На сколько увеличится налог на легковые автомобили в Казахстане

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «На сколько увеличится налог на легковые автомобили в Казахстане». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Официально «транспортный сбор» в РК является одним из источников доходов государства и направляется на финансирование дорожного строительства и ремонта, а также на обеспечение безопасности на дорогах. Налог можно платить как ежегодно, так и однократно (при регистрации). Размер сбора зависит от МРП, зафиксированного на начало актуального года. Для справки: МРП используется для расчета большого количества платежей: от этого показателя зависит размер стипендии, штрафов и социальных выплат.

Пример расчёта налога за 2022 год для легкового авто (задачка в три действия)

Дано: вам необходимо уплатить налог на легковой автомобиль, с объёмом двигателя 2300 см³.

  1. Согласно пункту 1 статьи 492 действующего Налогового кодекса РК, ваше авто относится к группе «свыше 2 000 см³ до 2 500 см³ включительно». Ставка налога для этой группы — 6 МРП.
6 × 3 063 = 18 378 тг
  1. Эта сумма ещё не окончательная. Теперь следует учесть «лишние кубики», а именно: доплатить по 7 тенге за каждую единицу превышения объёма 2000 см³. Таких «кубиков» в вашем случае — 300
300 × 7 = 2 100 тг
  1. Осталось сложить обе полученные суммы.
18 378 + 2 100 = 20 478 тг

Что будет, если не заплатить налог вовремя?

Оплатить свою налоговую задолженность граждане могут с помощью приложения своего банка. Если не сделать это вовремя, то могут быть проблемы.

Срок для уплаты транспортного налога за прошлый год истек 1 апреля 2023 года. Это значит, что скоро лица, которые не уплатили налог, получат уведомления о задолженности. Через 30 рабочих дней после отправки уведомления готовится приказ о взыскании задолженности. Если гражданин игнорирует и приказ, то через несколько дней он отправляется судебным исполнителям.

Если долг попадает к исполнителям, то к сумме долга начинает добавляться размер штрафа. Также на сумму долга начисляется пени. Иными словами, каждый день промедления с оплатой будет способствовать росту задолженности. Платить рано или поздно все равно придется, но только в более крупном размере, чем, если бы гражданин заплатил вовремя без напоминаний.

Кстати, возможности у судебных исполнителей довольно обширные. Они могут наложить арест на банковский счет гражданина или закрыть ему выезд за границу.

Сколько нужно заплатить?

Чтобы рассчитать и оплатить сумму сбора за 2022 год, следует опираться на ставку МРП в размере 3,063 тыс. тенге. По сравнению с 2021 годом налог вырос на 5% (тогда МРП равнялся 2,917 тыс. тенге). Впрочем, если автовладелец испытывает финансовые сложности, оформление онлайн-кредита с 18 лет поможет вовремя внести нужную сумму без значительных переплат.

Чтобы рассчитать налог на транспорт 2023 (который нужно будет внести в следующем году), ориентируйтесь на МРП 3,450 тыс. тенге. То есть, размер сбора в 2024-м будет больше примерно на 12%.

Ставка сбора для владельцев легковушек зависит в первую очередь от объема мотора, а в ряде ситуаций — от года выпуска или регистрации транспортного средства. Если объем мотора легковушки составляет меньше 3 литров, ключевым фактором является год выпуска транспортного средства или ввоза его на территорию государства: 1–9 МРП (сумма за 2022 год — от 3,063–27,567 тыс. тенге, за 2023-й — 3,450–31,050 тыс. тенге). Для сравнения, минимальная пенсия в 2023 году составляет 24,341 тыс. тенге.

Размер сбора для машин с мотором свыше трех «кубов» зависит от даты регистрации.

Казахстанцы должны стать автомобильной нацией

Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.

«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.

При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.

Казахстанцы должны стать автомобильной нацией

Известный экономист и автолюбитель Рустем Жансеитов предлагает изменить систему налогообложения на транспорт и пересмотреть ценообразование продукции автопрома. В частности, он считает оптимальной формулу, при которой налог на транспорт входит в стоимость топлива.

«Думаю, самый справедливый подход в формировании транспортного налога – это включение обязательных платежей в стоимость бензина. Тот, кто больше ездит, больше тратит горючего, должен и платить больше. Это мотивировало бы автовладельцев пересесть на более экономичные модели авто. А это очень актуально для нашей страны. Мне, вообще, обидно, что в то время, когда в Европе к 2035 году полностью планируют прекратить производство автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), Казахстан продолжает превращаться в свалку старых машин, ухудшая и без того сложную экологическую обстановку в республике. Смысл внутреннего производства автомобилей всегда в том, чтобы цены на них были ниже мировых. У нас этого нет, хотя на поддержку отечественного автопрома ежегодно тратятся многомиллиардные бюджетные средства. И это какой-то абсурд. Нужно пересмотреть всю схему ценообразования автомобилей и методику расчета суммы первичной регистрации, утильсбора и всех других видов обязательных платежей в сторону снижения, потому что у нас очень дорогие машины», – отметил он.

При наличии огромной территории казахстанцы, по словам Рустема Жансеитова, давно уже должны были стать автомобильной нацией, как американцы или канадцы.

Сроки уплаты транспортного налога в 2022 году

Воспользуйтесь персональным календарем бухгалтера от программы БухСофт. Узнайте актуальные сроки сдачи отчетности, перечисления налогов и страховых взносов, а также выплат работникам. Вы можете сформировать календарь для себя. Тогда программа пришлет напоминания о важных датах на адрес вашей электронной почты. Попробуйте бесплатно:

  • из мощности двигателя в лошадиных силах (исключение — транспорт с реактивным двигателем);
  • валовой вместимости в регистровых тоннах (по этому показателю рассчитывают платеж по некоторым видам водных транспортных средств;
  • тяга реактивного двигателя в килограммах силы (по этому критерию считают налог по самолетам);
  • одна единица транспорта — по остальным транспортным средствам.

Кто платит налог, а кто – не платит?

Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.

При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.

Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.

Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.

Читайте также:  Разные статусы участков: правовые последствия

Налоговые ставки для легковых авто с объемом более 3 000 куб. см, появившихся в РК после 31.12.2013

Объем двигателя, куб. см

Ставка в месячных расчетных показателях

3 000 – 3 200

35

3 200 – 3 500

46

3 500 – 4 000

66

4 000 – 5 000

130

Свыше 5 000

200

Сроки отчетности и уплаты транспортного налога

Налог начисляется за один календарный год — с 1 января по 31 декабря. Это и есть налоговый период.

  • ИП проводят платеж до 1 апреля следующего года и не сдают отчетность. При этом:
    • если транспорт нужно зарегистрировать или перерегистрировать, то налог надо уплатить до этих действий;
    • если транспорт до покупки не состоял на учете в Казахстане, то налог начисляется за период с 1 числа месяца, в котором приобретен автомобиль, по 31 декабря того же года.

    Налог на транспорт в Казахстане: ставки, сроки, способы оплаты.

    Объем двигателя, куб. см

    Ставка в месячных расчетных показателях

    До 1 100

    1

    1 100 – 1 500

    2

    1 500 – 2 000

    3

    2 000 – 2 500

    6

    2 500 – 3 000

    9

    3 000 – 4 000

    15

    Свыше 4 000

    117

    Для отдельной категории легковых авто существуют особые ставки. Автомобиль должен соответствовать двум важным условиям, чтобы попасть в эту категорию. Во-первых, объем двигателя должен превышать 3 000 куб. см. Во-вторых, автомобиль должен быть произведен, собран или ввезен на территорию страны после 2013 года. Если ваша машина подходит под эти требования, то обратите внимание на указанную ниже таблицу ставок.

    Ввели необходимость подавать заявления о льготах по налогу на землю и транспорт

    Декларации по транспорту и земле отменили. Вместо них компаниям был предложен вариант подачи заявлений для получения льгот по этим налогам (п. 3 ст. 361.1 НК РФ, п. 10 ст. 396 НК РФ). Получается, чтобы воспользоваться льготой, налогоплательщику нужно подать в ИФНС соответствующее заявление. Его форма регламентирована Приказом ФНС от 25.07.2019 г. № ММВ-7-21/377@.

    В этом заявлении требуется указать объекты налогообложения – конкретные участки земли и транспортные средства. Кроме того, нужно обозначить полагающиеся льготы с указанием реквизитов нормативно-правовых актов и информации о документах, которые доказывают право на льготы.

    На разные объекты (земля и транспорт) составляется одно заявление. Кроме того, в заявлении может быть одновременное указание разных КПП, присвоенных по месту нахождения объектов. Об этом ФНС указала в Письме от 03.02.2020 г. № БС-4-21/1599@.

    Налогоплательщики вправе подавать заявление на льготы вместе с подтверждающей документацией в любую налоговую инспекцию. Документы можно подать лично, через ТКС, по почте или через МФЦ. Кроме того, законодательством не установлены ограничения по срокам подачи пакета документов. Таким образом, налогоплательщик может подать заявление на вычет любым удобным ему способом и в любое время.

    Если налогоплательщик не подал заявление, то он не лишается права на получение льготы. В случае, когда ИФНС имеет информацию о льготах, которые положены налогоплательщику, то она рассчитывает налоги по земле и транспорту за 2020 г. именно с учетом этих льгот.

    Однако если налогоплательщик самостоятельно не заявит о получении льготы, есть вероятность, что ИФНС, даже при наличии информации, льготы ему не предоставит. Тогда субъект получит уведомление об уплате завышенного налога. В этой связи налоговики информировали хозяйствующих субъектов в январе 2021 г. о том, что им в течение 1 квартала 2021 г. нужно подать заявление о льготах на налоги по транспорту и земле.

    До начала 2023 года транспортный налог будут считать по-старому

    Для расчета транспортного налога на автомобили, вошедшие в перечень роскошных, применяется особая формула. За основу взята действующая схема расчета транспортного налога от 2003 года: количество лошадиных сил автомобиля умножается на налоговую ставку, которая привязана к мощности. Причем ставку каждый регион выбирает сам. Например, в Москве минимальная ставка пошлины составляет 12 руб. за 1 лошадиную силу — она применяется к машинам мощностью менее 100 лошадиных сил. С повышением мощности мотора растет и ставка. Автомобили мощнее 250 л. с. облагаются ставкой в 150 руб. за 1 л. с., машины мощностью от 225 до 250 л. с. имеют ставку 75 руб., а модели мощностью от 175 до 225 л. с. — ставку 65 руб. за 1 силу.

    Чтобы посчитать транспортный налог для любой машины, налоговая ставка умножается на мощность двигателя. В случае роскошных моделей эта сумма умножается еще на один показатель — коэффициент стоимости автомобиля.

    1,1 –для автомобилей средней стоимостью от 3 до 5 млн руб., с года выпуска которых прошло не более трех лет; (действует в течение первого года владения, в последующие 2 года — 1);

    2 — при средней стоимости автомобилей от 5 до 10 млн руб. и не более пяти лет с года выпуска;

    3 — при средней стоимости автомобилей от 10 до 15 млн руб. и менее 10 лет с года выпуска, а также для автомобилей средней стоимостью от 15 млн руб. не старше 20 лет.

    Значение имеет и возраст автомобиля. Согласно формуле, модели в категории 3-5 млн руб. облагаются повышенным налогом только первый год после приобретения, 5-10 млн — 5 лет, а 10-15 млн — 10 лет, а от 15 млн — 20 лет после даты производства.

    Как рассчитать сумму налога на транспорт?

    Расчет: (9×1982) + ((2750-2500) ×7) = 19 588,00 тенге сумма налога за легковой автомобиль с объемом двигателя 2750 куб. см.Автобусы:

    Автобусы:

    До 12 посадочных мест включительно

    9

    Свыше 12 до 25 посадочных мест включительно

    14

    Свыше 25 посадочных мест

    20

    Кто платит налог, а кто – не платит?

    Согласно Налоговому кодексу страны, плательщиками налога являются физлица и юрлица, которые имеют в собственности, либо на правах управления транспортные средства.

    При этом законодательство предусматривает льготы для отдельных категорий граждан. В частности, освобождены от уплаты налога компании-производители сельхозпродукции, а также руководители хозяйств. Им не нужно платить налог с техники, которая используется для производства продукции.

    Также не платят налоги на транспорт структуры государства и учебные заведения, предназначенные для получения среднего образования. Общественные организации инвалидов освобождены от уплаты в отношении 1 автобуса и 1 легковушки с объемом до 3 000 куб. см.

    Льготы по оплате налога имеют участники и инвалиды ВОВ, герои СССР и соцтруда, матери со званием «Мать-героиня», лица, получившие национальные ордены, звания. Для них действует освобождение от уплаты налога в отношении одного транспортного средства. Если у граждан обнаружится нескольких автомобилей, то льготу можно получить по машине, которая предусматривает наибольший размер налога.

    Налоги платить нужно с любых транспортных средств, кроме автосамосвалов с возможностью подъема на борт более 40 тонн, автомобилей медиков, судов, автомобилей, которые уже облагаются налогом на имущество.

    В некоторых случаях закон позволяет приостановить начисление налога. Это случится, если, например, автомобиль гражданина был похищен. По бумагам гражданин все еще является собственником, однако по факту транспортное средство находится в руках похитителей.

    Чтобы налоговые органы перестали начислять налог на период розыска транспортного средства, необходимо наличие сведений, которые подтверждают факт начала уголовного дела по делу о похищении. Такие сведения обычно передают налоговикам структуры, отвечающие за регистрацию автомобилей.

    Точкой отсчета для остановки начисления налога станет дата начала дела о похищении. Как только дело будет закрыто и соответствующие органы передадут сведения налоговикам, те вновь начнут начислять налог.

    Физические лица, обязанные платить транспортный налог, вносят его до конца налогового периода, т.е. до 31 декабря за текущий год. Организациям надлежит внести требуемую сумму до 5 июля.

    Если плательщики не укладываются в срок, за каждый день просрочки начисляется неустойка в виде пеней. При условии, что сумма задолженности превысит 2 тыс.525 тенге, Департамент госдоходов направляет дело судебным исполнителям, которые рассчитывают сумму пеней и посылают должнику уведомление о необходимости погасить долг с предупреждением.

    Если в течение срока, указанного в уведомлении долг не будет погашен, судебный исполнитель может принять решение об аресте автомобиля или иного имущества должника. Прецеденты такого отчуждения в КР уже имеются.

    В качестве дополнительных мер воздействия в отношении неплательщиков используют:

    • Установление ограничений на осуществление банковских операций. Если налоговые органы направят в банк предписание, он будет обязан до полного погашения долга приостановить обслуживание счетов должника.
    • Наложение запрета на выезд за границу. Такая ситуация возможна при размере задолженности от 50 тыс. 500 тенге.

    Сама система оплаты транспортного налога в КР очень проста. Нужную сумму можно внести:

    • Через банковские кассы и терминалы.
    • Онлайн на сайте Комитета госдоходов и на специализированных сайтах государственных услуг, например: kz.


    Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *