет. То есть проходить медкомиссию для постановки на воинский учет вы не обязаны.

    Ответственность и обязанности офицеров-запасников

    Офицеры, числящиеся в резерве, также имеют ряд обязанностей перед армией. Они регулярно должны являться на военно-полевые сборы, повышая тем самым свою квалификацию. Такие мероприятия проводятся один раз в 3–4 года и могут длиться несколько месяцев в зависимости от характера и специфики обучения.

    Однако не весь офицерский состав обязан посещать подобные военные сборы. От них освобождены следующие категории граждан:

    • женщины;
    • учащиеся на очном или заочном отделении высшего образовательного учреждения;
    • представители правоохранительных органов;
    • кормильцы многодетных семей (три и более несовершеннолетних ребенка на попечении);
    • служащие гражданского флота;
    • граждане, имеющие депутатский мандат.

    Какие законы регулируют воинский учет

    Воинский учет граждан ведут по месту их работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, Положением и методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

    • п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
    • п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее по тексту — Положение о воинском учете);
    • Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;
    • для работодателей-организаций, расположенных на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
    Читайте также:  Материнский капитал-2023: новая ежемесячная выплата

    Обязанности граждан РФ по воинскому учету

    Лица, подлежащие ВУ в Российской Федерации, обязаны:

    • Быть зарегестрированными в военном комиссариате по месту жительства, в органах местного самоуправления в населенных пунктах, где нет комиссариатов, в Службе внешней разведки России или органах ФСБРФ в случае, если гражданин является офицером или пребывает в запасе данных структур. Для становления на ВУ обычных граждан производится первоначальная постановка на воинский учет в 16 лет.
    • Являться по вызову в орган, реализующий воинский учет, в назначенное время, взяв с собой военный билет или удостоверение лица, подлежащего призыву на службу, паспорт и водительские права (при их наличии).
    • В случаях увольнения в запас явиться в комиссариат по месту проживания для постановки на ВУ на протяжении 2-х недель с момента отчисления из списков граждан, входящих в личный состав воинской части.
    • Сообщать в орган, производящий воинский учет, сведения о смене семейного положения, места работы, занимаемой должности, образования, места проживания в пределах района, города, не имеющего районного деления или муниципального образования, не позднее 2-х недель с момента их наступления.
    • Производить снятие с ВУ при переезде на другое место жительства или пункт пребывания на срок более 3-х месяцев, при выезде заграницу на период более 6-ти месяцев, а также становиться на учет на территории нового места нахождения не позднее 2-х недель с момента прибытия или возвращения в Россию.
    • Сохранять военный билет в хорошем состоянии, а в случае его утраты на протяжении двух недель обратиться за его восстановлением в комиссариат.

    Статья 9. Первоначальная постановка граждан на воинский учет

    1. Первоначальная постановка на воинский учет граждан мужского пола осуществляется в период с 1 января по 31 марта в год достижения ими возраста 17 лет комиссиями по постановке граждан на воинский учет, создаваемыми в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

    2. Должностные лица организаций обязаны обеспечивать гражданам, работающим или обучающимся в указанных организациях, возможность своевременной явки по повестке военного комиссариата для постановки на воинский учет.

    3. В случае, если граждане, подлежащие постановке на воинский учет, не работают и не учатся, они при получении повестки военного комиссариата обязаны лично прибыть в указанные в ней время и место для первоначальной постановки на воинский учет.

    4. Первоначальная постановка на воинский учет граждан женского пола после получения ими военно-учетной специальности, лиц, приобретших гражданство Российской Федерации, граждан, отбывших наказание в виде лишения свободы, граждан, проживавших за пределами Российской Федерации и прибывших для постоянного проживания в Российскую Федерацию, а также граждан, обязанных явиться для первоначальной постановки на воинский учет, но не явившихся в сроки, установленные пунктом 1 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами в течение всего календарного года.

    5. Комиссия по постановке граждан на воинский учет имеет следующий состав:

    • должностное лицо военного комиссариата — председатель комиссии;
    • представитель местной администрации;
    • специалист по профессиональному психологическому отбору;
    • секретарь комиссии;
    • врачи-специалисты.

    6. Комиссия по постановке граждан на воинский учет обязана организовать медицинское освидетельствование граждан, определить их годность к военной службе по состоянию здоровья, провести мероприятия по профессиональному психологическому отбору граждан для определения их пригодности к подготовке по военно-учетным специальностям и принять решение о постановке гражданина на воинский учет либо внести на рассмотрение призывной комиссии вопрос о зачислении в запас гражданина, признанного ограниченно годным к военной службе, или вопрос об освобождении от исполнения воинской обязанности гражданина, признанного не годным к военной службе.

    7. Председатель комиссии по постановке граждан на воинский учет или по его поручению секретарь комиссии обязан объявить гражданам решение комиссии и разъяснить их обязанности по воинскому учету.

    Обязанности граждан по воинскому учету

    • состоять на учете в военкомате по месту жительства;
    • являться в военкомат для постановки и снятия с воинского учета;
    • своевременно (срок 2 недели) оповещать военкомат об изменениях в семейном положении, месте работы и должности, места жительства, образования;
    • при переезде на новое место жительства (или пребывания на срок более 3 месяцев) сняться с воинского учета, а затем встать на воинский учет в военкомат по новому месту жительства или пребывания;
    • при выезде за пределы Российской Федерации на срок более 6 месяцев сняться с воинского учета, а по возвращении в Россию – отметиться в двухнедельный срок.


    Похожие записи:

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *